Леди-катастрофа
23.11.2009 07:30
...удивления. Мы лишь с суеверным ужасом гадаем, какое ещё лихо можно ожидать от судьбы до февраля 2010 года, и что же с нами всеми будет, если вдруг «ВОНА» станет Президентом...

Казни украинские

В истории Украины премьер-министров было немало, причем самых разных. Одни из них пришли и ушли практически незамеченными, и сейчас не всякий вспомнит даже их фамилии. О других будут говорить еще очень долго, и не обо всех «не злым, тихим словом».

Самым «распиаренным» премьером, безусловно, был Виктор Ющенко. Собственно говоря, весь период его руководства Кабмином (декабрь 1999 - апрель 2001) был сплошной пиар-акцией. Кстати, уже тогда, глядя на его странные публичные экспромты, можно было догадаться, что этот человек слишком увлекся своей ролью «украинского мессии». В итоге Украина выбрала себе в Президенты не политика, а продукт грандиозной рекламной кампании. А участники столпотворения на Майдане оказались такими же простофилями, как и люди, пачками скупавшие акции «МММ».

Виктор Янукович вот уже несколько лет гордо носит табличку «самого успешного премьера». Причем этот титул на него навесили свои же соратники в ходе нескольких избирательных кампаний. Разумеется, можно сказать, что периоды экономической стабильности и даже роста в «эпоху Януковича» – это лишь совпадения. Как, например, совпадением оказалось погашение гигантских задолженностей (2000-й год), приписанных Ющенко. Хотя сделано это было на деньги, кропотливо собранные его предшественником Пустовойтенко. Однако нельзя не констатировать тот факт, что в премьерство Виктора Федоровича не было никаких экономических потрясений. Жили скучно, но спокойно.

О Павле Лазаренко (май 1996 - июнь 1997), думается, давно сказано уже практически всё. Кроме одного – это единственный из украинских премьеров, да и вообще высокопоставленных чиновников, понесших наказание за свои «делишки». Правда, в США.

А вот его бывшая соратница по «Громаде» Юлия Тимошенко могла бы запомниться украинцам как самый гламурный премьер, благодаря своему пристрастию к дорогим «прикидам» от кутюр. Или как непревзойденная актриса, учитывая, с каким талантливым душевным надрывом она зачитывает свои периодические обращения к народу. Вера Холодная от зависти, наверное, кусает локти в гробу.

Но, к сожалению, в памяти украинцев образ Юлии Владимировны все больше ассоциируется с разного рода лихом, регулярно обрушивающимся на их головы. Давайте вспомним 2005-й год, когда Тимошенко недолго (8 месяцев) успела поруководить правительством. За этот короткий срок Украину сотрясли бензиновый, сахарный и мясной кризисы, причем первый уж точно был следствием деятельности Кабмина, пытавшегося административными методами регулировать цены на топливо.

Добавим к этому передел собственности (реприватизацию заводов), а также начало затяжной газовой войны с Россией, приведшей к росту цен на энергоносители и, как следствие, коммунальные услуги. Да и уменьшение прибыли предприятий ударило в основном не по капиталам олигархов, а по зарплатам рядовых работников. 2005-й год был переломным – после стремительного взлета, кривая экономики Украины начала хаотически дергаться и переходить в пике.

Убедив избирателей в том, что все эти проблемы случились потому, что «ей мешали», Тимошенко вновь стала премьером в декабре 2007 года. Начало следующего, 2008-го, было отмечено огромными очередями в сберкассах – за обещанными выплатами по вкладам. Получили их далеко не все, денег так и не хватило, а вот сколько стариков простудились на морозе или упали в обморок в переполненной приемной, можно только догадываться. Не обошлось и без смертельных случаев. Таким образом, и этот благой замысел Тимошенко обернулся страданиями маленьких украинцев.

Промышленность снова начала падать, причем в этом году уже настолько очевидно, что Кабмин даже запретил публиковать ежемесячные отчеты Госкомстата. Да, безусловно, это можно было бы списать на кризис, но возникает вопрос, почему он так больно ударил именно по Украине?

После неоднократных заявлений представителей правительства и фракции БЮТ о том, что реальный курс гривны составляет всего 3,85 (к доллару), в мае 2008-го его действительно подняли. Всё лето доллар можно было купить за 4,75 (к доллару), люди в панике бежали сдавать «зеленые», а самые, как им казалось, хитрые, брали крупные валютные кредиты. Но затем пришла осень и зима, и гривна с пронзительным свистом упала до 9,3.

Правительство Тимошенко, конечно, было ни при чем. Виноваты были мировой кризис, Банковая и «любі друзі», виноваты были и нехорошие украинцы, создававшие валютный ажиотаж у обменников. Возможно. Однако многие уже не удивлялись и прочим плохим новостям, включая природные катаклизмы – такие, как наводнение на Западной Украине или нынешняя эпидемия.

«Это совпадение!» – скажет вам любой здравомыслящий человек. Однако украинцы склонны к мистицизму и суеверию. И многие задаются вопросом: а не слишком ли много таких совпадений, когда всевозможные «казни египетские» (теперь уже украинские) обрушиваются на страну именно в премьерство Тимошенко? Может быть, на Юлии Владимировне лежит какое-то проклятие, а может быть, она сама является «женщиной с косой» – и не потому, что носит на голове «калач».

Можете считать этот вопрос глупым, можете считать его ироническим, но всё-таки хотелось бы понять природу таких совпадений. Для того, чтобы получить надежду на то, что их больше не будет – хотя бы до президентских выборов. И не упасть в обморок от ужаса грядущего апокалипсиса, если на них победит Юлия Тимошенко.

Пиар во время чумы

Ученые мужи – с настоящими, а не липовыми, как у некоторых, дипломами – давным-давно рекомендовали в подобных случаях пользоваться научным методом исследования всяких совпадений и загадок. Метод гласит: самое простое объяснение может быть самым верным.

Действительно, наводнения летом случаются потому, что идут сильные дожди (а вырубленные склоны Карпат не задерживают воду), весной же их вызывает таяние снегов. Причем происходят они регулярно, и не только в Западной Украине. Красочные фото затопленных флигелей и огородов можно было сделать и на Донбассе, и Слобожанщине.

Что же делает крупное, но все же обычное наводнение всемирным потопом? Во-первых, сами пострадавшие. Эти люди живут и сажают картошку в регулярно затопляемых районах поколениями, еще со времен царя Гороха, никак не желая переселиться куда-нибудь повыше или хотя бы построить очередной новый дом на более высоком фундаменте, изолировав подвал от грунтовых вод. При всей мифической гениальности и «працьовитості», украинцам до голландцев еще очень далеко.

Во-вторых, пиар-кампания украинских политиков, которые слетаются на любое происшествие, словно стая воронов. Загорелся лес? Вместо рядового тушения пожара начинается спектакль с участием Президента. Взорвался дом? Высокопоставленные лица бродят вокруг руин, мешая спасателям делать свою работу. Вспомним Алчевск, куда изображать заботу о замерзающем народе смотались практически все украинские политики.

Так же точно и прошлогоднее наводнение стало отличным поводом для пиара: походить по воде, посочувствовать, выделить громадные суммы на компенсации и строительство. При этом прекрасно понимая, что часть денег просто украдут, а остальные будут зарыты в дороги, мосты и дома, которые смоет следующее наводнение. Но кого это волнует? Главное – сейчас, сегодня использовать проблему для поднятия своего рейтинга. Показать себя заботливым и щедрым руководителем. Затопит еще раз – появится повод попиариться снова!

А если проблема не такая уж и большая, её стоит раздуть, создать более впечатляющий фон для своего пиара. Поохать перед камерой там, где было бы достаточно подогнать бульдозер. Собрать чрезвычайное заседание всех органов власти и целый день вырабатывать план борьбы с катаклизмом, вместо того чтобы просто телефонным звонком направить туда соответствующие службы. Крутить по телевизору обращение к народу, торжественно обещая ему, что правительство уже взяло ситуацию под контроль.

Важно также, чтобы зона бедствия находилась в нужном для политика электоральном регионе. Ибо какой смысл обхаживать избирателей, которые всё равно проголосуют за другую партию или кандидата? Может быть, именно потому все разрекламированные по телевизору катаклизмы происходят именно в западных регионах. То есть случаются-то они по всей Украине, но для пиара известных лиц выбираются только те, где можно будет собрать богатый урожай голосов благодарных спасенных избирателей.

Вот почему жители Крыма и Донбасса, которые не будут голосовать ни за Ющенко, ни за Тимошенко, могут спать спокойно: вряд ли они в ближайшее время узнают из телевизора, что их регионы объявлены зоной бедствия, на ликвидацию которого выделен миллиард. Впрочем, с другой стороны, в Киеве сейчас никому неинтересно и то, что часть городов на Востоке до сих пор еще не полностью запустили свои котельные, и люди, замерзая, куда больше рискуют схватить воспаление легких, чем пресловутый «свиной грипп».

А вот жителям регионов, в которых нынешние Президент и премьер имеют свой электоральный интерес, не позавидуешь. Похоже, что нынешней украинской власти очень нравится строить свой пиар на подобной «заботе» об избирателях. И остается лишь надеяться, что ожидающие их катаклизмы будут исключительно раздутыми из мухи слонами и нерукотворного характера.

Что же касается эпидемии «свиного гриппа», о которой с таким усердием стучит в рельсу Юлия Владимировна, то именно её, как таковой, и нет. Опасный вирус выявлен, к счастью, пока что только у шести из 86 скончавшихся больных, а всего в Украине зафиксировано 17 случаев заражения штаммом A/H1N1 (из 478 000 болеющих разными респираторными недугами).

То есть это вовсе не эпидемия «свиного гриппа», на которой так пиарится Юлия Владимировна. Нет причин создавать панику, закупая километры марли и контейнеры «Тамифлю», который, в данном случае, может оказаться бесполезным, а трата бюджетных денег напрасной. Усилия следовало направить на поиск причин смерти других 80 пациентов и, возможно, на предупреждение другой, более реальной эпидемии.

Но пока власти с упоением борются со «свиным гриппом», итогом непродуманных заявлений и возникшей за ними паники стали не только дефицит повязок и лекарств. Так, резко в два раза подскочила цена на лимоны – самый популярный в народе источник витамина С. И кто знает, какие еще «побочные эффекты» этой раздутой эпидемии проявятся в ближайшие время.

Известно одно – когда Юлия Тимошенко в 2005 году боролась с «заговором нефтяных олигархов», в Украине исчез бензин. Когда она поссорилась с Порошенко, в Украине исчез сахар. Когда она «ломала газовые схемы», дорожали коммунальные услуги, а когда она «укрепляла гривну», у обменников выстраивались очереди.

Очень многое из того, за что берется Юлия Владимировна, превращается в очередную катастрофу. Вот почему с приближением президентских выборов все сильнее желание не только отложить на «черный день», но и запастись всем необходимым в ожидании нового апокалипсиса.