Шагай вперед, комсомольское племя!
24.06.2004 17:25
...отмечающего 26 июня свое 85-летие…

«…У нас героем становится любой»

На первый взгляд кажется несколько странным, что бывший секретарь отдела агитации и пропаганды ЦК ВЛКСМ Александр Зинченко с таким восторгом был принят в лагере национал-демократов, славящихся своей антипатией ко всему коммунистическому и уж тем более ленинскому. Разве не из уст членов Руха, КУНа и других входящих в «Нашу Украину» и БЮТ партий мы столько раз слышали замечания по поводу «захвата власти в Украине бывшими партийными и комсомольскими функционерами»?

Но, видимо, эти замечания относились только к тем «бывшим функционерам», которые не поспешили вступить в какую-нибудь национально-демократическую партию. Чтобы там с комсомольским задором или большевистским упорством обличать темные годы «тоталитарного режима» или «антинародную власть», петь оду «відродженню», а заодно пробиваться в Верховную Раду и претендовать на государственные должности. Потому что процент экс-секретарей комсомола на депутатскую душу национал-демократов не меньше, а то и гораздо больше, чем в других фракциях и партиях (включая левые!).

Судите сами. Из биографий ближайшего окружения Виктора Ющенко можно узнать, что один заместитель главы штаба «НУ» Игорь Грынив – бывший секретарь Львовского горкома ЛКСМУ (1989 – 1990), а другой, Иван Васюнык, – бывший секретарь комсомольской организации Львовского госуниверситета (1981 – 1985). Николай Томенко – бывший секретарь комитета комсомола Киевского университета им. Шевченко (1988 – 1989). А вот «бютовец» Анатолий Матвиенко, до перехода Александра Зинченко, был в лагере оппозиции самой большой комсомольской экс-шишкой, поскольку в свое время являлся первым секретарем ЦК ЛКСМУ.

Последний вообще весьма ярко выражает тип «одемократившегося комсомольца». Еще в 1998 году, уже побывав губернатором Винницкой области, Анатолий Матвиенко возглавил в парламенте фракцию центристской НДП, а уже в конце 1999 стал председателем партии «Собор», члены которой 9 мая 2003 года устроили во Львове избиение ветеранов войны под лозунгом «Это не наша победа». Прошлым его никто не попрекнул. Так что при желании А. Зинченко может избрать себе в «Нашей Украине» какой угодно имидж, хоть сторонника монархии или теократии, такую метаморфозу вряд ли кто-то заметит. Тем более что половина «Нашей Украины» – это бывшие труженики «антинародного режима». Поминать в этой фракции старое – значит, лишиться обоих глаз.

«…Тот никогда и нигде не пропадет»

Такая легкость, с которой бывшие вожаки коммунистической молодежи перешли в противоположный лагерь, поясняется не «прозрением» или изменой прошлому, а, скорее, полным отсутствием каких-либо идеалов. Что вполне объяснимо, учитывая как материалистическую подковку самих комсомольцев («идея – отражение насущных материальных проблем»), так и высокую прагматичность украинцев, всегда ставивших вопросы материальные выше романтики.

Слушать баллады о лыцарских подвигах или выступления парламентариев в Украине всегда любили под чарку перцовки с салом, а на путь беззаветной борьбы вступали только при наличии материальной заинтересованности (хотя бы по 20 гривен за митинг!). Даже люди, называемые «совестью нации», успешно употребили свой имидж для получения депутатского мандата или должности в МИДе. Идея испокон веков выступает не целью, а лишь флагом, часто – даже оправданием. И уж сведущие в организационной работе секретари комсомола об этом прекрасно знали.

Знают они и о том, что людей гораздо эффективнее объединяет или разъединяет не идеология, а материя, особенно в виде звонкой монеты. Что и помогло экс-комсомольцам не пойти на дно, а приспособиться к новым условиям жизни – и многим довольно неплохо. Поэтому если один бывший секретарь встретится с другим бывшим секретарем, то говорить они будут, скорее всего, не о роли Михаила Грушевского в реформе алфавита, а о неком вполне материальном деле.

«Мы все добудем, поймем и откроем…»

На собраниях комсомольских комитетов в 1920-е года прошлого века пели «Наш паровоз» и основывали коммуны. В конце 1980-х слушали Леонтьева и открывали кооперативы. Общее между этими двумя поколениями комсоргов было то, что средства на их проекты выделяла партия, она же покровительствовала комсомолу в организационном отношении. Так что за десятилетия у комсомольцев выработались два качества: большое желание созидать за чужие инвестиции и неумение держать дисциплину без помощи «Большого Брата». По сути – это менеджеры, а не предприниматели.

Как вы уже догадываетесь, экс-комсорги «Нашей Украины» тоже полны созидательной энергии (за что их, вероятно, и ценят) и готовы предложить массу проектов, включая план победы Виктора Ющенко в первом же туре. И на все проекты наверняка расписаны сметы. Оплачивать которые, понятное дело, должен инвестор.

Большие дети – большие заботы и расходы. Александр Зинченко, в отличие от бывших секретарей вузов и горкомов, занимал пост в ЦК ВЛКСМ, где, соответственно, проекты были самые масштабные. Например, курировал молодежные программы на центральном телевидении. Размах он сохранил и после, занявшись созданием телеканала «Интер». То есть Александр Алексеевич вряд ли предложит Виктору Андреевичу что-то мелкое, вроде создания еще одной бесплатной газеты с тиражом в 70 000 экземпляров. Нет, это будет проект республиканского масштаба, в котором кроме прямых расходов будут учтены и дополнительные – потому что комсомольцы последней волны уже не были такими бессеребренниками, как Павка Корчагин.

Кстати, проект (или проекты) Зинченко могут поддержат и другие комсомольцы «Нашей Украины» – уж с ними ему договориться будет нетрудно, используя «старые связи». А несколько голосов, имеющих опыт выбивания инвестиций у «старших товарищей», будут звучать еще более убедительно. И придется доброму Виктору Андреевичу раскошелиться.

Однако у финансовых возможностей «Нашей Украины» все же есть некий предел. Проще говоря, если бы деньги выделялись под все политические и общественные проекты, которые предлагают как депутаты фракции, так и представители местных ячеек блока, то в США пришлось бы открывать второй цех по печатанию долларов. Поэтому за них наверняка идет ожесточенная борьба. И Зинченко с его мега-проектами для большинства «наших украинцев» – лишний конкурент. И не только на инвестиции сегодня, но и на трофеи в будущем, раздача которых намечена после «всенародной победы демократии».

«И если враг нашу радость живую
Отнять захочет в упорном бою…»


При общем ликовании «а нашего полку прибыло», в стане Ющенко уже воцарилось напряжение: а что там затеет новенький? Что попросит? Не отдаст ли «пан Президент» ему то, что обещал МНЕ?

Вот так, до появления друзей, наживаются враги. Которые уже знают все тонкости внутренних «наших украинских» интриг и в этом деле, конечно же, обойдут Александра Зинченко. Способов много. Можно просто блокировать работу «руководителя избирательной кампании», игнорируя его команды и просьбы. А чтоб не пожаловался – перекрыть ему доступ к телу Виктора Андреевича. Все, комсорг уже ничего не сможет сделать без помощи «сверху». Ну а на крайний случай можно устроить интригу, вообще добившись упразднения этой должности.

Однако меньше всего следует ожидать, что Александр Алексеевич в ответ тут же опустит руки. Во-первых, ему это невыгодно – не будет ни денег, ни вознаграждения. Во-вторых, как менеджеру, вряд ли ему хочется поставить себе на репутацию пятно «бездарности». Поэтому ему придется «дергаться» для того, чтобы спасти если не работу, то хотя бы имидж. Ну а так как один в поле не воин, то придется бывшему социал-демократу создавать в «Нашей Украине» свою группировку для лоббирования перед «Большим Братом» своих интересов. И вполне вероятно, что создавать он ее попытается как раз при помощи своих коллег – бывших комсомольских секретарей, которые пока что не объединены в группу по интересам. Тут уже все зависит от организаторских способностей вожака.

Что ж, появление «комсомольского лобби» в окружении Виктора Ющенко, где и так о монолитности можно только мечтать, не только добавит трещину в «Нашей Украине», но и станет весьма пикантным случаем в политике…