Индульгенция за тысячу гривен
11.09.2009 09:46
Каждому по целой тысяче гривен. На то время такое обещание вызвало всеобщее ликование и радость симпатиков Юлии Владимировны. Наконец-то люди смогут увидеть живые реальные деньги! Это вам не рассказы о мифическом росте ВВП и экономики. Тут все без обмана: приходи и получи тысячу.

Выборы прошли, представители БЮТ заняли в парламенте немало кресел. Наступило время выполнять предвыборные обещания. Кассы Ощадбанка начали осаждать толпы пенсионеров, которые доверили свои деньги Сбербанку до 1992 года. Всего в 2008 году за получением «Юлиной тысячи» обратилось 12,8 миллиона человек. По тем или иным причинам отказ получили около половины граждан. Заветную тысячу выдали лишь 6,388 миллиона украинцев.

Но даже этого хватило для повышения цен на товары первой необходимости в 2008 году. Обрадованные люди кинулись скупать сахар, муку, соль и гречку в больших количествах. Государственному бюджету щедрость Тимошенко тоже не прошла даром. Счетная палата оценила потерю государственных денег в 2008 году от реализации программы по выплате компенсаций на уровне 5 миллиардов гривен. В начале года правительство не имело достаточных гривневых ресурсов и направило на выплату компенсаций одолженные в 2007 году валютные средства. Причиной потери такой значительной суммы стало изменение курса гривны относительно доллара.

Постепенно бюджетный источник иссяк, и выдача компенсаций прекратилась под предлогом всемирного финансового кризиса. В новом 2009 году приоритетом для премьера Тимошенко стал поиск денег для оплаты российского газа по новой цене. Создается впечатление, что Юлия Владимировна очень любит сама придумывать трудности, а потом рапортовать об их героическом преодолении. Вкладчики же Сбербанка замерли в ожидании конца кризиса.

Во второй раз Тимошенко решила использовать уже откатанную технологию перед президентскими выборами. Постановление правительства о продолжении выплат удивительным образом совпало с голосованием в Верховной Раде за назначение даты выборов на 25 октября. Рада проголосовала 1 апреля, а постановление о выделении 250 миллионов гривен на выплаты компенсаций Кабмин подготовил уже 22 мая. На этом череда совпадений не заканчивается. Выборы перенесли на 17 января, и, чудесным образом, выплаты «Юлиной тысячи» отложились сначала до июня, потом еще на месяц, а в конце июля Юлия Тимошенко вообще заявила, что необходимо дождаться ослабления кризиса. «Главное, не теряйте надежды и не забудьте проголосовать за меня. Тысяча гривен уже близка, практически у вас в карманах», - как бы говорит вкладчикам Юлия Владимировна.

Что же плохого в том, что заботливая женщина возвращает людям деньги? Все это было бы прекрасным и благородным шагом со стороны Тимошенко, если бы не несколько НО. Мало кто знает, что вклады начали возвращать еще в 1996 году. Согласно Закону Украины от 21 ноября 1996 г. № 537/96-ВР «Про государственные гарантии возобновления сбережений граждан Украины» государство осуществляет выплаты компенсаций вкладчикам Сбербанка СССР, а также держателям ценных бумаг СССР. Поначалу компенсации получали граждане старше 80 лет, с 2002 было решено возвращать вклады всем без исключения. Просто никто из этого не делал грандиозную пиар-кампанию. То ли фантазии не хватило, то ли цинизма недостаточно было. Кроме того, на то время все выплаты были экономически обоснованы и не вредили государственному бюджету, что нельзя сказать про нынешнюю инициативу Юлии Владимировны.

В сухом остатке получается, что Тимошенко покупает себе индульгенцию и голоса у граждан Украины, расплачиваясь с ними их же деньгами. Как можно критиковать политика, который щедрой рукой раздает обнищавшим людям часть их собственных сбережений? Ничего, что эти деньги забираются из других важных для страны отраслей экономики. Ведь это целая тысяча гривен! И уже сейчас. Великолепный ход. Гроссмейстерский. Но высший пилотаж заключается в том, чтобы показательно начать выдавать эти деньги, а потом под предлогом кризиса прекратить. Кризис же! Потерпите. Макиавелли и кардинал Ришелье должны были бы рыдать на плече друг друга. По сравнению с Юлией Владимировной и ее советниками они сущие дети.