В ожидании нового Майдана, или Время накалывать апельсины
11.11.2009 09:56
…и очередную «цветную революцию»? Поскольку некоторые предпосылки для этого уже есть…

Цунами «цветных революций»

Существует мнение, что начало политической «нестабильности» (или просто бардака и беспредела) в Украине положил тот самый первый Майдан, организованный в ноябре 2004 года. Но это не совсем верно. Всё началось несколько раньше и очень далеко от Киева.

Первая удачная реализация американского плана смены власти с помощью относительного мирного «народного восстания» состоялась осенью 2000 года в Белграде. Была создана прозападная оппозиция, которая не согласилась с результатами выборов, вывела на улицы своих сторонников (включая подготовленных «полевых командиров»), и ненавистный Западу президент Милошевич был свергнут. А Югославия затем распалась окончательно.

Обкатанный метод стали применять и в других странах, входящих в сферу жизненных интересов Вашингтона. Весной 2001 года произошла первая заваруха в Украине – однако бесчинствующую, недостаточно подготовленную толпу быстро разогнали. Украинская оппозиция усвоила урок, отказалась от тактики «войны на асфальте», однако уже не скрывала, что намерена добиваться власти всеми доступными способами, даже если они противоречат закону или элементарной порядочности. Собственно говоря, именно тогда и началась в Неньке эпоха очередной смуты.

В конце 2003 года происходит «розовая революция» в Грузии. В традиционный сценарий (выборы, орущая о фальсификации оппозиция, громящая всё толпа «народа») было внесено одно важное дополнение. Теперь Запад сталкивал неудобного президента не только руками буянящей оппозиции, но и непосредственно (через своих представителей) советовал ему не предпринимать резких движений, а уйти с миром и по собственному желанию.

И это понятно. С одной стороны, Шеварднадзе отчаянно боялся потерять власть, что в Грузии равно самоубийству, а потому был готов защищать её даже оружием. Но с другой, он был сам политиком, очень зависимым от Запада. В такой ситуации лучшим исходом было предоставление ему гарантий спокойной жизни на пенсии в обмен на добровольную отставку. Честно говоря, погром парламента в этой ситуации был лишним действием, поскольку главную роль в перевороте играли уже не уличные акции, а закулисные переговоры.

В ноябре-декабре 2004 года украинский Майдан был уже не более чем красочной обложкой «оранжевой революции». Сцена с экраном и трибуной, на которой время от времени появлялись вожди, чтобы произнести ободряющую речь. Никакие «полевые командиры» и опереточные отряды сопротивления «режиму» не понадобились – они бестолково бегали по Киеву в тщетных поисках то колонн бронетехники, то российского отряда «Витязь». Это был лишь грандиозный спектакль, настоящий же переворот шел за кулисами, где суетились чиновники и генералы, политики и бизнесмены, представители Запада, и шел ожесточенный торг.

Смысл происходящего был в том, что команда Ющенко настаивала на одном: новым президентом должен быть Виктор Андреевич. Но главное, что на этом же настаивал Запад, который, собственно, и помог сделать из бывшего бухгалтера «надежду украинской демократии». Можно только догадываться о том, какие именно рычаги в этих торгах задействовали Запад и «оранжевые», но результат был налицо: Кучма махнул на всё рукой, команда Януковича капитулировала (частично разбежавшись), масса действующих лиц (от тележурналистов до депутатов, генералов и судей) переметнулись на сторону «народного президента», которого торжественно внесли в тронную палату.

Так что все было решено еще до третьего тура, который устроили, похоже, лишь для того, чтобы формально соблюсти процедуру демократической победы Ющенко.

Это был убедительный успех Запада и, прежде всего, Вашингтона, который имел в Украине конкретные прагматические интересы. В то время как Европа восторгалась «украинской революцией» чисто из моральных соображений.

Волны «цветных революций» кругами расходились по СНГ. Где-то они были удачными (как в Киргизии), где-то с позором провалились (как в Беларуси и Азербайджане). Однако это искусственное политическое явление имело и свои побочные действия.

Считается, что мощные взрывы в тектонически опасных регионах земного шара могут потревожить покой земной коры и вызвать землетрясения. Примерно то же самое случилось с «цветными революциями». Дурной пример стал заразительным - и вот, то в одной, то в другой стране мира, где никаких революций никем не планировалось, обычные выборы заканчивались громкими заявлениями проигравших сторон о фальсификациях и массовыми уличными акциями. Где-то это проходило в рамках судебных тяжб, мирных пикетов и пересчетов голосов. Где-то, как в Африке, заканчивалось перестрелкой.

Под удар собственного детища попала даже Вашингтонская администрация. На президентских выборах 2004 года, когда вновь был избран республиканец Джордж Буш, его оппоненты-демократы тоже заявили о фальсификациях. Были митинги, был пересчет голосов, была грандиозная «антибушевская» кампания в СМИ. Обошлось только без «майданов», поскольку в США подобные действия расцениваются как мятеж и разгоняются беспощадно.

Дело дошло до того, что сегодня в большинстве стран мира, в том числе имеющих крепкие демократические корни, уже стало просто неприличным сразу же признавать свое поражение на выборах. Нет, теперь нужно как минимум поворчать о нарушениях, подать несколько судебных исков, выставить пикет с плакатами. Похоже, что демократия, такой, какой мы знали её раньше, прекращает свое существование…

Настоящих буйных мало

Нетрудно спрогнозировать, что без заявлений о фальсификации, судебных исков и требований пересчета голосов предстоящие выборы Президента Украины не обойдутся. Это можно будет услышать практически от всех кандидатов, включая и победителя, который вряд ли захочет выбиваться из общего хора. Потому что когда все кричат «караул, обокрали!», молчащий попадает в некрасивое положение.

Но не пойдет ли кто-то из проигравших выборы еще дальше, не захочет ли он повторить Майдан и взять власть «революционным» путем? И если такое возможно, то кто же на этот раз будет центральной фигурой майдановской сцены? И чем всё это может закончиться?

Чтобы ответить на это вопрос, который интригует даже больше, чем фамилия формального победителя голосования, нужно учесть несколько факторов. Самый главный из которых – отсутствие прямой поддержки Запада у нынешних кандидатов в президенты.

Действительно, сегодня никто не может похвастать мощной политической и финансовой поддержкой США и Евросоюза. Видимо, не только потому, что те нынче заняты своими проблемами – и им не до борьбы за сферы интересов в Богом забытой окраине Европы. Но и потому, что они достаточно обожглись на кандидатуре своего бывшего фаворита Виктора Ющенко, который оказался слишком скандальным и своенравным руководителем Украины для тех, кто хотел лишь видеть её страной с демократией западного образца, и совершенно бессильным для тех, кто желал бы использовать её как орудие для серьезной борьбы с Россией.

Все газовые войны с Москвой, которые регулярно устраивала нынешняя украинская власть, она бесславно проиграла и лишь принесла немало беспокойства Европе. А вот помочь своему грузинскому куму в конфликте «08.08.08» чем-то более полезным, чем поставки оружия, Ющенко не решился.

Теперь Украина, точнее, её политики предоставлены сами себе. Это означает, что если даже президентские выборы и выльются в очередной виток смуты, увенчаются новой «революцией», то это уже не будет реализацией проекта Запада. Разве что только последний делает это с исключительной конспирацией!

А если нет прямой поддержки Запада, то это значит, что не будет задействовано такое мощное «оружие революции», как его прямое политическое вмешательство, которое, напомним, было решающим во время свержения Шеварднадзе в Грузии и пересмотров итогов президентских выборов в Украине в 2004 году.

Что же остается в арсенале у потенциальных украинских «революционеров»? Только опора на свои собственные силы, в число которых входят административный ресурс, свои люди в ЦИК и судебных инстанциях, поддержка правоохранительных и силовых ведомств, поддержка бизнеса, а также личные экономические накопления. Немаловажной является поддержка многочисленных мелких партий и движений, среди которых есть и радикальные, очень полезные для проведения каких-то «уличных мероприятий».

Это базис, без которого в Украине невозможна даже сама попытка взять власть «неконституционным» путем. А где же народ? А народ тут является лишь прилагаемым: когда он понадобится для нового Майдана или массовых столкновений, его приведут, привезут, организуют и вдохновят. Сам по себе же народ неуправляем и ненадежен – его стихийный всплеск может создать лишь уличные беспорядки с погромами магазинов и поджогами лимузинов, что, скорее, навредит, чем поможет «делу революции».

Еще один важный фактор – это конкретные личности потенциальных «лидеров Майдана». Настоящих буйных в Украине довольно мало, к тому же не у всех них желания сочетаются с возможностями. Взять, к примеру, Виктора Ющенко. Наверняка он имеет желание еще раз вознестись на вершину власти и славы под торжественный рев многотысячной толпы, в присутствии улыбающихся западных коллег.

Но сегодня Ющенко не имеет такой возможности. У него еще есть власть, у него есть верный Наливайченко и его СБУ, и даже есть кум Порошенко. Но на этом его ресурсы и ограничиваются. И теперь Ющенко для всех стал битой картой, политиком без перспективы, который через три месяца станет никем. От него давно ушел Луценко и его МВД, разбежался местный админресурс западных областей. Сейчас активно сверкают пятками бывшие соратники по «Нашей Украине» - Тарасюк и Зварыч уже танцуют вокруг Тимошенко, а УНП отказалась поддержать его выдвижение в кандидаты. Возможно, сейчас ведут активные торги с потенциальными победителями и силовые генералы, обещая свое бездействие или, напротив, помощь в «наведении порядка».

Виктор Янукович – его прямая противоположность. Он лидер (пусть только политический) самой крупной и богатой партии украинского бизнеса, которая держит в своих руках основной административный ресурс Юго-Востока. Благодаря этому вопрос «покупки» нужных фигур для регионалов может быть лишь вопросом времени, а не цены. Таким образом, команда кандидата Януковича, при желании, сама могла бы устроить собственную «цветную революцию». Но всё дело в том, что этого желания у нее нет. Регионалы предпочитают пойти на переговоры и уступки даже с явными «беспредельщиками», чем решиться побороться за победу.

Однако есть один кандидат, в котором эти желания и возможности очень удачно сочетаются. И как раз он-то и является самым вероятным претендентом на роль нового лидера новой «революции».

Восхождение строптивой

Юлия Тимошенко на сегодня единственный из кандидатов, кто решил тряхнуть стариной и превратить свое выдвижение в массовое шоу, срежиссированное в лучших традициях Майдана. Более того: оборудование сцены стало еще круче (и дороже), а речь Юлии Владимировны была более понятной и убедительной, чем нудные витиеватости Ющенко. Так что в плане организации визуальных и звуковых эффектов для «окучивания» толпы она значительно обскакала своего бывшего соратника.

Не будем вдаваться в подробности её воспоминаний о тяжелой юности, когда хрупкая студентка зарабатывала на хлеб разгрузкой тракторных шин, или трагических годах борьбы с режимом, упрятавшего её в камеру с видом на палату Андрея Шкиля. Просто зададимся вопросом: неужели эти немалые деньги были потрачены только затем, чтобы Юлия Тимошенко смогла красиво стартовать на выборы?

Думается, что Тимошенко организовала это шоу не только для того, чтобы избиратели смогли полюбоваться её новым пальтишком от кутюр, но и чтобы вся Украина услышала её предвыборные тезисы, в числе которых было стращание электората угрозой «реванша сил, которых мы победили на Майдане», категорическое заявление о необходимости укреплений полномочий будущего президента и подтверждение своих намерений установить «диктатуру закона».

То есть Тимошенко просто подняла из пыльных архивов тезисы «оранжевой революции», пытаясь изобразить себя её новым лидером, который подхватил выпавшее из неумелых рук Ющенко знамя и поведет народ к окончательной победе всеобщего счастья.

Заметим: сегодня только Юлия Владимировна продолжает эксплуатировать тематику прошлой революции. Вопрос в том, является ли это только оригинальным сюжетом её предвыборной кампании или же она готовит вариант второго Майдана, уже сегодня разогревая общество?

Возможно, ответ кроется в столь банальном источнике информации, как предвыборные рейтинги политиков, согласно которым Тимошенко уже давно является всего лишь второй – после Виктора Януковича. Оба они однозначно попадают во второй тур (если не произойдет существенных изменений), став друг для друга непримиримыми противниками, а дальше…

А вот что будет дальше – загадка. Еще недавно всё было предельно просто: Центр и Запад проголосуют за Тимошенко и, немного превышая по численности и активности Юго-Восток, обеспечат ей уверенную победу с минимальным перевесом.

Теперь карты смешались. С одной стороны, во всех регионах резко возросло число тех, кто на выборы не пойдет или проголосует против всех. Причем особенно много таких избирателей среди тех, кому надоело отдавать свой голос одним и тем же «ведущим политикам»: они хотят либо видеть во главе государства новых людей, либо увидеть власть в «деревянном макинтоше». Поэтому не факт, что во втором туре оба кандидата получат мощную подпитку голосов от электоратов других кандидатов. А значит, разрыв в несколько процентов между Тимошенко и Януковичем в пользу последнего может сохраниться. Даже с учетом использования админресурса и различных избирательных ухищрений.

С другой стороны, Януковичу настолько везет, что ему в последнее время удается одновременно продолжать морочить голову своему основному, «прорусскому» электорату Юго-Востока – и одновременно находить новых сторонников в Центре и даже на Западе. А значит, его шансы возрастают еще больше.

Одним словом, вырисовывается картина, в которой победителем президентских выборов снова становится Виктор Янукович. Широко улыбающийся, благодарящий за поддержку, торжественно обещающий побороть кризис и укрепить стабильность.

Ну и что, вы думаете, Юлия Тимошенко после этого прыснет слезами в воротник своего пальто и, выбежав из своего избирательного штаба, отправится пить горькую? Нет, это самый маловероятный вариант развития событий. Зная характер нынешнего премьера, можно с большой долей уверенности сказать: она не смирится с поражением.

Для того, чтобы взять реванш, в её распоряжении находится власть премьер-министра, админресурс на местах, собственное большинство в парламенте, растущая команда политических союзников, поддержка бизнеса. Не будем забывать о давно перешедшем на её сторону главе МВД Луценко, а также о том, что злые языки давно говорят о более чем хороших отношениях Тимошенко со многими украинскими судами. Так что объявить выборы недействительными, под шумный ор Майдана-2, будет отнюдь нетрудно.

На пользу Тимошенко играет и психологическая слабость её вероятного противника: если Янукович опять отдаст свою победу и убежит в оппозицию, это уже никого не удивит.

Единственная проблема, как это ни странно, заключается в том, чтобы найти повод для заявлений о фальсификациях. Ведь в 2004 году ЦИК находилась в руках «людей Кучмы», которых можно было обвинить в злонамеренных подтасовках. Сейчас картина совершенно другая, и нужно иметь очень богатую фантазию, чтобы придумать легенду о том, как регионалы подтасовали результаты голосования. Впрочем, к примеру, можно будет заявить, что в пользу Януковича работали люди Ющенко – кстати, сервер ЦИК контролируется «орлами» Наливайченко.

Словом, если Юлию Тимошенко не выберут по-хорошему, можно с большой вероятностью ожидать второго Майдана, на котором уличное шоу с прыгающим на главной площади столицы народом опять будет лишь очередным цирком, изображающим видимость «народного протеста». А все основные процессы снова пройдут за кулисами.

Озабоченность вызывает одно: отсутствие такого инструмента влияния, как прямое вмешательство Запада, может сделать регионалов куда храбрее, чем они были в 2004 году. И что будет, если Виктор Янукович отважится не распустить своих сторонников по домам, до следующих выборов, а продолжит сражаться за победу?

Развитие событий может быть различным, включая и вступление в игру Виктора Ющенко, который сможет воспользоваться таким удобным случаем, когда два его основных противника столкнутся в непримиримой схватке, а единственным стабилизирующим фактором останется пусть и не самый лучший, но все же пока еще действующий Президент, который под предлогом спасения Украины от хаоса попытается реализовать собственный план борьбы за власть.