Тайны великой трагедии
21.06.2004 18:05
В советское время господствовала официальная (а следовательно, единственно правильная) точка зрения на эти события, согласно которой коварный и вероломный Гитлер обманул простодушного и доверчивого Сталина, подписав, а затем нарушив пакт о ненападении.

В этой статье, нисколько не умаляя заслуг победителей, представлена альтернативная точка зрения на события тех лет, несколько отличающаяся от официальной советской…

Война наступательная и война оборонительная

Общеизвестным является факт, что огромная часть советских войск и техники была уничтожена в первые часы и дни войны. Авиация вермахта сбрасывала бомбы прямо на наши военные аэродромы, уничтожая советские ВВС, фашистские танки врывались прямо в казармы со спящими солдатами, и только на некоторых участках границы было организовано некоторое противодействие агрессии.

Официальная версия гласит, что это было следствием халатности военного командования, в том числе и высшего. Сталин, согласно этой версии, ожидал нападения Гитлера, но не ранее 1942 года.

Однако возникает вопрос, а зачем было придвигать к границам такую огромную массу войск? Более логичным было бы отодвинуть основные силы на 40 – 50 км вглубь территории, оставив небольшие погранотряды, как это и сделали французы в 1940 году (правда, это им мало помогло, так как немецкие войска обошли их укрепления через Бельгию), и как этого требуют все каноны военного искусства.

Зачем было строить аэродромы в нескольких километрах от границы, делая их тем самым уязвимыми для авиации противника? Ожидая нападения, их следовало размещать в глубине территории, чтобы иметь возможность отразить атаку предполагаемого противника. Отсюда можно сделать вывод: Сталин не собирался защищаться. Он собирался нападать.

А что думают по этому поводу наши сограждане спустя 60 с лишним лет после начала Великой Отечественной войны?

Николай, слесарь-механик :

– Не думаю, что СССР стал бы нападать на фашистскую Германию. Тогда было три силы – Германия, СССР и блок Англии - Франции - США. Каждый из них пытался стравить противников, чтобы усилиться за их счет. Зачем же было Сталину ввязываться в войну? Он потому и старался не провоцировать Гитлера, чтобы дать ему возможность напасть на Англию. И правильно, я считаю, делал.

Алексей, врач-анестезиолог :

- По поводу того, собирался ли СССР напасть на Германию, честно говоря, меня этот вопрос никогда сильно не интересовал, война произошла, историю не переписать. Да, наверное, Сталин бы мог это сделать, но, с другой стороны, зачем? Чтобы строить там коммунизм?

Владимир, студент :

– Я не исключаю тот факт, что Советский Союз собирался напасть на Германию в июне 1941 года. Об этом говорит много фактов. Самый весомый из них тот, что оружие и боеприпасы СССР концентрировались на границах.

Дмитрий, водитель :

- Я лично сомневаюсь, что мы собирались на кого-то нападать, по крайней мере, в тот момент. Может, через 10 лет, через 20, но не тогда. С чем было нападать, если не было достаточной военно-технической мощи, ведь все самое убойное наше вооружение, насколько мне известно, было придумано уже во время войны, на второй и третий ее год? Да и командный состав армии после диких сталинских «чисток» оставлял желать лучшего. А Сталин был далеко не дурак, чтобы самому лезть на рожон, находясь в заведомо проигрышной позиции. Вот подкопил бы силенок – и тогда, как знать, может, и мы прошлись бы победным маршем по Европе. Но Гитлер оказался хитрее. Или ему просто не хватило выдержки.

Станислав Петрович, кандидат исторических наук:

– То, что война в 1941 - 42 гг. так или иначе бы началась - факт. Фашистская Германия и Советский Союз могли существовать мирно лишь до тех пор, пока между ними был достаточно прочный буфер. И дело тут даже не в прибалтийских республиках, которые были обречены на оккупацию той или другой стороной с момента обретения т.н. «независимости» в 1917 - 1918 годах. Тогда Западной Европе просто нужно было отгородиться от большевиков «санитарным кордоном». А заодно - и отрезать последних от балтийских портов.

Дело - в Польше. С того момента как «западные демократии» - Франция и Великобритания - сдали Польшу Гитлеру (подчеркиваю, Гитлеру, а не Сталину!), война между Германией и СССР была предрешена. Более того, раздел Польши подталкивал Германию еще дальше на Восток, а СССР - на Запад. С сентября 1939 года обе державы шли к столкновению, к военному конфликту. Что же касается вопроса вопросов: кто первый начал? Многие сейчас поддерживают точку зрения Виктора Суворова (Резуна) - беглого советского разведчика, пытающегося в своих книгах «Ледокол» и проч. любыми путями «заклеймить» коммунистический режим, чтобы его собственное предательство выглядело «идеологически выдержанным» - Бог ему судья…

На мой взгляд, Вторую мировую войну начали… Англия и Франция, причем еще 11 ноября 1918 года, когда в соответствии с Версальским мирным договором Германия была на «законных» основаниях ограблена и унижена, Австро-Венгерская империя рассыпалась на мелкие, вполне «управляемые» республики, а Россия (большевистская), которая понесла столько жертв в Первой мировой войне, вообще не попала в число держав-победительниц. Зерна реваншизма были посеяны - и дали свои всходы в 1930-х: не будем забывать, что германский блицкриг и советскую «войну малой кровью на чужой территории» планировали офицеры бывшего кайзеровского (Германия) и императорского (Россия) генеральных штабов, укрывшиеся под новыми флагами - со свастикой и серпом & молотом соответственно.

***

Два диктатора

Вполне возможно, имеет право на существование и альтернативная точка зрения на Вторую мировую войну, согласно которой роль в ней Сталина видится не намного симпатичнее, нежели роль Гитлера.

Коммунистическому режиму была необходима мировая война, ведь лишь многим позже, уже при Хрущеве, был выдвинут тезис о «мирном сосуществовании капиталистической и коммунистической систем».

Не исключено, что Сталин (который отнюдь не был наивным простаком, как его иногда представляет советская история), подталкивая Гитлера к войне и не препятствуя германской оккупации Европы, преследовал далеко идущие цели: победив Германию, установить в Европе коммунистический режим (что и было сделано на территориях, освобожденных советскими войсками).

И уже когда советские войска были готовы начать войну (некоторые источники называют даже точную дату предполагаемого наступления – 6 июля 1941 года, дата эта высчитывалась, основываясь на темпах переброски советских войск к границе до войны, но точного ее подтверждения в архивах обнаружить не удалось), Гитлер вынужден был нанести упреждающий удар.

Последствия войны были катастрофическими для Германии – более 40 лет она была разделена на ФРГ и ГДР; для восточноевропейских стран, которые вошли в соцлагерь; для СССР, потери которого в войне были поистине ужасающими.

Все же, что бы ни думали вожди, навсегда останется в памяти потомков подвиг простых людей, которые ценой неимоверных усилий и огромных потерь завоевали для себя и своих потомков право на жизнь.


Николай :

- Для меня 22 июня, в отличие от Дня Победы, – это день скорби. Я родом с Западной Украины, там местные власти все пытались сделать таким днем скорби 9 мая. А я считаю, что 9 мая – это день нашей Победы над сильнейшим врагом. Зато 22 июня – действительно повод помянуть жертвы.

Алексей :

- Для меня этот день прежде всего – день начала большой трагедии наших народов. Не помню, сколько миллионов человек потерял Советский Союз, а в его составе и Украина, но помню, что много. Естественно, в силу моего возраста, меня эта война непосредственно не коснулась, но раньше, особенно еще до распада СССР, ей уделялось очень много внимания, несравнимо больше, чем сейчас в независимой Украине. Ну что ж, может быть, оно и правильно, в конце концов, это было давно, и пора уже поставить точку.

Владимир :

- Эта война ассоциируется у меня почему-то с борьбой добра и зла. «Светлого» Советского Союза с «темными силами» фашистской Германии. Хотя история еще не определила точно, что необходимо относить к добру, а что - к злу. Но то, что там воевали наши деды и прадеды, определило мою точку зрения.

Дмитрий :

- 22 июня у меня всегда ассоциировалось с песней про то, что «Киев бомбили, нам объявили…». Всегда очень ярко представлял себе этот ужас: лето, выходной день, люди еще спят, а тут самолеты, бомбы… В общем, кошмар. Плюс я еще в детстве смотрел много фильмов про войну, а их у нас умели снимать очень натурально, так что сразу хотелось верить, что немцы – нация нелюдей, а Советский Союз, даже захваченный, все равно всех победит. Потом, правда, развалился сам по себе, но это уже другая история.