Демократия строгого режима
29.06.2004 09:12
… дабы «завершить» оккупацию этой страны и открыть ей большую дорогу в демократическое будущее.

В Багдаде, в обстановке строжайшей секретности из опасения терактов, глава американской администрации в Ираке Пол Бремер передал премьер-министру Ирака Айяду Алави пакет документов, подтверждающих его полномочия. «Вы не раз говорили, и мы с этим согласились, что Ирак уже готов к суверенитету, и я покидаю его, будучи уверенным в будущем страны», – сказал на прощание вашингтонский наместник.

Формальный суверенитет

В то время как Джордж Буш-младший толкает предвыборные речи о победе над тиранией и торжестве демократии, в самом Ираке не прекращаются взрывы и перестрелки. Только за прошлую неделю в них погибли свыше 150 человек. Если уж говорить о происшедших за последний год в Ираке переменах, то они, пожалуй, заключаются только в том, что антиамериканское сопротивление стало более организованным, причем ранее противоборствующие группировки теперь координируют свои действия против общего врага.

По приблизительным оценкам, коалиции противостоят не менее тысячи исламских радикалов из разных «шахидских» группировок и до 40 тысяч бойцов «Армии Махди» – не считая огромного количества рассерженных мужчин, стихийно объединяющихся в отряды самообороны (как в Эль-Фалудже) или грабящих американские обозы банды. Кто-то из них искренне борется за свободу, мстит за погибших родственников или выполняет «волю Аллаха», а кто-то таким способом зарабатывает или просто «шалит». Причины разные, но следствие одно – война продолжается.

При этом удары восставших направлены не только на войска коалиции, но и на проамериканскую местную власть, которую они считают коллаборационистами и мошенниками. Последнее мнение рождено тем, что в состав этого правительства американцы набрали в том числе и лиц, привлекавшихся при саддамовском режиме к ответственности за экономические преступления: создание финансовых пирамид, хищение средств в особо крупных размерах и пр. Все они бежали из страны, заявляя о своей «оппозиции» к Хусейну, и нашли убежище на Западе. Однако настоящих «политзаключенных» среди них практически нет – потому что как раз эту реальную оппозицию Хусейн истребил физически еще в начале 1990-х. Понятно, что это делает временное правительство еще более непопулярным среди иракцев. На службу новому режиму идут только ради пропитания – и работают спустя рукава, без энтузиазма.

Более того, как ни парадоксально, американцам все чаще приходится прибегать к услугам бывших военнослужащих саддамовской армии и членов партии «Баас» – как самых опытных, образованных и склонных к дисциплине. Именно их теперь приглашают на работу в администрацию, полицию и создаваемую иракскую армию. «Освобожденные» же от тирании шииты и курды, а также масса простых суннитов настроены к освободителям крайне враждебно.

Поэтому иракская полиция и национальная гвардия противостоять атакам боевиков бессильны – более того, они страдают от них в первую очередь. В этой ситуации без защиты американской пехоты и авиации временное правительство Ирака не сможет не то что полноценно работать, но и просто существовать. И все те полномочия, которые американцы передали ему, смогут осуществляться лишь при помощи самих американцев. Поэтому о выводе оккупационной группировки не может быть и речи – иначе в Ираке повторится то, что случилось в Афганистане после вывода оттуда советского контингента. Напротив, Пентагон запланировал перебросить в регион дополнительно 15 000 военнослужащих.

Таким образом, временное правительство Ирака полностью зависит и будет зависеть от Вашингтона, который и впредь будет определять направление внутренней и внешней политики «демократического Ирака». По сути, американцы передают ему не власть, а лишь формальную ответственность за ситуацию в стране, снимая с себя вериги оккупанта. Причем вначале они пытались «всучить» ее ООН – не получилось. Потом НАТО – но половина его членов вообще не одобрили действия США. Недавно президент Франции Жак Ширак вновь категорически отверг возможность использования блока для решения иракской проблемы. Теперь вот нашли самого крайнего – в лице временного правительства.

Возможно, в качестве примера подобного «руководства» будет уместнее взять даже не зиц-председателя Фунта, а сельского старосту из оккупированной немцами Украины. Реальным суверенитетом тут и не пахнет, что, однако, не смущает ни само временное правительство, ни его американских патронов, ни мировое сообщество.

Пятнадцать человек на сундук мертвеца

Чтобы угадать реальные планы Вашингтона в отношении Ирака, можно посмотреть на историю такой страны, как Панама. До 1903 года на карте мира ее не было, а Панамским перешейком владела Колумбия, которой в 1901 году США предложили передать им исключительные права на постройку и эксплуатацию судоходного канала, соединяющего два океана.

По сути, эта была просьба подарить перешеек. Колумбийский сенат отверг это предложение – и тут же в северной провинции поднимается «народное восстание против тирании», поддержанное американским флотом и армией. Панама была объявлена независимой республикой и тут же признана Вашингтоном, после чего ее «демократическое правительство» поспешило передать перешеек в полное распоряжение американцев. В течение ста лет она является регионом наиболее пристального внимания Америки, которая даже выделила территорию канала в особую зону. Любопытно, что если какой-то из панамских президентов заикался было о национализации объекта, то он тут же смещался в результате «народного восстания», военного переворота или спецоперации Пентагона.

Вероятно, такая же участь ожидает и Ирак. США уже давно озабочены тем, чтобы поставить под свой контроль все крупные нефтяные месторождения планеты. А арабский регион – главная углеводородная кладовая Земли. Администрация Буша уже высказалась насчет того, что старая модель отношений между Америкой и арабскими странами недостаточно эффективна ввиду чрезмерной «самостийности» последних. И выход она видит в «демократизации Востока» - то есть в замене тамошних исламско-авторитарных режимов на более лояльные к Западу «демократии». Возможно, Ирак является первым в этом списке (если не считать небогатый на нефть Афганистан), и на нем отрабатываются приемы будующей перестройки арабского мира. И именно это вызывает ворчание Саудовской Аравии и других стран региона, считающих, что американцы слишком уж засиделись в Ираке.

Но если в Панаме США действовали в одиночку и сами «собирали урожай», то в Ирак они привели «двунадесять языков»: британцев, поляков, итальянцев и т.д. Кто-то из них, как, например, Грузия (намеренная увеличить свой контингент в Ираке до 500 человек), готовы служить делу демократии «бесплатно». Однако большинство рассчитывали на какой-то гонорар.

Теперь задача США – отшить лишних. Возможно, Вашингтон рассчитывает, что более эффективно это будет сделано устами не Буша, а как раз временного правительства Ирака. Ведь если Америке лично придется давать им ответ «да» или «нет», то на нее и обидится «кинутый» союзник. А вот когда абстрактным мычанием или традиционным для Востока «но бельмесе» отвечать на вопрос будет какой-нибудь посаженный Иракбаши, то спрос с него сами понимаете какой.

Не мытьем, так катанием…

Именно так можно назвать попытки Украины хоть как-то «влезть» в процесс «восстановления Ирака» после того, как Вашингтон невинным тоном сообщил, что никаких обещаний украинской стороне по этому вопросу не давал. Мол, за участие в антихусейновской коалиции спасибо, а насчет гонорара – это не к нам.

Понятно, что самостоятельно пробиться на будущий иракский рынок Украине практически невозможно. Во-первых, он уже поделен между транснациональными компаниями под покровительством США, которые и будут регулировать его как напрямую, так и через послушное «демократическое правительство Ирака».

Во-вторых, за него отчаянно цепляются такие далеко не слабые в экономическом и политическом отношении страны, как Россия и Франция.

В-третьих, за крохи идет отчаянная борьба между «мелкими» участниками коалиции, такими как Корея, Италия или Польша. Как раз к помощи последней украинская сторона традиционно и прибегает в своих отношениях с Западом. Ну а Польша, в свою очередь, с радостью пытается выступить эдаким «патроном» Украины.

Поддержкой западного соседа Киев пытается заручиться и на этот раз. Министр экономики и по вопросам европейской интеграции Николай Деркач сообщил, что Украина и Польша договорились сотрудничать в сфере модернизации и реконструкции Ирака в 2004 - 2005. Что ж, на первый взгляд дело хорошее, однако если это подразумевает участие Украины в работах на «польском участке», далеко не самом прибыльном, то не получится ли так, что реально Украина будет искать золото в отвалах, в то время как основные участники этого предприятия рубят его из жилы?

А так, скорое всего, и будет, поскольку Польша в Ираке (как и в Европе) мало что решает. Причем это в лучшем случае, в худшем - повторится история нефтепровода Одесса - Броды, пуску которого поляки регулярно обещают помочь уже несколько лет…