Наталья Королевская: «Я очень переживаю, когда глупая «політична доцільність» затмевает здравые экономические мозги»
04.06.2009 11:49
...и регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская, как одна из самых активных реформаторов углепрома и парламентариев-борцов с финансовым кризисом, сегодня пользуется повышенным вниманием у отечественных СМИ. Согласно данным официального сайта Верховной Рады, ее авторству принадлежат 76 законопроектов, практически каждый из которых был громко презентован в медиа. Коллеги по фракции говорят, что в вопросах лоббирования в парламенте кабминовских экономических инициатив именно на нее опирается премьер Тимошенко. По информации СМИ, взамен за это в новом составе Кабмина Королевской обещана должность вице-премьера по ТЭК.

– Какой, на Ваш взгляд, должна быть государственная поддержка отечественных предпринимателей, оказавшихся один на один с жесточайшим экономическим кризисом?

– Уверена, что мы должны воспринимать эту сложную ситуацию как шанс для оздоровления украинской экономики, создать нормальные условия для работы в стране малому и среднему бизнесу и, конечно, озаботиться вопросом привлечения инвестиций.

На сегодняшний день уровень реальных иностранных инвестиций в Украину низок. Причин тому много, начиная от мирового финансового кризиса, который уменьшил возможности иностранных компаний, заканчивая инвестиционным климатом в Украине. За инвестиции в мире сегодня идет настоящая война между странами-получателями. К сожалению, Украина пока что проигрывает этот бой. Поэтому мы должны дать частному капиталу возможность прийти в Украину, вложить свои средства и эффективно управлять своими предприятиями. Первый шаг на этом пути уже был сделан.

19 мая в первом чтении был принят законопроект о государственно-частном партнерстве. Это очень важный шаг, который позволит внедрить в Украине прогрессивную мировую практику. Государственно-частное партнерство, как одна из форм концессионных соглашений, применяется, когда государство заинтересовано в частных инвестициях при сохранении за собой собственности на объект. В Украине это поможет решить системные проблемы в таких затратных отраслях, как транспорт, энергетика и ЖКХ. Именно концессионные соглашения позволяют брать у государства в долгосрочную аренду или строить объекты, которые по закону нельзя приватизировать. Я убеждена, что это достойный компромисс между необходимостью привлекать частные финансы и приватизацией государственного имущества. Он позволит снизить бюджетные затраты, снизит тарифы, задействует иностранный опыт, привлечет инвесторов. Этот механизм позволит Украине модернизировать инфраструктуру без привлечения больших государственных капиталовложений, и я возлагаю на него большие надежды. При этом он является наименее рискованным с точки зрения коррупции.

Кроме того, сейчас мы готовим серьезный анализ горно-металлургического и химического сегмента национальной экономики, ибо необходимо четко понимать перспективы – что будет через три года или пять лет при той системе экономических координат, которую мы сегодня имеем. Без этого невозможно двигаться вперед.

- Недавно Юлия Тимошенко провела большое совещание с региональными лидерами. Что власть может предложить им? Например, для того же Донбасса, откуда Вы родом?

- Донбасс сегодня находится в свободном падении. Например, падение оборота розничной торговли составило 12,1% за 1 квартал по сравнению с 2008 годом. Донецкая и Луганская области – лидеры по задолженности по зарплате среди всех регионов Украины. Металлургическая отрасль Донецкой области за январь-апрель текущего года сократила объем производства на 43,4% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Донбасс попал в эту ситуацию не сам – его подтолкнул мировой кризис и неэффективные собственники. Если мы не поможем региону – падение будет очень болезненным, а дно – глубоким.

- И что делать?

Многие промышленные предприятия в основном на Востоке при нынешней мировой конъюнктуре и внутренней экономической ситуации не смогут адаптироваться к новым условиям. Многие из них лишены практически всех перспектив. Оставлять их на произвол судьбы – безответственно. Ведь это не только потенциально интересные экономические площадки, но и тысячи рабочих мест. Предоставлять прямую государственную помощь – накладно для бюджета, да и неперспективно в плане развития этих предприятий. Есть такая мудрость: «Лучше голодному дать удочку и научить его ловить рыбу, чем постоянно кормить его рыбой». Мы собираемся предоставить таким предприятиям удочку и научить ловить инвестиции. Сделать это можно с помощью создания промышленных парков.

Мы внесли в Верховную Раду «Проект Закона об индустриальных (промышленных) парках» (№3071). С его помощью мы диверсифицируем структуру экономики регионов, привлечем инвестиции и дадим толчок для развития производства и инфраструктуры. То есть вылечим ту болезнь, которой сегодня больна экономика восточных регионов страны. При этом государство, например, будет стимулировать промышленные парки путем компенсирования процентной ставки по кредитам для инновационных технологий и частично возмещать издержки на создание рабочих мест. С помощью этого закона мы изменим депрессивное лицо моего родного Донбасса.

– Какие ресурсы Вы предлагаете использовать для достижения этих целей?

– Прежде всего здравый смысл депутатов (смеется). Иначе это называется политическая воля. Да, у нас еще имеется колоссальный ресурс по эффективному использованию госбюджета. Но я убеждена, что сегодня предпринимателям нужно не прямое дотирование или рассказ о том, сколько и кому раздадут бюджетных денег. С помощью предложенного нами закона о государственном и частном партнерстве появляется реальная возможность выстроить диалог бизнеса и власти на нормальном законодательном фундаменте. К сожалению, за много лет власть так и не научилась выполнять взятые на себя обязательства, тем самым породив кризис недоверия. Однако и бизнес не смог наладить диалог и стать ответственным – как по социальным, так и по налоговым обязательствам. Не доверяет бизнес и эффективности использования бюджета, и здесь есть над чем работать. Словом, мы обязаны наладить эффективное взаимодействие между бизнесом и властью, создать между ними режим взаимного доверия, ибо это и есть главное условие для прихода новых инвесторов в национальную экономику. Наша задача - дать сигнал бизнесу, что мы знаем их проблемы и работаем над решениями.

– Давайте от экономики перейдем к политике. Хороший политик способен заставить людей поверить в него, а великий политик способен заставить людей поверить в себя самих. Вы – хороший или великий политик?

– Я не буду давать сама себе оценки, скажу лишь, что сегодня нашей первейшей задачей должно стать содействие предпринимательской инициативе. Прежде всего, я считаю себя экономистом. И скажу честно, очень переживаю, когда глупая «політична доцільність» затмевает здравые экономические мозги. Например, недавно Верховная Рада провалила антикризисный законопроект для малого и среднего бизнеса №3429. Иначе как политическим цинизмом я назвать это не могу. Это прекрасный законопроект, над которым полгода работала коалиция, оппозиция, несколько авторитетных фондов и общественных организаций.

Законопроект сокращает количество лицензий, накладывает мораторий на проведение проверок, а также на повышение ставок старых налогов и введение новых. Закрепляется принцип «молчаливого согласия» (если на протяжении определенного времени какое-либо разрешение не получено, то оно автоматически считается выданным) во взаимодействии предпринимателей с контролирующими органами. Да отмените вы все эти лицензии и разрешения, дайте человеку, у которого проснулась бизнес-инициатива и нашлись силы претворить ее в жизнь, сделать первый шаг! А уж только потом говорите о каких-то рамках и требованиях. Сегодня все, что безопасно для страны и людей, имеет право на существование и должно иметь поддержку со стороны государства! Но что мы имеем в результате? Вместо того, чтобы провести переговоры внутри фракций и объяснить, что в этом законе предусмотрено все, о чем в течение полугода говорилось и и к чему призывалось на всевозможных ток-шоу, политики-экономисты в мгновение превратились в просто политиков и поступили по принципу «у меня есть мнение, с которым я категорически не согласен».

Что делать в такой ситуации?

- На прошлой неделе я провела ряд политических консультаций. Мы собираемся перерегистрировать законопроект, который в прямом смысле слова «как воздух» нужен малому и среднему бизнесу. И, надеюсь, в Верховной Раде все-таки снова поселится здравый смысл.

– За последний месяц было несколько заявлений о коррупции в самых высших эшелонах власти. Однако дальше заявлений дело не пошло. На Ваш взгляд, почему? И возможно ли законодательно реально хотя бы начать бороться с коррупцией?

– Сегодня в Верховной Раде зарегистрировано более десятка законопроектов, касающихся усиления ответственности за коррупционные деяния. Практически все они вызывают дискуссию. Усиление санкций необходимо, но этого мало. На мой взгляд, важно не только ужесточение антикоррупционных норм, но и создание возможности проведения расследования, невзирая на лица.

Для того чтобы оздоровить экономическую ситуацию в стране, мы должны сначала уничтожить коррупционную плесень, саму почву, на которой процветает коррупция. Необходимо разрушить существующую традицию брать и давать, которая как вирус разъедает организм украинского государства. Сегодня получение любой, даже самой пустяшной справки - это утомительное и долгое занятие, которое практически никогда не совершается бесплатно. Только вдумайтесь – в Украине по разным оценкам от 67 до 90 органов власти имеют право государственного контроля над деятельностью предпринимателей! Так не лучше ли все эти справки взять и аннулировать? Или оставить лишь те, что являются необходимыми – регламентируют сферы интересов государства и здоровья человека. И когда мы это сделаем, тогда и будет результат! Параллельно с этим надо ввести для чиновников жесткие меры ответственности за получение взятки. Ведь пока будут существовать наработанные годами коррупционные схемы, ничего не изменится, какие бы правильные законы мы ни принимали. Но, к сожалению, наши депутаты лучше себе палец откусят, чем проголосуют за то, что может облегчить положение предпринимателя. Потому что каждый из них думает: «А вдруг завтра я стану чиновником и буду выдавать такие справки!» Это же целые кланы, которые подкармливают друг друга. Однако сегодня просто жизненно необходимо набраться сил, воли и мужества и разорвать эти преступные цепи. Я не являюсь сторонником позиции, что, дескать, коррупция, как и мафия, бессмертна. Многоголового дракона коррупции можно преодолеть, если методично рубить ему головы, одновременно вводя законодательные профилактические нормы, которые будут препятствовать появлению новых голов.

– Эксперты, политологи, потенциальные кандидаты в Президенты едва ли не в один голос говорят о том, что эти выборы будут грязными и отвратительными. А сами в это время ведут борьбу за административный ресурс…

– Сегодня Закон запрещает чиновникам заниматься предвыборной агитацией. Но эта норма фактически мертва. Ведь доказать, что губернатор, занимая пост главы предвыборного штаба, занимается именно агитацией, а не чем-то схожим, практически невозможно, кроме самых грубых случаев нарушения законодательства.

Полагаю, что необходимо установить прямой законодательный запрет на руководство предвыборными штабами губернаторов и их заместителей. При этом необходимо прописать жесткие санкции за нарушение данной нормы, вплоть до снятия с предвыборной гонки кандидата в Президенты, который намерен использовать технологию админресурса через вертикаль исполнительной власти в регионах.

Если руководители областных, районных и городских администраций будут возглавлять предвыборные штабы и активно использовать административный ресурс, то честных выборов не состоится. Ведь независимо от того, какую политическую силу они поддерживают, главная их задача – работа во благо людей. И единственный критерий оценки - это насколько они были эффективны, как улучшили жизнь своих избирателей и что сделали для того, чтобы защитить их от кризиса.

- У нас, как известно, от инициативы до конкретики долгая дорога. Насколько реально избавить власть от искушения использовать админресурс раз и навсегда?

- Я думаю, что такую инициативу должны в первую очередь поддержать депутаты от «Нашей Украины». Ведь Виктор Ющенко, как никто другой, должен быть заинтересован в том, чтобы выборы прошли честно и прозрачно.

Выборы – это перезагрузка. И мы не хотим, чтобы каждый раз они превращались в политическое харакири – поиски виноватых из числа своих предшественников. Если народные депутаты будут озабочены лишь рейтингами и своим участием в очередной избирательной кампании, то они никогда не вспомнят о той миссии, с которой они пришли в парламент. Однако и избирателям надо помнить, что выборы – это их шанс, их возможность повлиять на жизнь страны. И делать это надо с большой долей ответственностью, потому мы в ответе не только за тех, кого приручили, но и за тех, кого избирали.

– В одном из своих интервью Вы сказали, что в связи с экономическим кризисом Украину ждет возможная смена политических и бизнес-элит.

– Сейчас, на мой взгляд, происходит повышение уровня политической ответственности. Потому что следующую избирательную кампанию провести только на красивых лозунгах и популистских обещаниях будет невозможно. Сегодня люди ждут от политиков не привлекательного лица и красивых слов, а подробного отчета о том, что сделано, куда мы движемся и каковы наши перспективы.

Что касается бизнес-элиты, то неэффективные, пассивные, ожиревшие уйдут. А на их место придут новые, дерзкие, желающие работать не по кулуарным правилам, в режиме нормального диалога бизнеса и власти. Я в этом убеждена.

– Как Вы можете прокомментировать громкие увольнения последних месяцев - Виктора Пинзеныка, Виктора Балоги, скандал с Юрием Луценко?

– В нашей стране отставки происходят по двум причинам: непрофессионализм либо политические позиции. Если речь о некомпетентности, то я всегда буду поддерживать такие кадровые замены. Но если они происходят лишь в силу чьих-то амбиций или политической целесообразности, то такие отставки я считаю неправильными.

– Последний месяц страна ждет кадровых ротаций в Кабмине. По информации СМИ, Виталий Гайдук отказался от должности вице-премьера по ТЭК, и теперь в здании на Грушевского активно лоббируется и обсуждается Ваша кандидатура. Это так?

– Когда ты человек команды, то в первую очередь должен думать о той должности, на которой ты будешь наиболее полезен, где пригодятся все твои навыки и опыт. Сегодня я возглавляю Комитет по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства и стараюсь делать это максимально эффективно. А что касается должностей, то они для меня – механизм, а не самоцель. Я предельно критично отношусь к людям, которые всеми способами стремятся занять кресло повыше – а там разберемся… Для меня важны лишь следующие соображения: каких конкретных результатов я могу добиться на этой должности, насколько я смогу быть эффективна и как оправдаю надежды, которые на меня возлагаются. Да и вообще вопрос возможных кадровых перестановок в Кабинете Министров будет еще обсуждаться дополнительно, а пока никаких кардинальных решений принято не было.

– Многие считают политику делом аморальным. За то время, пока Вы находитесь во власти, подверглись ли трансформации Ваши моральные ценности?

– Как правильно подметил Рузвельт, для того чтобы эффективно заниматься политикой, нужно иметь кожу бегемота. И это действительно так, потому что нигде, кроме политики, нет такого количества негатива, отрицательных эмоций и сумасшедшей конкуренции.

В бизнесе все достаточно ясно – ты видишь своих конкурентов, оцениваешь свои возможности и строишь свою стратегию развития. В политике все наоборот, и подчас это отнюдь не высокоинтеллектуальная борьба потенциалов, а очень жесткая и циничная игра, которая забирает большое количество времени и моральных сил. Но в то же время, если ты не безразличен к тому, что происходит вокруг тебя, и не теряешь связи с людьми, понимаешь их актуальные проблемы, то твой долг – идти вперед, несмотря ни на что. Потому что как только ты очерствеешь душой, тебе станет нечего делать в политике.
Беседовала Наталья Кирилова