«Свобода слова» по-днепропетровски в схемах и деталях
25.03.2009 13:20
...выбраться из капкана, который они сами же себе и поставили.

Капкан

Уже почти месяц государственный телеканал трясется в болезненной лихорадке. Внешняя фабула событий выглядит до неприличия красиво: «Мы боремся с властью за свободу слова, за свободную от цензуры журналистику», - говорит исключенная из Союза журналистов директор ДОТРК и депутат областного совета от Блока Лазаренко Виталия Шилова.

Говорит не на кухне и даже не на трибуне сессии областного совета, а в эфире фактически «приватизированного» ею под собственные нужды государственного телевидения, густо украшенного символами неофашистской идеологии пан-славянства и антиправославного язычества. Утвержденная Гостелерадио сетка вещания полностью нарушена, вместо плановых телепрограмм идут «телемарафоны в защиту слова», бесконечные повторы сюжетов о «войне Шиловой» с областной государственной администрацией и лично с губернатором области. Но это – только внешний слой мишуры, призванный замаскировать главные события.

События (как и скандал!) начались с проверки КРУ и УБЭП области использования руководством канала пяти миллионов гривен, выделенных в прошлом году из областного бюджета на развитие материально-технической базы телевидения. Согласно заявке Шиловой, деньги предназначались для создания новой «виртуальной студии». Оперативные данные УБОП показали, что студия получилась чрезмерно виртуальной: деньги потрачены, а оборудование на ДОТРК так и не поступило. Хотя Виталия Шилова еще 29 декабря прошлого года лично доложила в областное Казначейство о том, что все контракты выполнены в полном объеме и что дорогостоящая техника находится на складе ДОТРК.

Но первая же попытка «посторонних» посмотреть на технику и документы привела к форменной истерике и была названа «наступлением на свободу слова». Странное такое смешение понятий: санкции против слишком вольного обращения с бюджетными деньгами журналисты обычно называют «наступлением на коррупцию».

Градус скандала нарастает: проверяющим осталось дел на неделю, и, судя по всему, капкан вот-вот захлопнется и придавит шаловливые с бюджетными деньгами ручки. Госпожа Шилова откровенно нервничает и начинает делать ошибки.

Так 16 марта на фирменном бланке ДОТРК с её подписью и печатью в адрес таинственных «поставщиков» ушло письмо, содержание которого укладывается в одно предложение. «Имейте совесть, - пишет Шилова своим контрагентам, - поставьте нам оборудование, за которое вам уже давно отданы казенные бюджетные деньги». И искомая сумма названа – 454 тысячи гривен. Напомним, что тремя месяцами раньше Шилова «уже давно и полностью» отчиталась перед бюджетом о том, что всё оборудование хранится на ДОТРК. Так есть оборудование или нет? Кому верить – «декабрьской» Шиловой или «мартовской»? И это - только один из бесспорных уже фактов нарушения, но, как заверяют источники в КРУ и УБЭП, таких фактов уже набралось на полноценное уголовное дело.

«Стрелочники»

Зная технологии Шиловой, которые она щедро использует и в депутатской, и в телевизионной деятельности, можно смело предположить, что директор государственной телерадиокомпании обязательно совершит попытку переложить вою вину на чужие плечи. Точно так, как она уже переложила основную тяжесть скандальной информационной войны «за свободу слова» на коллектив телевидения, на депутатов областного совета, на киевских политиков, на общественников. Давайте перелистаем список «стрелочников».

За проведение «неправильного» тендера, за отмывание бюджетных средств, за недопоставки техники и оборудования отвечать назначен заместитель генерального директора по технике Агапов, поскольку в некоторых скандальных документах стоит его подпись. Да и фамилию его Шилова уже назвала специальной комиссии областного совета, переложив ответственность с себя на инженера. Называла она Агапова и следователям УБЭП. Хотя даже абсолютно наивные люди прекрасно понимают, что без прямого участия директора и бухгалтера в бюджетной организации ничего криминального произойти не может.




Вторым «стрелочником» уже выбран ничего пока не подозревающий заместитель Шиловой «по творчеству» - молодой журналист Федоров. Если на Агапова повесят большие деньги, то Федорову останутся всякие «мелочи» из акта КРУ: «закупленные», но не показанные почему-то кинофильмы, поспешная оплата спутникового сигнала при отсутствии лицензии на вещание через спутник и прочие «творческие» финансовые нарушения. «Мелочи» - оно, конечно, так. 30 тысяч гривен – это не миллион. Но на негромкую статью от 2 до 5 с конфискацией эти тысячи тоже потянут.

Интересно, а кому достанется отвечать за функционирование на территории ДОТРК незаконного общежития, за сдачу в бесплатную аренду помещения под частный косметический салон, за недостачу рекламных денег и не оприходованные материальные ценности? Федорову или Агапову? Ладно, сами между собой поделятся - они же любят свою директрису и не позволят ей уронить нимб «святого борца за правду» где-нибудь в тюремной камере. А она им за это передачи носить будет. Не телевизионные, конечно, а так – картошечку в мундире, сала побольше и витамины можно.

Нашлись «стрелочники» и в областном совете. На эту роль приглашены депутаты, вошедшие в специальную рабочую группу «по расследованию и изучению»: г-жа Валигурская (Блок Лазаренко), г-н Гноевой (НСНУ), товарищ Осетров (КПУ). Все они – люди исключительно честные и принципиальные.

Когда на склад ДОТРК попытались войти следователи УБЭП, Шилова грозно закричала милиционерам: «Я сейчас вызову сюда и натравлю на вас депутатов облсовета!» Виталия слов на ветер не бросает – перечисленные выше депутаты тот час прибыли на студию и пытались грудью закрыть вход на шиловский склад (где, как нам уже известно, никакой искомой аппаратуры не было и быть не могло). Убэповцы предъявили документы, дающие им право на проведение проверки. Депутаты постояли, переминаясь с ноги на ногу, задумчиво почесали носы и… уехали. А потом заявили в своих интервью о том, что они тоже «защищали свободу слова от злобных происков губернатора».

Шилова записывает в свою «команду» и тех людей, которые о своей высокой миссии даже не догадываются. Например, запустила на родном ТВ бегущую строку о том, что депутаты Верховной Рады Александр Вилкул и Михаил Соколов лично приедут в Днепропетровск, чтобы… пикетировать ОГА в рядах сотрудников ДОТРК. Унизительная, можно сказать, для нардепов ситуация – представить себя в жиденькой группке из 100 человек да еще и прикрывать своим авторитетом факты недобросовестного использования бюджетных денег.




Умные и опытные люди от почетной обязанности быть «стрелочниками» при Шиловой категорически отказываются, как только получают полную информацию о событиях в Днепропетровске. Спикер Владимир Литвин дал было разрешение на оглашение заявления директора днепропетровского телевидения в зале ВР. Но неделей позже, пребывая в Днепропетровске, Литвин даже поломал свой график и… не выступил в прямом эфире ДОТРК, как планировалось раньше. Он выступил на трех частных телеканалах, а государственный проигнорировал. Догадываетесь, почему? Литвин умный и дальновидный, зачем ему показываться в одной компании с Шиловой и наносить ущерб своему имиджу честного человека?

Срочно требуется волк

То, о чем вы прочитали выше, все эти судорожные поиски «стрелочников» – это, конечно, уровень детского сада, на серьезную защиту Шиловой это не тянет. Ведь ей важно не только «не сесть», важно сохранить образ правдолюбца и должность директора. А для создания такой легенды требуется достаточно большой список отрицательных персонажей, которые якобы задумали заманить бедную девочку в темный лес обвинений и погубить её там, щелкнув зубастой челюстью.

Виталия Шилова к проверкам и их последствиям была не готова, поэтому и список врагов она начала составлять и презентовать как-то сумбурно и очень по-детски.

В самой первой версии на роль злобного серого волка пробовался один из руководителей ОГА. Шилова доложила депутатской комиссии облсовета, что причиной нападок на неё стали решительно отвергнутые ею сексуальные домогательства высокопоставленного чиновника. Мол, и так он её домогался, и эдак, а когда устал домогаться (не мальчик уже, пожилой мужчина) то решил «попалить Шилову» на разворовывании бюджетных средств. Версия, конечно, красивая, но не отвечала на главный вопрос: а где оборудование на 5 миллионов?

Тогда на свет появилась вторая версия для депутатской комиссии, согласно которой волков было много, а во главе стаи щелкал зубами сам губернатор. Секса с гендиректором они не хотели, а домогались такой прозаической гадости, как «откаты» с бюджетных денег. Но Шилова и здесь не сдалась, денег никому не дала, за что они все на неё и набросились. Правда, и эта версия обходит стороной простой до неприличия вопрос: а где, собственно, спасенные от наглецов деньги? Куда делось то, что не было отдано вымогателям? Где оборудование?

Теперь, спустя время, появляется главная и гораздо лучше проработанная новая версия. Она пока обнародована только фрагментами и в полном объеме должна «взорваться» немного позже, чтобы бить врага наверняка, без промаха.

На роль злодеев теперь поставлены люди, которых простому человеку врагами представить легко, – это лица, в той или иной мере причастные к группе «Приват». Интрига закручивается лихая: «приватовцы» задумали коварно захватить государственный телеканал. Своего собственного 9-го канала (с рейтингом в 17%) им мало, подавай им теперь 51-й канал (с рейтингом 0,9%). А о кресле директора ДТРК мечтает, оказывается, популярный в регионе юрист – журналист Филатов.

Начались провокации. В городе вдруг появились листовки, в которых 51 канал просит помочь им «разыскать информацию на связанных с «Приватом» бизнесменов Корбана и Брагинского». Спустя время на сайте сочувствующей ему организации ГРАД 51 канал от листовок категорически отрекся. Мол, это не мы. Зачем это делается?

А зачем Шилова поручает своему журналистскому коллективу распространять по городу слухи о том, что Корбан уже готовит хитрый рейдерский захват ДОТРК? Сначала она инструктирует журналистов, пересказывает им легенду, пугает тем, что «придет Филатов – страшный человек и матершинник, покажет им всем, где раки зимуют, перестанет платить зарплату». А затем журналисты расходятся по данным им адресам и пересказывают эти страшные истории в офисах, больницах, среди коллег из других СМИ.

А вот здесь ирония полностью заканчивается и начинается действительно опасная часть Шиловского плана самоспасения.

Большая провокация

Легальные общественные организации Днепропетровска (ГРАД и «Земля и воля»), которые ранее возглавляли движение «за свободу слова», уже отошли от Шиловой в сторону. Им нужно беречь свою репутацию к предстоящим выборам и пачкаться в откровенном криминале не хочется. Какие лица и для каких целей придут им на смену?
Достоверно известны только два факта. В коллективе ДОТРК обсуждают высказанные в состоянии горячки слова Шиловой о том, что она «не пожалеет $50 тысяч», чтобы «нанять профессионалов». И одновременно Шилова пишет письмо в Генпрокуратуру и г-же Карпачевой с требованием о выделении ей охраны для обеспечения личной безопасности. Требование мотивировано тем, что ей известно о существовании угрозы для её жизни и здоровья.

Понятное дело, что УБЭП, КРУ или ОГА покушаться на драгоценное здоровье директора государственной телекомпании не будут, у них другие цели и другие методы. Для них здоровая и активная Шилова до момента оглашения приговора – залог и результат хорошо выполненной работы. Кто тогда?

Вот здесь и связываются воедино две ниточки: сознательные провокации и слухи, направленные на то, чтобы посильнее привязать в общественном мнении к этой грязной истории Корбана, Филатова и группу Приват с одной стороны. И с другой - готовность Шиловой нанять за немалые деньги отморозков, способных на громкую показную провокацию. Вот узелок и свяжется.

Итогом этой потенциальной спецоперации должно стать формирование образа Виталии Шиловой как бескомпромиссного борца за светлое будущее, ставшего на пути «преступной группировки». А если теракт будет достаточно громким, он похоронит под своими обломками даже доказанное разворовывание бюджетных денег.

Опыт подобных дел у Шиловой, кстати, имеется. Несколько лет назад, чтобы удержаться в штате ДОТРК, она не пожалела свою (правда, уже старенькую) «Мазду». Машина странным образом сгорела, а в эфире это подавалось и комментировалось как «страшная месть за правду». Правда, милиция более склонялась к иной простой версии: машина была сожжена в творческом союзе с одним из бывших мужей с милой целью получения страховки и покупки нового автомобиля. Попутно добывался имидж «правдолюбца».

Чем (или, что гораздо страшнее, кем) готова пожертвовать Шилова в этот раз, находясь в очень некомфортной ситуации человека, подозреваемого в финансовых махинациях? Будут ли задействованы в этом действе прямой эфир и сотрудники ДОТРК? Ответ даст время. Но, зная об отсутствии у главной героини моральных тормозов и о её готовности идти к поставленной цели по трупам, ответ на вопрос о провокациях слышать не хочется. Страшно.

Есть и еще одна сторона в этой истории. В неё, помимо воли, втянуты весьма высокопоставленные граждане. Отмалчивается, например, Госкомитет по телевидению и радиовещанию Украины, который должен был в соответствии с инструкцией временно, на период проверки, отстранить Шилову от исполнения обязанностей директора ДОТРК. Должен был, но не отстраняет. Ибо тогда ему придется комментировать тот неприятный для себя факт, что срок контракта директора истекает только нынешней весной, а его уже незаконно продлили сразу на четыре года (вместо законных двух) еще осенью прошлого года. Почему? И какую роль в этом молчании играют два автомобиля «Ситроен», которыми торговал один из бывших мужей Шиловой и которые почему-то были замечены на парковке возле Гостелерадио?

Вторым невольным участником скандала стал высокопоставленный офицер - руководитель одного из главков областной милиции. Его имя называют в частных беседах сотрудники УБЭП, которые жалуются, что все их оперативные разработки сразу становятся известными Шиловой. И упомянутое выше шиловское «письмо поставщикам» появилось на свет как раз тогда, когда убэповцы готовились приступить к разработке именно этой темы.

И тем не менее следствие продолжается. Оно уже вытянуло на свет божий секретную схему отмывания бюджетных денег путем постепенного перевода их с одного счета на другой, из одной фирмы в другую. Специалистов поразило то, что столь профессиональная схема была разработана для разовой «очистки» сравнительно небольшой суммы в один миллион восемьдесят тысяч гривен, хотя она могла бы долгое время пропускать через себя многие десятки, а то и сотни бюджетных миллионов. У следователей появилась ниточка, за которую они могут вытянуть целый клубок правонарушений. Не зря же так занервничали в последнюю неделю и сама Виталия Шилова, и целый ряд граждан, которые до того не проявляли никакого личного интереса к скандалу на 51 канале.

Теперь становится понятным – почему так мучительно долго держат паузу различные государственные органы и структуры – от Гостелерадио до Областной прокуратуры включительно, почему никто не делает первый шаг, почему все молча и с неподдельным испугом посматривают в сторону 51 канала и Шиловой. Понятно, чего они все боятся.

Вот эта выявленная схема обналички как раз и составляет главную угрозу для скандального директора Днепропетровской областной государственной телерадиокомпании. И она это прекрасно понимает. Увяз коготок – всей птичке пропасть.