Охотники за привидениями
29.05.2009 08:42
…государственных преступников.

СБУ грозится возбудить уголовное дело против организаторов Голодомора. Новая инициатива руководителя службы Наливайченко взволновала общественность. Ведь речь идет о событиях семидесятипятилетней давности. Уже практически нет в живых жертв Голодомора, и уж тем более трудно найти его организаторов и исполнителей. Как видно, Наливайченко грезятся лавры «охотника за нацистами» Симона Визенталя, и он хочет стать «охотником за голодоморщиками».

Но как их найти? Допустим, были комсомольцы, участвовавшие в изоляции сел. Было им в 1933 году по восемнадцать лет. Значит, сейчас этим людям должно быть… 94 года. В общем, если Наливайченко найдет хотя бы одного живого, да еще и в здравом уме энкаведиста, то ему надо будет дать как минимум «Орден за заслуги».

Может быть, не стоит так писать о столь тяжелой теме. Но наши власти сами профанируют эту идею, доводят ее до абсурда, дискредитируют. Ну какое в 2009 году уголовное дело по Голодомору? Кого судить? Сталина? Кагановича? Косиора? И как тогда будет проходить судебный процесс? С прямой трансляцией по телевизору или без?

В очередной раз приходится убедиться в том, что жертвенность Голодомора становится у нас предметом спекуляций.

Геноцид – прибыльное понятие в сегодняшней дипломатии. Многие народы хотят, чтобы в их истории нашлось место для печальных событий, акций уничтожения или там еще чего-то. Тогда можно и модно требовать компенсации. Евреи задолбали всех со своим Холокостом, армяне – с резней 1915 года, украинцы несут во все уголки земного шара правду о Голодоморе.

Вот, к примеру, недавно открытая «первая очередь» мемориала памяти жертв Голодомора. Расположенная между площадью Славы и музеем ВОВ, «первая очередь» выглядит как квинтэссенция общего состояния дел в Украине.

Подземный переход, ведущий к будущему музею, заколочен досками. В другом месте сойти вниз мешает оградительная лента красно-белого цвета. Если пойти дальше в сторону Лавры, то внизу покажется вход в будущий музей, похожий внешне на станцию метро.

На дверях висит табличка. Но, это не объявление о сроках окончания работ, а… график проветривания.

Визуально первая очередь комплекса похожа на находящийся рядом мемориал Славы. Те же траурные инсталляции вместо могил и центральный монумент, похожий на «фаллический» символ Победы.

Да, за все послевоенное время никаких новаций, как видно, не придумали. Два одинаковых монумента, расположенных рядом друг с другом, только еще больше подчеркивают постмодернистский характер украинской политики. Тут и Шухевич в одном списке с Ковпаком, и Мазепа с Богданом Хмельницким, и парк Славы как площадка для мемориала Голодомора.

Недалеко от этих мест, на окраине Лавры, должен расположиться «Мистецький арсенал». Так и получается идеологическая триада президента Ющенко: Вторая мировая как непонятно что, Голодомор как главная страница и мега-музей как архитектурная вершина.

И самое главное - попытка поставить Голодомор в центр национальной истории двадцатого века. Почти так же, как отдельные еврейские активисты умудрились сделать Холокост центром трехтысячелетней истории своего народа, и этот народ теперь воспринимают как вечную жертву.

Украинская история не нуждается в нагнетании и без того присущих ей трагических нот. Украина как государство тем более не нуждается в создании собственного жертвенного образа. В нашем постмодернистском мире как себя оценишь, так к тебе и отнесутся. Но это уже тема для другой статьи.

Но вернемся к Наливайченко. Ошибкой СБУ тут же воспользовались «регионалы»: "Вполне очевидно, что такие действия не выдерживают никакой критики. Более того, я назвал бы такую постановку вопроса провокационной и безответственной. Общество снова оказывается перед угрозой быть втянутым во внутренний конфликт, вызванный различием в оценках причин и следствий трагических событий 1932-33 годов", - заявил Янукович.

Чем закончится эта следственная инициатива СБУ? Неудачным телевизионным шоу? Элементом предвыборной кампании президента Ющенко? Преследованием выявленных потомков обер-коммунистов, энкаведистов, комсомольцев?

Трагедия Голодомора нуждается в беспристрастном научном изучении, в открытой общественной дискуссии, но не в политических спекуляциях и создании «образа врага». Нужно чтить память жертв, помнить о них, выявить все их имена, поставить памятные знаки на местах их гибели. Пока же семнадцатилетняя история независимой Украины подарила общественности новое явление замалчивания трагедии Голодомора в условиях свободы слова и в силу политической необходимости. При Кучме молчали, при Ющенко стали громко говорить вслух. Но ситуация не поменялась.

Сокращается ведь население Украины. Без политики массового голода, без войны, в мирное время. И должно быть неудобно в этой связи все время говорить о Голодоморе. И уж тем более заводить уголовные дела.