Откровенья Робин Гудa
28.04.2004 09:02
Между прочим, именно здесь, на отделении международного права, в свое время учился будущий президент Грузии.

Ажиотаж в связи с этим поднялся нешуточный, правда, среднестатистическому студенту пробиться в зал было тяжело – основную массу составляли преподаватели, журналисты (да и то в большинстве своем – грузинские), официальная делегация Тбилиси, ну и, конечно, разномастные украинские политические деятели (среди которых были замечены депутаты «Нашей Украины» Борис Тарасюк и Петр Порошенко).

Михаил Саакашвили блистал. Начал свое выступление на сносном украинском языке, в официальном стиле поблагодарив родной вуз и преподавателей, а затем перешел на русский, сославшись на то, что хочет, чтобы его поняли и грузинские журналисты (последних в зале оказалось едва ли не столько же, сколько студентов). Говорил свободно и уверенно, чувствовался опытный оратор. Аудиторию расположил к себе практически сразу.

«Мы маленькая страна, но мы очень большой друг Украины»

Саакашвили не скупился на комплименты для Украины, присвоив ей поочередно титулы «крупного государства Восточной Европы», «региональной сверхдержавы, которая становится глобальной сверхдержавой»(!), «будущего лидера в Восточной Европе», «точки притяжения для стран Черноморского бассейна».

В пламенных речах хозяина Тбилиси сквозил уж какой-то совсем неумеренный оптимизм. Он даже усмотрел, что «после распада Советского Союза Украина сохранила и приумножила свой потенциал». И даже, оказывается, «недалек тот день, когда Украина будет полноправным членом Европейского Союза. Без Украины Европа не будет полноценной».

Правда, при этом грузинский президент исключительно туманно отзывался о перспективах развития ГУУАМ, отметив только, что объединение должно развиваться, оно имеет перспективы и к нему проявляют интерес Россия и США. (Вот бы еще узнать, в чем именно проявляется этот интерес.)

Опять же, на вопрос, как лидер Грузии оценивает вступление Украины в ЕЭП и не хочет ли Грузия вступить в эту организацию, он сказал, что «любые интеграционные процессы я только приветствую, если они не будут мешать другим интеграционным процессам. Нужно выбирать приоритеты». Мол, «если там (в ЕЭП) есть какие-то обстоятельства, которые хоть как-то могут остановить нашу интеграцию в ЕС, мы вряд ли на это пойдем». При этом он отметил, что «терять в экономическом смысле Россию и Украину Грузии просто неразумно».

«Если экономически это правильно, то это правильно, – вывел глубокую мысль батоно Михо. – Мы до конца не убедились, что это экономически правильно». И уверенно пообещал, что «если Украина достигнет в ЕЭП каких-то успехов», Грузия может последовать ее примеру. «Будем учиться на ваших достижениях и если, не дай Бог, будут ошибки, то на ошибках».

На вопрос об украинской оппозиции Саакашвили скромно ответил, что «у нас хорошие отношения и контакты». Но при этом заметил, что-де все эти вопросы – исключительно внутреннее дело самой Украины. «Кто бы ни был при власти в Украине, она будет важнейшим другом для Грузии». Саакашвили сразу же рассыпался в комплиментах действующему Президенту Украины, сказав, что «Леонид Кучма внес выдающийся вклад в развитие наших отношений. Никто в Украине не понимает так важность отношений Украины с Грузией». Кое-кто, возможно, никак не ожидал такого пиара в пользу «преступного режима» со стороны эталона демократической революции. Но в Киев приехал уже не вождь «революции алых роз», а руководитель государства. Так что лирика лирикой, а внешняя политика – штука суровая…

Интересно, что грузинский президент специально подчеркнул, что «Украина никогда не являлась тем, кто разжигает междоусобицы, а наоборот, всегда участвовала в разрешении конфликтов». И очень поблагодарил Украину за помощь в укреплении обороноспособности Грузии, так как «запрет России на поставку вооружения фактически лишил нас всякого потенциала». В этом, кроме всего прочего, проявилась дипломатическая хитрость Саакашвили – использовать Украину как противовес позиции России в разрешении конфликта с Аджарией.

«Взятка – это прекрасная составная часть коррупции»

Когда тбилисского гостя спросили, не толкают ли нынешние реформы Грузию к недемократическому пути развития, он не растерялся. «Грузинская революция – ответ на несправедливость, цинизм властей по отношению к собственному народу», - сообщил Михаил Саакашвили и добавил, что, мол, олигархическая номенклатурная диктатура подмяла под себя все национальные богатства Грузии.

Для того чтобы проиллюстрировать свои слова, грузинский президент рассказал будущим дипломатам поучительную историю. «Позавчера зять Шеварднадзе, который по совместительству является самым богатым человеком в Грузии и который был арестован за неуплату налогов 2 месяца тому назад, выплатил в государственный бюджет почти 16 миллионов долларов. Мы это очень приветствуем. Два месяца в тюрьме пошли ему на пользу – он задумался о благе общества». Рецепт построения демократического общества в отдельно взятой Грузии, в которой тюремные нары служат механизмом стимулирования мыслей об общественном благе у людей, обладающих капиталом, наверное, можно читать отдельным курсом на отделениях политологии…

«Ситуация со свободой слова в Грузии прекрасная»

Решение Грузии увеличить военный контингент в Ираке до 500 человек грузинский лидер пояснил просто желанием повысить квалификацию вооруженных сил Грузии. «Если у страны есть вооруженные силы, то лучше, чтобы эти вооруженные силы имели практику участия в сложных военных операциях». Прям по Станиславскому – если на сцене висит ружье, должно же оно как-то использоваться!

«Лучше всего, чтобы эту практику они не проходили дома», – с пацифистской скорбью добавил гроза аджарских феодалов. И, конечно, присовокупил несколько слов о необходимости вклада в борьбу с международным терроризмом…

И за что его «пипл хавает»?

В целом Михаил Саакашвили производит впечатление этакого «душки». Ему изумительно удается роль прямого, обаятельного, честнейшего, слегка эпатажного грузинского миляги – смесь Мимино с Д’Артаньяном и легким намеком на Винни-Пуха.

Он назначает министром иностранных дел французского посла в Грузии, вводит налог на богатство, отменяет налоги для мелких частных предпринимателей, широким жестом перечисляет пятнадцать миллионов семьи Шеварднадзе на вспомоществование грузинским пенсионерам. Конечно, все эти акции напоминают эпизоды английского фольклора с участием Робин Гуда. Но, как говаривал в свое время Богдан Титомир, главное, что «пипл хавает».

Ему не откажешь в чувстве юмора, он остроумен и легко отвечает на любые провокационные вопросы. Может себе позволить пококетничать, мол, «ничего хорошего в том, чтобы быть президентом, нет»: «50 человек охраны, мотоциклисты – не выйти подышать, не прогуляться, не пообщаться с красивыми девушками».

Правда, маленький показательный момент. Напоследок кто-то из грузинских диссертантов КИМО разразился длиннейшим цветистым комплиментом в адрес президента, в котором «спаситель нации» и «надежда прогрессивного человечества» были самыми непритязательными выражениями. У Михаила Саакашвили в глазах блеснул очень специфический огонек, расправились плечи, как-то сразу изменилась осанка и выражение лица. Хотя практически сразу он, конечно, вернулся к прежней маске «рубаха-парень».

Грузинский лидер, чувствуется, падок на лесть. И трогательно любит себя, что, конечно, не грех, но характерно. Чего стоит одно его краткое изложение своего пути к президентству: «Я перепробовал все, брался за всякую черновую работу: был лидером оппозиции и министром юстиции и формировал судебную власть в Грузии, вице-президентом Парламентской ассамблеи в Страсбурге. Перепробовав все направления политики, я решил, что лучше всего стать президентом». Простенько и со вкусом!

Но грузинам это нравится. Правда, не всем. В то самое время, когда батоно Михо распинался перед киевлянами, в Аджарии началась всеобщая мобилизация…