День Победы над Луценко
19.05.2009 10:22
...так подставиться! Опозорить страну перед всей честной Европой. Последствия этого скандала могут быть более глубокими, чем это кажется сейчас. Не для Луценко, конечно. А для всей страны, которую министр внутренних дел представляет 24 часа в сутки.

«После прибытия из Киева мы обедали в аэропорту Франкфурта.
В тот день я выпил кружку пива»

Из чистосердечного признания Юрия Луценко


На самом деле, ничего удивительного в этой ситуации с Юрием Луценко, конечно, не было. Случись такой спектакль где-нибудь в Жулянах или на автостанции «Дачная», никто бы даже внимания не обратил. С кем не бывает?

Да, мы не знаем всех подробностей инцидента в аэропорту Франкфурта. Но то, что мы знаем о поведении наших должностных лиц (и Луценко тут только пример, не более того), говорит о том, что такой случай мог быть. Можно сколько угодно кивать на желтизну немецкого «Бильда», но бытовое хулиганство – нормальное дело для чиновников или людей в погонах. Тут закон работает в обратную сторону, защищая не простых людей, а «можновладців».

Зато соратники Юрия Луценко сразу нашли, кого обвинить в случившемся. Оказывается, инцидент в аэропорту Франкфурта мог быть спланирован Балогой. Так, если продолжать эту мысль, то придется обвинить Балогу и в том, что Обама выиграл американские выборы, и что вулкан Крокотау извергся, и что в Нью-Орлеане было наводнение.

Шутки шутками, но хотелось бы особо сказать вот о чем. История с избиением Луценко немецких полицейских завершает длинный ряд конфузов, в которые попали те, кто еще пять лет назад обещал светлое будущее в евроинтеграции. И это печальный итог, когда потребности не совпадают с возможностями.

Первым начал позориться Олег Рыбачук. Если помните, в 2005 году он занимал пост вице-премьера по евроинтеграции. Зачем нужен был такой пост в правительстве – отдельный разговор. Но усилия Рыбачука по продвижению Украины в европейском сообществе оказались тщетными. Еврокомиссару по внешней политике Бенито Ферреро-Вальднер приписывают такую оценку Рыбачука – «funny guy». Не слишком ли просто для чиновника такого уровня?

Приблизительно к началу 2006 года упал и энтузиазм иностранных дипломатов. Если вначале после «оранжевой революции» они проявляли недюжинный интерес ко всему, что происходило в Киеве, то потом поняли, что нового ничего не будет. Получалось, что говорить не с кем и не о чем.

В 2007 году иностранную общественность шокировал министр транспорта Николай Рудьковский. Едва только Украина вместе с Польшей завоевала право принимать Евро-2012, как он потребовал у инвесторов 15-20 миллиардов долларов на строительство. Еще не были даже приблизительно подсчитаны объемы необходимых гостиниц, расширения дорог, постройки стадионов и вокзалов, а Рудьковский уже знал, что ему нужно.

Весь 2008 год Украина продолжала шокировать Мишеля Платини, а в его лице и все мировое сообщество своей неготовностью к проведению футбольного чемпионата. Сначала ликовали по поводу принятия нашей заявки, а потом ничего не делали. Как будто оно само должно было произойти. В результате УЕФА поставило нас на место, дав гарантии на проведение турнира только Киеву, а остальным городам сказало лучше подготовиться.

А теперь в нехорошую ситуацию попал сам министр внутренних дел. И если удар «по месту, которым гордится» мэр Черновецкий, был в целом положительно воспринят общественностью, то вот Франкфурт... Понятно, что и до этого немецкий истеблишмент не был настроен принимать Украину в свои объятия. А теперь у них появился повод еще больше ужаснуться «диким украинцам».

В скандальную ситуацию, которую уместно было бы назвать пьяной дракой, попал не просто представитель украинской власти, а глава милицейского ведомства. То есть тот, кто должен быть примером для всей страны. Для дисциплинированных немцев – это слишком большое потрясение. Такое не просто осознать. К такому не просто привыкнуть.

Ситуация с франкфуртским скандалом Юрия Луценко обнажила реальную проблему наших евроустремлений. Мы говорим о неготовности элиты. Безусловно, элита – часть общества, но неготовность всего общества к вступлению в ЕС может быть темой отдельной статьи. Пока же очевидно, что сближению с этим элитным клубом мешают не происки России и не высокомерие брюссельских бюрократов, а наше собственное непонимание.

Что наши лидеры хотят от Европы? Чтобы дали возможность жить по-европейски, а воровать по-постсоветски? Чтобы можно было делать все, что заблагорассудится, а отвечать не надо было?

Кстати, неудавшаяся отставка главного милиционера страны также говорит, что нам еще очень далеко до цивилизованных норм. В любой европейской стране чиновник, попавший в подобную ситуацию, тут же ушел бы со своего поста. Причем добровольно. А здесь ни добровольно, ни принудительно. Никак.

Получается, что никто из власть имущих не отвечает за свои действия. Захотел – дал в морду. Захотел – напился в рабочее время. Но про отставку – ни-ни.

В общем, далеки мы пока от широкого круга европейских стран. Очень далеки.