Что-то с партией моей стало…
28.09.2009 08:51
…что каждый раз, когда у ПР появляется шанс сделать что-то полезное для решения этого вопроса, она находит повод отложить его в долгий ящик…

Не мешки ворочать…

Инициатором идеи референдума была Людмила Каеткина - депутат того же Донецкого облсовета от Блока Витренко. Она выступила с зажигательной речью, назвав языковую ситуацию в Украине «этноцидом русскоязычного населения», и используя прочие яркие выражения, так свойственные прогрессивным социалистам.

Это понятно: ПСПУ является партией, членам и избирателям которой неинтересны темы ликвидности транзакций и диверсификации рефинансирования просевших активов вторичной эмиссии. Поэтому у прогрессивных социалистов всегда есть время, чтобы с увлечением заняться острыми политическими вопросами, доставая ими своих коллег.

Но коллеги, более озабоченные материальными проблемами, не всегда одобряют их политический азарт. Так что между ПСПУ и ПР в Донецком облсовете давно уже пробежала кошка. Еще с февраля 2008 года, когда регионалы не захотели поддержать предложение прогрессивных социалистов объявить область «территорией без НАТО». Последние тогда обиделись и несколько дней голодали в знак протеста.

На этот раз всё повторилось, только камнем преткновения стало предложение провести в области референдум по статусу русского языка. 88 из 106 депутатов (регионалы и социалисты) проголосовали против.

Интересно, что свою позицию они пояснили в том числе и тем, что «постановка данного вопроса будет способствовать нагнетанию политической напряженности не только в области, но и в стране».

Как это похоже на регионалов! Каждый раз, когда нужно сделать какой-то решающий шаг, они отступают назад и заявляют, что нельзя «нарушать стабильность и нагнетать напряжение». С такой речью Янукович в 2004-м распустил по домам сторонников и отдал свою победу Ющенко, этими словами регионалы пояснили свою капитуляцию в 2007-м.

В чем же дело? Может быть, идея была действительно глупая, бессмысленная? Не думается. Чисто консультативный референдум – то есть никого ни к чему не обязывающий – мог бы решить одну важную задачу. А именно: его результаты смогли бы опровергнуть или подтвердить широко навязываемое нынче утверждение, что вопрос русского языка никого не интересует.

Это был бы уже весомый аргумент, с которым можно было предпринимать второй шаг – поднимать вопрос о реализации интересов граждан на уровне центральной власти. И тогда бы политиков уже никто не упрекнул в том, что они, мол, «спекулируют надуманными проблемами».

Такая игра стоила бы свеч – и расходы на референдум (еще одна отмазка регионалов) окупились бы с лихвой. Тем более, что печать бюллетеней для референдума, проводимого одновременно выборами Президента, обошлась бы куда дешевле тиражирования малоэффективной партийной символики, которую после выборов будут с ворчанием сгребать в кучи дворники.

Но регионалы не захотели. Несмотря на то что ПР перед каждыми выборами регулярно обещает решить вопрос русского языка. На деле до этого, правда, не доходит. Представители партии в Верховной Раде и Кабмине забывали об этом обещании сразу же, как только усаживались в шикарные кресла с резными спинками. Оправдываясь потом, что, мол, у них нет для этого конституционного большинства.

О том, что национал-патриоты сделали украинский язык единственным государственным и начали вытеснять русский, будучи в 90-х годах вообще в меньшинстве (фракции Руха были весьма малочисленны), регионалы не вспоминают. А ведь 175 «лбов», да плюс коммунисты, могли бы посвятить вопросу хотя бы один день в Верховной Раде. Хотя бы один раз потолкаться у трибуны ради русского языка.

Нет, видимо, у них такого желания. Что же в реальности за последние 5 лет регионалы сделали в этом направлении? Кое-что сделали. Во-первых, облсоветы приняли постановления, объявляющие русский язык региональным. Вот уж поистине «филькины грамоты», которые не только не имеют юридической силы (данные вопросы действительно не в компетенции областных советов), но и просто бессмысленны. Потому что, по сути, копируют существующий закон о языках, и без того позволяющий использовать «язык национальных меньшинств» в местах их проживания. К тому же все же эти решения уже опротестовала прокуратура.

Теперь вот Виктор Янукович обещает решить этот вопрос путем «имплементации» (?) Европейской хартии о языках, как только он станет Президентом, а в парламенте за это проголосуют 226 депутатов. Словом, очередные избирательные обещания. А обещать, как известно, не мешки ворочать!

Однако дело в том, что в хартии русский язык опять попадает в разряд «языка национальных меньшинств». То есть она на самом деле ничего не решает, потому что над всем доминирует конституционный статус украинской мовы как единственного государственного языка, а также языка всех украинцев. Ведь и хартия, и отечественные законы не признают, что у значительной части этнических украинцев родным языком может быть какой-то другой, не украинский. Согласно этим законам, даже на Донбассе русскоязычные – меньшинство, которое может рассчитывать только на весьма скудные права «национальных меньшинств».

Кстати, возникает вопрос, почему же регионалы не «имплементировали» хартию о языках еще в 2006-2007 годах, когда у них было свое большинство в Верховной Раде?

Крымская катастрофа

Конечно, Партия регионов – это партия чисто экономического и административного направления. И она неплохо, лучше многих других справляется с задачами в этой сфере. По нынешним украинским меркам – на твердую четверку. И если бы регионалы не касались политических вопросов, не раздавали тех обещаний, которые они, как видим, и не собираются выполнять, к ним бы не было никаких претензий.

Но сказанного не вернуть. К тому же, что совсем уж некрасиво, они снова подняли языковую тему на свои избирательные транспаранты. И наверняка не в последний раз. Трудно сказать, на сколько еще избирательных кампаний им хватит этой козырной карты, но число верящих в то, что они когда-нибудь действительно займутся этим вопросом всерьез, уменьшается.

Сегодня основной электорат регионалов состоит из двух типов избирателей. Первые все еще верят во всё, что обещает Виктор Янукович. А вторые считают, что лучше он, чем Ющенко или Тимошенко. При этом и те, и другие более озабочены вопросами своей зарплаты и обустройства быта и даже готовы терпеть политические эксперименты власти. К счастью для ПР, таких избирателей в Украине еще очень много.

Однако есть и другие. Часть избирателей вообще уже не доверяют ни одной политической силе – их число растет, приближаясь к критической отметке в 20%. Заметим: чем больше в Украине становится тех, кто собирается проголосовать «против всех», тем меньше становятся рейтинги основных кандидатов в президенты. И в первом туре голосования это может сыграть для них роковую роль.

Существует также некоторое количество радикальных избирателей, не разделяющих политических и экономических позиций Януковича, Тимошенко, Яценюка и Ющенко. Их не так и много, но «фишка» в том, что основанная их часть компактно проживает в нескольких регионах, одним из которых является Крым.

Отличие радикального крымского избирателя от донбасского в том, что он не просто двумя руками за хорошие отношения с Россией – он вообще не против войти в её состав. Потому что для него, как минимум, хуже не будет. А украинский цирк ему уже достаточно надоел – он не видит шансов, что в этой стране что-то изменится в лучшую сторону. По максимуму же, видеть свой Крым в составе уверенной и развивающейся державы, с которой считаются во всем мире, для него куда лучше, чем быть гражданином того «бантустана», в который превратили Украину.

Именно поэтому Крым стал основной базой для различных пророссийских политических сил, начиная от умеренных и заканчивая теми, которых разыскивает СБУ. Они появились на полуострове еще в 90-х, но в последнее время находись в тени политической силы, которую поддержали на выборах 2004 года – Виктора Януковича и Партии регионов.

До недавнего союз между ними был не слишком плодотворным, но всё же регионалы могли рассчитывать на поддержку значительной части крымского электората во время выборов в центральные органы власти. Так, например, в 2007 году ПР получила в Крыму 60% голосов.

Но сегодня регионалы рискуют потерять Крым. Причем сложность ситуации состоит в том, что имеет два уровня. На нижнем идет отток избирателей, разочаровывающихся в политической непоследовательности регионалов. Некоторую лепту в этот процесс внесли планы строительства в Севастополе угольного терминала, который, по слухам, будет принадлежать Ринату Ахметову. Это рассматривают не только как шаг по вытеснению из города российского флота, но и как угрозу экологии Севастополя.

На верхнем уровне Крым начали сотрясать партийные скандалы, в центре которых находится Партия регионов. Вначале она умудрилась перессориться почти со всеми своими потенциальными союзниками, имеющими на полуострове крепкие позиции: прогрессивными социалистами, коммунистами, пророссийскими движениями. Раскол назрел даже в крымском блоке «За Януковича!», объединяющего в парламенте автономии Партию регионов и «Русский блок».

Последний скандал разразился вокруг трех ключевых фигур крымских регионалов: мэра Симферополя Геннадия Бабенко, председателя ВС Крыма Анатолия Гриценко и бывшего (теперь уже) лидера крымских регионалов Василия Киселева.

Эта очень запутанная история началась с того, что Бабенко был исключен из ПР «за потерю связи с партийной организацией». Исключали его крымские регионалы во главе с Киселевым. Затем Бабенко был восстановлен – но недавно исключен повторно. Это случилось аккурат после обвинений Бабенко и Гриценко в коррупции, причем сей скандал поднялся сразу после назначением главой МВД Крыма незабвенного генерала Москаля.

Словом, у крымских регионалов получился раскол: на одной стороне было «административное крыло», вместе с Бабенко и Гриценко, на другой – областной политсовет партии во главе с Киселевым. И тут в их спор вмешались «высшие силы» - главное руководство Партии регионов, включая самого Януковича, который «разрулил» этот спор очень своеобразно: виноватым был назначен Василий Киселев, которого отстранили от руководства крымской организацией, а затем и вовсе исключили из партии.

Как прокомментировали эту ситуацию наблюдатели с разных политических сторон, Янукович решил поддержать «админресурс» Гриценко, который пригодится ему на выборах, и потому пожертвовал Киселевым. Но оказалось, что выбор этот был ошибочным.

Василий Киселев не был администратором, но он был политиком и хотя бы пытался отстаивать какие-то политические принципы. Поэтому имел какое-то уважение как среди однопартийцев, так и у потенциальных союзников регионалов в Крыму. И последние немедленно отреагировали на это, приняв обращение к Виктору Януковичу, в котором осудили его решение и предупредили, что если он его не изменит, то может не рассчитывать на их поддержку на предстоящих выборах.

Впрочем, для многих в Крыму скандал в ПР оказался даже приятным сюрпризом, ведь у партии были не только союзники, но и конкуренты. «Чем слабее они – тем сильнее мы. Так что спасибо за такое решение!» - прокомментировал его лидер крымских коммунистов Леонид Грач.

Можно предположить, что одним только увольнением Киселева эта история не завершится – ведь у него были сторонники, не все из которых молча согласятся повиноваться приказам из Донецка. Так что теперь в крымской ПР будет собственная оппозиционная фракция «киселевцев», которых рано или поздно выживут.

Проблема в том, что в число «киселевцев» входят многие идейные регионалы, на которых как раз и держалась популярность партии в Крыму. Без них ПР трансформируется в клуб конъюнктурных чиновников и бизнесменов, многие из которых заработали среди крымчан негативный имидж.

Это самый худший сценарий того, во что может превратиться партия, имеющая власть. И власть она будет иметь только до ближайших выборов. Многие ли проголосуют за людей, которые откровенно игнорируют интересы избирателей и занимаются лишь своими личными проблемами? Причем сами конъюнктурщики, конечно, приспособятся – присосутся к новой политической силе. Но что будет с Партией регионов?

Однако есть куда более важный вопрос: что будет с Виктором Януковичем? Ведь это он разрешил скандал так, что стало только хуже, причем для него же. Не в ком-нибудь, а в Януковиче разочаровались крымские избиратели. Крымская катастрофа, конечно, не опустит его рейтинг слишком заметно, однако на выборах решающими могут стать и 2-3%.

И потом, ведь подобная история может повториться еще где-нибудь. Может быть в Луганске, может быть в Харькове или Запорожье. В каждой областной организации ПР есть внутренние трения и линии раскола, однако если эти проблемы будут решаться таким же образом, как и в Крыму, то Виктору Януковичу придется рассчитывать там только на «админресурс», но не на массовую поддержку избирателей.