Как освещается газовый конфликт на украинском ТВ
16.01.2009 12:28
…скандал, ан растянулась и заострилась одновременно. Народ, что называется, в трансе и безмолвии, политики меряются наглостью, и лишь одна социально-профессиональная группа испытывает несказанное удовольствие от всего происходящего. Это журналисты.

Понятное дело – не все. Понятное дело – не всегда удовольствие. Но наличие столь горячей темы – безусловный подарок для любого представителя пишущей, репортирующей и журналирующей братии. Подарок, который можно использовать по-разному. Кто-то будет делать пышущие жаром доклады с места событий, кто-то начнет документы разгребать, а кто-то с радостью начнет отрабатывать собственные (и не только) идеологические установки.

Вот эти «кто-то» - большинство украинских тележурналистов. О «сетевиках» разговора нет – тут у нас всяких хватает. А вот обитатели эфира, за редким исключением, демонстрируют потрясающее единство. Полагают, видимо, что являют общественности пример невиданного патриотизма.

Патриотизм отечественной тележурналистики большей частью сводится к тому, чтобы как можно чаще показывать чиновных врунов или же врать самим. В крайнем случае, если не врать, то хотя бы не давать информации. Не то что достоверной - просто не давать. Вспомните: предновогодний украинский телеэфир был заполнен песнями и плясками. А также выпусками новостей, в которых отчитывались об успешном проведении песен и плясок. Или ругали за неуспешное. И ни слова – о газе. Разве что навязшие на зубах сентенции «Россия что-то замышляет».

В это время российские телеканалы активно демонстрировали российских же чиновников, которые с волнением обсуждали: почему же Украина не платит? Почему переговоры срывает? Может, у них там не так что-то? Может, не надо им пока газ отключать – люди ведь замерзнут!

Наших телеколлег эти вопросы явно не интересовали. Зато после Нового года украинские телеканалы стали пускать в эфиры демонические высказывания Путина, Медведева и Миллера. Высказывания были подобраны и обрезаны таким образом, что вывод из них можно было сделать только один. Догадайтесь какой.

Разнообразные телеведущие, начиная от Чайки и заканчивая Сеничкиным, усердно цитировали и показывали Дубину, рассказывающего всей стране, что Украина газ отключить не могла… по причине отсутствия вентиля. На «тоталитарном» и «оболванивающем» российском телевидении после такого аргумента журналист обязательно спросил бы, как у чиновника со здоровьем. Наши же вышеупомянутые продолжали добросовестно повторять изречения человека с говорящей фамилией. И когда через день этот «кудесник из Нефтегаза» (по выражению Тимошенко), даже не попросив прощения у народа, признался в своем обмане и подтвердил, что газ все-таки перекрыла Украина, что сделали журналисты? Повинились в своей некритичности? Да Боже вас упаси. Наши коллеги страшно любят ругать политиков за неумение признавать ошибки, однако попробуйте вспомнить хотя бы одного телевизионщика, признавшего себя в чем-то виновным. Куда там! Абсолютная вера в собственную непогрешимость присутствует у коллективов практически всех отечественных телеканалов. Можно даже иерархию выстраивать по этому критерию – с конкуренцией за царский пентхаус между Пятым каналом и «1+1».

Особенно умиляет манера многих тележурналистов убедительно «освещать» позицию той или иной страны или организации, не предоставляя никаких подтверждений своим словам. Этак по-гусарски: «Россия собирается насильно купить украинский газопровод». Или «Евросоюз потребовал от России прекратить шантаж Украины». Это самые безобидные варианты. Но парадоксальным образом в тех ситуациях, когда какой-нибудь «Интер» или «Пятый» дают видеосопровождение, получается еще комичнее. Ведь они умудряются (или осмеливаются) неправильно переводить высказывания персонажей сюжета. Рассказывают о том, как Ангела Меркель выступила на стороне Украины в газовом конфликте, демонстрируют немецкого канцлера, которая на бэкграунде говорит, что Европу интересует не поддержка какой-либо стороны, а разрешение конфликта. Или, например, «цитируя» «Уолл-стрит джорнэл» о том, что «нет сомнений в агрессивных намерениях Москвы по поводу украинского газопровода», показывают абзац, в котором написано: «Не следует сомневаться, что агрессивные намерения Москвы были бы очевидными, если бы имели место». Правда, чуть-чуть по-разному звучит?

И ладно, если бы весь эффект от подобного поведения сводился к возникающему у зрителя раздражению. Но ведь люди не слушают бэкграунд и не вчитываются в «вырезки». Стоит ли удивляться после этого, когда в эфир телефонирует «возмущенная общественность» и требует «за каждое хамское заявление Путина поднимать цену на транзит»? Вряд ли. Поэтому становится очень смешно, когда какой-нибудь борец за свободу, наподобие Портникова, начинает вещать о собственной бесконечной демократичности и «оболванивающем» российском ТВ. По уровню пропагандистско-идеологического воздействия украинское и российское телевидение, конечно, несравнимы. Но в смысле профессионализма, уж извините. Просто потому, что 99% нашего ТВ – чистейшая провинция в лучших киевских традициях. И даже пропаганда у них провинциальная и топорная.

Однако количественно соотечественники перекрывают не только российское, но даже американское телевидение, которое и вовсе никогда не претендовало на озвучивание альтернативных мнений. Даже по сравнению с СNN украинское ТВ выглядит просто-таки машиной подавления. И в газовой истории это проявилось особенно ярко, достаточно было сравнивать новостные блоки того же СNN или, скажем, европейских каналов с аналогичными украинскими. Временами появлялось чувство собственного идиотизма: слушаешь голландского еврокомиссара, который приветствует путинскую идею введения войск для контроля трубы, и тут же тебе по «1+1» говорят о том, как Европа единодушно осуждает газовую агрессию России. Впрочем, чего от них ожидать, если они до сих пор умудряются заявлять, что Россия начала войну против Грузии…

Недавно мне один «грамотный» таксист рассказывал, как хорошо, что у нас хотя бы говорить и протестовать можно, а вот в России этого нельзя. Последний вывод он сделал, естественно, исключительно в результате просмотра украинских телеканалов. Российские он, видите ли, не смотрит. Но выводы делает «нужные». Значит, какой бы топорной ни была отечественная телепропаганда, а действует, к сожалению.