Опять скрипит потёртое седло...
06.02.2009 12:01
...со страниц Александра Дюма на киноэкран советского телезрителя. Когда-то, когда люди еще не разучились читать, неразлучная четверка воплощала в себе все то, чем должен обладать настоящий рыцарь. Однако сегодня «Три мушкетера» ассоциируются у нас, скорее, с экранизацией новеллы. Валентин Смирнитский, Вениамин Смехов, Игорь Старыгин и Михаил Боярский (куда же без этого «канальи»!) – вот настоящие герои, покорившие не одно поколение падких на романтику мадам и алчущих приключений мсье.

Нет необходимости напоминать, что в конце 70-х годов по всей территории СССР на экраны кинотеатров вышла картина «Приключения д’Артаньяна и трех мушкетеров», которой суждено было стать классикой. Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич объединил в своем детище с дюжину первоклассных актеров – одним выдал шпаги, других затянул в тугие корсеты и дал команду «Мотор!». Что из всего этого получилось – известно всем. Хоть при «совке» и было снято немало прекрасных приключенческих картин, эта работа, пожалуй, и по сей день остается одной из лучших.

Спустя 30 лет Юнгвальд-Хилькевич решил нагреть руки на былой славе. А заодно и проверить, на что еще способны ветераны съемочной площадки. Очевидно, что если хотя бы один участник фехтующего квартета не дожил до наших дней, то режиссер не измывался бы над бывшими подопечными. Но, к счастью, все оказались живы-здоровы и полны энтузиазма. Другой вопрос – что из этого получилось. А получилось следующее...

Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян умирают в один день, аккурат под занавес войны с Англией. Попав в мир иной, мушкетеры становятся чем-то вроде призраков. Они остались на грешной земле, но все, что они могут, – это наблюдать за происходящим в мире живых. Отчеканивая ироничные комментарии, друзья до гроба, в буквальном и переносном смысле, становятся свидетелями придворных интриг, в дальнейшем перерастающих в полноценное приключение.

Дочь д’Артаньяна Жаклин устроилась при дворе королевы Франции, роль которой, по традиции, исполняет Алиса Фрейндлих. Детство у Жаклин, очевидно, было не из легких, т.к. гасконец почему-то напрочь отказывался признавать женское начало своего дитя. Наверное, очень хотел воспитывать сына, а тут такая непруха! Транссексуал поневоле узнает, что у королевы Анны большие финансовые трудности, и предлагает ей помочь. Королева соглашается, благословляя на дело государственной важности еще несколько молодых персон. Это дочь Портоса Анжелика, сын Арамиса Анри и сын Атоса, тоже граф де ля Фер. Познакомившись на групповой дуэли и узнав друг в друге потомков родителей-героев, компания отправляется в Англию за сокровищами для королевы.

Но где добродетель, там коварство. Гвардейцы кардинала, во главе с капитаном Леоном, который является сыном одного из покойных мушкетеров, пытаются первыми заполучить набитый драгоценностями сундук. Также куш не прочь сорвать кровожадные монахи, для которых убийство явно не входит в список смертных грехов. Юные и незакаленные в бою дети мушкетеров обречены на неудачу. Кто же поможет им защитить честь королевы и отстоять величие Франции?

В следующем эпизоде проявляется вся несерьезность создателей ленты по отношению к своему ремеслу. Д’Артаньян, не способный больше наблюдать, как желторотики падают, пытаясь взлететь, обращается к Богу. Он просит Всевышнего, чтобы тот ненадолго вернул его к жизни. Лишь до тех пор, пока сокровища не окажутся у ног королевы. В ответ на его молитвы высшие силы возвращают гасконца и трех мушкетеров в мир живых. «Трансцендентально!» – как говорил один из персонажей поэмы В. Ерофеева «Москва – Петушки». После такого поворота событий мозг напрочь отказывается серьезно воспринимать все происходящее на экране. Ведь одно дело - заблудшие души, и совсем другое – восставшие из мертвых. Зачем, спрашивается, режиссеру надо было «убивать» главных героев, чтобы потом «воскрешать» их таким сказочным путем? Кризис жанра?..

Эту халтуру не хочется приобщать к «Д’Артаньян и три мушкетёра» или даже к «Мушкетёры двадцать лет спустя». То, что сегодня кинематограф превратился в стопроцентный бизнес, а от искусства не осталось и следа, – понятно давно. Но так никчемно наплевать на свой режиссерский опыт надо еще постараться. И Юнгвальд-Хилькевич сумел это сделать...

Присутствие на экране Антона Макарского, Дмитрия Харатьяна, Дмитрия Нагиева и того же Александра Ширвиндта не спасает фильм. Саундтрек к фильму никакой, по сравнению с песнями Максима Дунаевского в ранних «Мушкетерах». Юмор, как ему и следует быть, на любителя. Так что если у вас плохая память или вы не страдаете излишней принципиальностью – смотрите «Возвращение мушкетёров», тысяча чертей!