О Юле или хорошо, или никак
28.09.2009 11:15
…истинный лик газовой принцессы, образ тоталитарной и бескомпромиссной личности. Одним из первых тревожных сигналов стал тот факт, что Печерский районный суд Киева запретил распространение любой недобросовестной рекламы о деятельности премьера Юлии Тимошенко. В частности, запрещено размещать не только рекламные ролики, содержащие недобросовестную рекламу в отношении данной личности, но и любую другую недобросовестную социальную рекламу и обнародовать ее любым способом до рассмотрения спора по существу. Раз подобные выпады Тимошенко демонстрирует, будучи главой правительства, чем же тогда может обернуться для Украины ее президентство?

Дорога ложка к обеду

Тимошенко пустится во все тяжкие. Так считает депутат от Партии регионов Вадим Колесниченко.

«Тимошенко сегодня становится очень опасной, потому что если начали применять подобные схемы, то я не исключаю, что через месяц, полтора, два могут начаться репрессии в прямом смысле этого слова. Против тех, кто даже думать будет ночью в кровати под одеялом что-то неправильное о ее прическе», - подчеркнул Колесниченко в разговоре с From-UA.

Мнения, что Украина возвращается к старому режиму, придерживается и известный писатель, журналист Олесь Бузина, который уверен, что Тимошенко будет действовать только как Кучма.

«Если Ющенко был политический сын Кучмы (ну, сыновья бывают не сильно удачные, как Виктор Андреевич получился), то Тимошенко - это Кучма в юбке чистой воды, естественно, со своими какими-то особенностями. Но действовать она будет, только как Кучма. Сейчас этим актом через карманный суд, в чем нет никаких сомнений, она показывает олигархам: вы тут особенно не пытайтесь против меня хвост поднимать, я хозяйка, я со всеми разберусь в случае чего. Все это исключительно по кучмовским технологиям», - отметил писатель в своем комментарии корреспонденту From-UA.

Писатель также подчеркнул, что свобода слова Тимошенко нужна только в тот момент, когда она идет к власти.

«Когда с помощью свободы слова можно было свергать Кучму - Тимошенко свобода слова была нужна. Когда нужно было критиковать Ющенко - свобода слова Тимошенко была нужна. Но когда нужно отвечать за все, что сделала, находясь у власти, - свобода слова становится уже врагом для Тимошенко, и она пытается запретить любую критику», - подчеркнул Бузина.

Директор Центра социальной аналитики «Левый взгляд» Евгений Филиндаш также считает решение Печерского райсуда Киева о запрете распространения любой недобросовестной рекламы о деятельности премьера Юлии Тимошенко верхом абсурда.

«Абсолютно очевидно, что на фоне всего того хаоса и беспредела, который творится в стране последние годы, единственное по сути сколько-нибудь значимое оправдание этого хаоса оранжевых и посторанжевых властей было утверждение, что Украина - демократическая страна, в которой есть свобода слова и т.д. Но мы видим, что уже был ряд других симптомов того, что на самом деле, это не совсем так. А сегодняшнее решение (Печерского райсуда Киева. - Ред.) - это верх абсурда. И во многих из стран, которые считаются не демократическими, а авторитарными, подобных решений не существует и их просто нельзя представить», - отметил политолог в интервью From-UA.

Эксперт также добавил, что в стране, которая претендует на какую-то демократию - это более чем показательное решение, демонстрирующее состояние украинской судебной системы.

«Во-вторых, характеризует то, какой будет страна в случае прихода к полной и безраздельной власти наших псевдодемократов, в частности Юлии Владимировны Тимошенко. То есть это решение в ее интересах, и она уже не стесняется подобного решения, что свидетельствует о том, что она попытается воплотить, если у нее будет вся власть в стране», - резюмировал Филиндаш.

Против чего боролись, на то и напоролись

Тем не менее, эксперты уверены, что бороться юридическими методами против антирекламы - дело безнадежное. По словам директора Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаила Погребинского, это пустая трата времени.

«Мне кажется, что ничего из этого не выйдет. Общая оценка такая: бороться юридическими методами против антирекламы - дело безнадежное. Антиреклама - это, вообще говоря, не запрещенное дело нигде. И запретить ее у нас тоже невозможно. Может быть то, о чем там идет речь, касается прямых оскорблений или чего-то такого, что может рассматриваться как явная клевета. Надо разобраться в деталях», - отметил политолог в беседе с From-UA.

О причинах такой бурной реакции со стороны Тимошенко политологи высказываются следующим образом: задели за живое.

В частности, директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов считает, что сам факт, что такие иски уже начали рассматриваться в судах, свидетельствует о том, что команда Юлии Тимошенко явно нервничает.

«И действительно, видно, наступили на больную мозоль», - сказал Корнилов.

Он также добавил, что решение суда беспрецедентное.

«На самом деле у нас любая недобросовестная реклама вообще запрещена. И в этом плане поразительно, конечно, решение суда, который запрещает недобросовестную рекламу только против одного из кандидатов, из чего следует, наверно, что относительно других кандидатов недобросовестность вполне допустима. Я думаю, что решение суда будет оспорено», - резюмировал Корнилов в разговоре с From-UA.

По сути, Тимошенко, прибегая к таким радикальным мерам, уже сама создает себе антирекламу. Поскольку, если человек оправдывается, больше вероятности, что ему действительно есть что скрывать. Причем сама премьер никогда не стесняется идти против закона, когда ей это нужно. Ведь она, как считает сама Тимошенко, и есть верх закона, если не выше. Принцип Леди Ю, основанный на формуле «есть только два мнения - мое и неправильное», дает определенную возможность прогнозировать, какой станет страна в случае полного господства Тимошенко. По сути, Украина, постепенно возвращается к старым тоталитарным устоям. И возможно, что действительно мы получим в лучшем случае второго Кучму, в худшем же – второго Пиночета. И вопрос о демократии и свободе слова будет лишь изредка всплывать в преддверии каких-либо еще выборов, через которые суждено пройти Украине, словно украинская мечта, которая так и осталась недостижимыми грезами украинского общества.
Дмитрий Воронков
Артур Гаврисьев