Грузию вспучило
07.05.2009 13:05
Поэтому он просто не мог не произойти, причем чисто по-грузински...

Тбилисские пиночеты

К последним событиям в солнечной кавказской республике как никогда уместно подходит украинская народная поговорка: «Яка держава – такій й переворот». Действительно, история знала немало военных путчей, успешных и нет, но случаев, когда «восставшие» военные просто сидели в казармах и скучали, можно пересчитать по пальцам.

Объективной оценке «грузинского путча» мешает отсутствие полной информации из этой страны торжествующей демократии. Независимые СМИ Грузии давно разгромлены ОМОНом, а те, что контролируются властью, выдают только официальные версии событий. Не более правдоподобными являются и комментарии грузинской оппозиции, остатки которой вновь рассеяны и ищут спасения в западных посольствах.

Итак, согласно заявлениям Михаила Саакашвили, в стране затевался военный переворот с целью свержения «всенародно избранного руководства», присоединения Грузии к России, а также срыва совместных учений НАТО и еще какого-то саммита в Европе. Организатором его была, конечно же, «рука Москвы», которая выплатила главным изменникам родины аж по несколько тысяч евро. Ну а исполнителями были группа высших офицеров и бронетанковый батальон, расположенный в Мухровани (не путать с анекдотическим Мухос...ком).

Сей бронетанковый батальон якобы привел в готовность целых три (!) танка, одну БПМ и одну зенитную установку (очевидно, это все, что у него осталось после войны 08.08.08) и ждал команды выступить на Тбилиси. Но после того, как о готовящемся ГКЧП узнали бдительные грузинские чекисты, в Мухровани был направлен вертолет и полиция, а затем туда прибыли высокопоставленные чиновники Министерства обороны.

Увидев кружащий над собой вертолет и сурово хмурящих густые брови генералов, мятежники тут же испугались и начали просить прощение. На чем горячая фаза военного переворота благополучно завершилась. Демократия снова победила, и проискам внешних врагов был дан отпор. А задержанные «участники мятежа», среди которых были офицеры Мухрованского бронетанкового батальона, несколько гражданских оппозиционеров, бывший командующий Национальной гвардией Грузии Коба Кобаладзе, начали каяться и выказывать желание сотрудничать со следствием.

Под конец был арестован бывший представитель Грузии в НАТО Вахтанг Маисая, которого сам Саакашвили обвинил в том, что тот, будучи российским шпионом, передавал противнику стратегическую информацию, что послужило причиной неудачи Грузии в августовской войне. Причем за свое гнусное предательство Маисая якобы получил 10 тысяч евро...

Что и говорить, очень впечатляюще. До коликов в животе. Пожалуй, не зря злые языки утверждают, что Саакашвили пытается копировать Сталина – вот и до чистки армии очередь дошла. Вот только получается у него столь же успешно, как если бы актер Роуэн Аткинсон (мистер Бин) пытался вжиться в образ Уинстона Черчилля.

Еще один великий диктатор

Все это могло быть очень смешным, если бы одновременно с этим в Грузии не лилась кровь. И это кровь отнюдь не «мятежников».

Этот опереточный путч произошел как-то очень вовремя – на фоне массовых протестов грузинской оппозиции. Ну, или почти массовых, поскольку за время своего правления Саакашвили умудрился не только настроить против себя всех своих бывших соратников по «революции роз», но и отправить многих кого в заточение, кого в бега, а кого и туда, откуда пока никто не возвратился. Что до рядовых оппозиционеров, то с ними тем более не церемонятся: редкий митинг протеста в Грузии теперь проходит без применения спецсредств и арестов.

Ряды лидеров оппозиции тают, все меньше рядовых грузин отваживаются выйти на акции и подставить себя под «спецсредства». Демократия в Грузии давно растоптала свои розы и транспаранты мирных демонстраций и дала в руки обозленных булыжники. Их немного, на акции теперь выходят не тысячи, а сотни, однако это уже не наивные романтики, а решительно настроенные бойцы.

Пока Саакашвили праздновал победу над «путчистами», в Тбилиси очередная акция протеста вышла из-под контроля и превратилась в побоище. Вечером 6 мая у здания главного управления полиции толпа оппозиционеров просто пошла в атаку, требуя освобождения ранее задержанных соратников, размахивая палками и забрасывая полицию камнями. В ответ та стала отстреливаться резиновыми пулями. Как итог – несколько десятков раненых, среди которых есть лидеры оппозиционных партий, а также примкнувший к ним популярный грузинский певец Георгий Гачечиладзе.

Судя по всему, эти два события – «подавление путча» и волна протестных акций – связаны между собою куда больше, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что восстание оппозиции, которое в Грузии длится уже не первую неделю, для Саакашвили не является такой уж большой проблемой. Да, еще несколько его бывших соратников стали его противниками, но зато на их место назначены более верные люди. Да, немного упала популярность президента, который избивает и травит газом своих граждан, но Саакашвили давно уже опирается не на народ, а на преданных чиновников и силовиков.

И вот тут как раз произошел неприятный инцидент: среди грузинских силовиков появились те, кто не одобрил президентские методы «диалога» с оппозицией, а также начал ворчать о том, что именно Саакашвили виноват в провале Осетинского «блицкрига». Нетрудно догадаться, что нервный и постоянно ожидающий каких-то покушений на свою персону Мишико вряд ли бы оставил это без внимания. Тем более что он уже изгонял тех военных, которые осмеливались ему перечить.

Но теперь Саакашвили, похоже, решил стать более жестким – и не просто увольнять нелояльных силовиков, а обвинять их в мятеже и шпионаже, пропускать через мясорубку следствия, чтобы преподать остальным хороший урок. Эта версия подтверждается тем, что незадолго до «путча» командир Мухрованского батальона, бывший командир спецназа «Дельта» и еще несколько офицеров, которые сейчас арестованы или объявлены в розыск, выказывали недовольство своим президентом. Причем не все из них открыто, что приводит к выводу, что система доносительства в демократической Грузии работает не хуже, чем во времена «тоталитаризма».

Был ли мятеж на самом деле? Судя по комическим обвинениям, изложенным самим Саакашвили, он даже не планировался. Хотя задержанных и заставили наговорить в камеру нелепые признания, которые затем транслировали по государственным телеканалам. Возможно, даже о том, что они путчисты, солдаты и офицеры Мухрованского батальона узнали от прибывших в их часть генералов и полицейских. И возможно, что операция по задержанию «мятежников» была запланирована в преддверии новой серии акций протеста, намеченных оппозицией на 9 мая.

Однако тут Саакашвили явно перебрал с методами укрощения своих подданных. Даже западные СМИ, ранее всегда поддерживающие его как «своего человека», в последние дни начали высказывать неодобрения отнюдь не либеральными действиями грузинского президента.

Неизвестно, действительно ли Саакашвили пытается копировать Сталина. Но зато очевидно, что ему удалось полностью скопировать другого, куда менее удачливого и уважаемого диктатора, и добиться больших успехов на пути превращения Грузии во второй Ирак хусейновского периода.

Дурной пример заразителен

На этом очередной обзор событий в Грузии можно было бы и завершить, еще раз посочувствовав ее народу, если бы не более чем близкие отношения между кумовьями Михаилом Саакашвили и Виктором Ющенко. Ведь как гласит еще одна народная поговорка, «с кем поведешься – от того и наберешься».

Украина, конечно, не Грузия, хотя и входит в блок т.н. «новых демократий». А их президенты, пришедшие к власти в результате «цветных революций», тоже сильно разнятся друг от друга. Саакашвили при всей своей неадекватности – прагматик. Он с самого начала занялся укреплением своей власти, используя все доступные методы, он с самого начала завоевывал симпатии силовиков, укрепляя свою небольшую армию.

Виктор Андреевич, который, видимо, пребывал в блаженной уверенности своего мессианства, занимался только тем, что произносил длинные и малопонятные речи. А также ездил по ярмаркам, выставкам и саммитам. К чести Ющенко, он не уничтожал оппозицию, которая теперь имеет куда большую популярность, чем он сам. Но вместе с этим он совершенно не интересовался армией, окончательно загнувшейся в годы его правления.

О пользе силовиков Ющенко задумался летом 2007 года, когда противостояние политических лагерей чуть не привело к вооруженному конфликту. Тогда Виктор Андреевич ненадолго очнулся, вернулся в реальный мир и с ужасом увидел, что его власть, отнюдь не посланная Господом, висит на волоске. И что решающую роль играют не суды, а люди в погонах. Лишь они могут обеспечить выполнение решения суда, сделать власть главы державы реальностью, а не пустым звуком, и оградить его от попыток свержения. Ну и еще много полезного, потому что тех, кого нельзя обмануть или купить, можно запугать и принудить.

Правда, единственная силовая структура, над которой Ющенко удалось установить твердый контроль и наполнить ее своими людьми, – это СБУ. Ведомство не самое многочисленное, но зато самое организованное и не разваленное в материально-техническом плане. Имеющее куда большие возможности, чем Вооруженные силы Украины, низведенные до уровня пионерских лагерей для молодежи из бедных семей.

Оплошностью Ющенко стало то, что он снова отдал МВД в руки Юрия Луценко, который поспешил перейти на сторону Юлии Тимошенко. Впрочем, это отнюдь не означает, что это силовое ведомство находится в полном распоряжении Кабмина. Внутренние войска остались под контролем Президента, ну а возможности милицейских оперов и следователей всегда были куда скромнее, чем у их коллег из Службы безопасности.

Поэтому на сегодняшний день самой «силовой» ветвью власти является именно президентская. Что и порождает у оппозиционных к Банковой политиков опасения т.н. «силового сценария». В самых разных вариантах: разгон Кабмина или Верховной Рады, введение прямого президентского правления и продление его полномочий на неопределенный срок. И чем меньше становился рейтинг Ющенко и срок до очередных выборов главы державы, чем сильнее были эти опасения.

Насколько реально развитие этих сценариев – наверное, зависит от планов Банковой относительно дальнейшей политической карьеры Ющенко. Во всяком случае, сейчас можно наблюдать раскручивание альтернативного, мирного проекта в лице его пока еще гипотетического преемника Арсения Яценюка.

Однако если Виктор Андреевич решит все-таки обрадовать нас и остаться, то ему понадобится помощь не только СБУ. Непросто поддерживать чрезвычайное положение и разгонять оппозицию без помощи подразделений МВД. А еще нужна будет уверенность, что армия продолжит «служить отечеству» и ни во что не вмешиваться, мирно маршируя себе по плацу с песнями. А это означает, что перед «днем Х» может понадобиться привести оба ведомства в состояние полной лояльности Главнокомандующему.

И тогда, возможно, мы станем свидетелями подавления собственных, украинских опереточных «заговоров» и громких разоблачений «российских шпионов» среди милицейского и армейского руководства.