Если завтра в поход…
22.06.2004 09:02
Что новая доктрина нам готовит

Военная доктрина, помимо прочего, – основа для проведения реформы Вооруженных сил, которая, стартовав «с места – в карьер», натолкнулась на отсутствие базовой платформы, поскольку предыдущая доктрина от 1993 года создавалась без учета масштабной перестройки в армии.

«Многовекторный» статус отечественных Вооруженных сил стал основательным тормозом для их реформирования. Без предварительного определения потенциальных врагов и основанных на оценке их военного потенциала расчетах необходимого количества украинских военных реформа невозможна в принципе. Если готовиться отражать удары абстрактных противников со всех сторон, не зная при этом в лицо своих союзников, то армию надо не сокращать, а расширять. А если занять позицию, что врагов у нас, дескать, нет и быть не может, потому как мы люди мирные, то Вооруженные силы и вовсе можно распускать по домам.

Впрочем, теперь у скептиков реформы стало одним поводом меньше.

В новой Военной доктрине в качестве основных и потенциальных внешних угроз национальной безопасности Украины в военной сфере определено распространение оружия массового поражения и средств его доставки, военно-политическая нестабильность в соседних странах наряду с наращиванием ими группировок войск у границ с Украиной и незавершенность договорно-правового оформления государственной границы.

Внутренними военными угрозами считаются противоправная деятельность экстремистских организаций и попытки создания террористических групп, а также опасное снижение уровня обеспеченности современной военной техникой украинской армии, медленные реформы Вооруженных сил Украины, неудовлетворительное социальное обеспечение действующих и уволенных в запас военнослужащих и накопление устаревшей военной техники и боеприпасов.

В мирное время основными составляющими военной безопасности Украины является прогнозирование и оценка угроз, ускорение реформирования Вооруженных сил с целью повышения их эффективности наряду с их переходом на контрактную основу и модернизацией военной техники.

Начало начал

Затягивание с реформированием Вооруженных сил отныне официально считается внутренней военной угрозой. В чем, впрочем, давно уже никто не сомневался. «Несокрушимая и легендарная» украинская армия давно уже из оплота национальной безопасности превратилась в угрозу той самой нацбезопасности.

После развала «великого и могучего» Союза Украине достались в наследство столь же «великие и могучие» Вооруженные силы, которые, впрочем, оказались нам совершенно не нужны. От СССР нам перепали массивы войск, оружия и боевой техники, сосредоточенные на территории Киевского, Одесского и Прикарпатского военных округов. Столько «счастья» досталось Украине исключительно по принципу географической принадлежности.

Желающих послужить во славу независимой Украины оказалось в избытке, неожиданно выяснилось, что содержать Вооруженные силы численностью под 400 тыс. человек стране не под силу.

В то же время официально признаться в том, что ВСУ нужно немедленно сокращать, никто не торопился. Во-первых, получалось некрасиво: зачем, спрашивается, было набирать, чтобы потом разгонять. Во-вторых, увольняемых в запас нужно было обеспечить социальными гарантиями: пенсиями, квартирами, переподготовкой.

Между тем «реформирование» началось с низов. Офицерский состав принялся активно искать варианты дополнительного заработка, причем многие находили варианты для «поддержки штанов» прямо по месту службы. Чуть позже из ВСУ косяками начала уходить молодежь. Однако к концу 2000 года в рядах Вооруженных сил находились все еще около 330 тыс. человек.

В декабре 2000 года руководство страны предприняло первую попытку сократить численность армии. Согласно Закону «О численности Вооруженных сил Украины на 2000 - 2005 годы», к началу 2006 года ВСУ должны были насчитывать «всего» 295 тыс. военнослужащих и 80 000 гражданских специалистов. То есть за пять лет ВСУ предполагалось сократить всего на 15 тыс. человек – на 4,8%!

Тяжело в реформе – легко в бою

Иначе говоря, хвост собаке «гуманно» попытались рубить по частям. Впрочем, довольно скоро стало понятно, что из этой аккуратной хирургической операции ничего не выйдет...

Ускорение реформе придали несколько трагических событий при непосредственном участии бравых Вооруженных сил. И если первое из них, случившееся 20 апреля 2000 года – попадание ракеты в жилую девятиэтажку в Броварах, военное начальство было склонно списать на досадную случайность, то второе – «меткое» попадание 4 октября 2001 года украинской ракеты в российский самолет Ту-154 – так просто замять не удалось. Отделаться назначением «стрелочников» из числа полковников и даже генералов войск ПВО не получилось. Президент Украины принял отставку министра обороны Александра Кузьмука.

Вместо него на этот пост был назначен политически нейтральный генерал Владимир Шкидченко. Однако даже ТУ-154 и смена министра обороны не смогли перевести реформу ВСУ из плоскости разговоров в плоскость решительных действий. По всей видимости, последней каплей в глубокой (возможно, даже излишне глубокой!) чаше терпения стала трагедия во время авиа-шоу на львовском аэродроме Скнилов 27 июля 2002 г.

По обвинению в совершении должностных преступлений были задержаны многие старшие офицеры и генералы, временно отстранен от исполнения своих обязанностей, а потом и снят с должности главком Военно-воздушных сил.

К весне 2003 года ВСУ подошли со своеобразным рекордом: менее чем за два предшествующих года из них «ушли» одного министра обороны и двух главкомов родов войск, не считая офицеров рангом поменьше.

Однако это были только цветочки. После того как Президент Украины нагрянул в Крым, а потом провел совещание, посвященное результатам проверки состояния боеготовности Военно-морских сил и нецелевого использования ими государственных недвижимости и земельных участков, Владимир Шкидченко подал в отставку, а Генпрокуратура возбудила в отношении бывшего главкома ВМС, адмирала Михаила Ежеля, уголовное дело.

Все эти перемены показали, что в Украине таки стартовала военная реформа. И после бурной весны–2003 в украинской армии началось не менее жаркое лето.

На пост министра обороны 21 июня был назначен Евгений Марчук. Уже 4 июля Президент Украины подписывает Указ «О проведении оборонного смотра Вооруженных сил Украины» – с июля 2003-го по июнь 2004-го года. Одна из его официальных целей – уточнение задач, структуры и численности ВСУ.

В июле-сентябре 2003-го по ВСУ прокатилась серия отставок высокопоставленных офицеров с достаточно мягкими формулировками и часто даже без возбуждения уголовных дел. Взбодрившиеся военные прокуратуры при дружеской поддержке органов СБУ и контрразведки выступили единым фронтом против коррупции в ВСУ.

Адью, господа офицеры!

После этой летней «прополки» в армейских рядах к осени созрел «урожай» законодательный. 28 октября 2003 года в Верховную Раду был внесен проект закона о численности ВСУ на 2004 - 2005 годы. Одновременно Е. Марчук сообщил об окончании разработки программы реформирования ВСУ, направленной на рассмотрение СНБО совместно с новой редакцией Военной доктрины Украины.

Согласно этим планам, за 2003 - 2005 гг. численность ВСУ планируется уменьшить на 155 тысяч человек, а до конца 2005 года сократить количество людей в погонах до 200 тысяч.

Итак, украинской армии предстоит пережить почти 30% внеплановое сокращение. При этом новый закон предусматривает не просто количественное сокращение ВСУ, но и введение лимитов по категориям военнослужащих. Например, к концу 2006 года в составе ВСУ предполагается иметь 190 должностей для высших офицеров, или 0,12% от общей численности Вооруженных сил, число полковничьих должностей будет уменьшено в два раза – с 6,6 до 3,3 тысячи, а соотношение числа старших и младших офицеров cоставит 1:1,4. Иными словами, на одного офицера, в среднем, будет приходиться по 7 рядовых.

Вряд ли слишком огорчатся сокращению армии военнослужащие срочной службы, встретившие приказ о досрочном «дембеле». То же касается и части потенциальных призывников 2004 - 2005 (и последующих лет), которые вдруг окажутся невостребованными родными Вооруженными силами. Таким образом, основной удар сокращения будет нанесен по офицерам.

Однако по каким именно? Сегодня в ВСУ группу экономически наиболее обеспеченных военнослужащих составляют старшие и высшие офицеры, места службы которых сосредоточены преимущественно в Киеве и крупных областных центрах. Вторая, менее многочисленная, но также довольно обеспеченная группа украинских военачальников, представлена сравнительно молодыми офицерами (майор-подполковник), удачно сделавшими карьеру за последние 12 лет.

И наконец, основная часть офицеров, в большинстве своем – молодежь. Им, в отличие от первых двух категорий, терять, в принципе, нечего. Именно на них-то и держится то, что принято сегодня считать «несокрушимым и легендарным» войском Украины. И именно они рискуют в первую очередь попасть под сокращение или же уйдут сами, даже не дожидаясь пенсии, едва лишь второй этап реформы даст им возможность «нормально» уволиться в запас. И один из вопросов, которые предстоит решить Минобороны, – как удержать в армии молодежь, хорошенько «прополов» первые две категории.

Парламентский барьер

Однако пока Министерству обороны не приходится думать о «мелочах». 3 июня Верховная Рада Украины заблокировала принятие законопроекта «Об изменении структуры и численности Вооруженных сил Украины и других мероприятиях, связанных с их реформированием». Народные депутаты также не смогли внести изменения в Закон Украины «О численности Вооруженных сил Украины на 2000 – 2005 годы». Этот проект предполагал сократить численность ВС к концу 2004 года на 70 тыс. человек – до 285 тыс.

Вторая неудачная попытка парламента принять этот законопроект 15 июня вызвала большое неудовольствие со стороны Министерства обороны.

В своем заявлении Минобороны попеняло депутатам, что они с воодушевлением приняли закон о гарантиях социальной защиты военнослужащих, которые увольняются по сокращению со службы, однако в связи с отказом принять закон о самом сокращении сделали это благое постановление «мертвым».

Из-за блокирования военной реформы в парламенте, по словам ведомства Евгения Марчука, придется отказаться от планов сокращения призыва на срочную службу, набора в военные учебные заведения, продолжать «расходовать значительные средства на содержание воинских частей, которые уже давно утратили свою боеспособность». Кроме того, военное руководство считает, что Верховная Рада может помешать формированию бюджета на 2005 год, который «мог бы стать для Украинского войска первым за всю его новейшую историю бюджетом развития, а не проедания»…

Во вторник, 22 июня, народные депутаты вновь поговорят об армии. Планируется заслушать информацию Кабмина об исполнении конституционных полномочий, исполняемых им в сфере обороны.

Пока же парламент затягивает решение вопроса с законодательной базой военной реформы, процесс сокращения Вооруженных сил продолжается – увы, путем далеко не естественного отбора лучших из лучших. На гражданку волей-неволей вынуждена уходить наименее «укоренившаяся» офицерская молодежь, которая должна была бы составить основу будущей обновленной армии…

P.S. Не иначе, как вняв увещеваниям Министерства обороны, во вторник, 22 июня, Верховная Рада поддержала президентский законопроект «О внесении изменений в закон Украины «О численности ВС Украины на 2000 -2005 года». За это проголосовало 238 депутатов. Решение принято в основном голосами фракций большинства. Стало быть, вскорости можно ожидать горьких слез о судьбе "маленького украинца" в погонах со стороны оппозиции, особенно - правой...
Олег Вигурский
Галина Боярская