Заигрывания Кремля, или Ставки сделаны, господа!
24.11.2009 08:00
Секретариат Президента едва отошел от «мазурика», как наш Гарант на пару с Михаилом Саакашвили снова стал жертвой искрометного юмора российского премьера.

Во время переговоров в Ялте, отвечая на вопрос, что обсуждают президенты Украины и Грузии, Путин ответил: «Бойцы вспоминали минувшие дни и битвы, что вместе продули они».

Далее Владимир Владимирович, видимо, настолько вжился в образ Петросяна, что остановиться уже не мог: «Что можно еще посоветовать, порекомендовать – двум президентам лучше проводить ужин, если они будут ужинать «без галстуков». Галстуки нынче в цене... Ну, вы меня понимаете».

Для тех, кто таки не понял, освежим память – намек Путина касался поедания Саакашвили своего галстука во время грузино-российского конфликта.

Что характерно, как и в случае с пресловутым «мазуриком», Юлия Владимировна поддержала своего российского коллегу одобрительным хихиканьем, за что соратники Ющенко снова предали ее анафеме.

Вообще итоги встречи двух премьеров воспринимаются как уступки Москвы Киеву в газовом вопросе – цена транзита газа из России через Украину в Европу вырастет в 2010 году на 60%, а за недобор российского газа Украину штрафовать не будут.

Более того, российский премьер не скупился на комплименты леди Ю:

«Нам с правительством Тимошенко работать комфортно. Я считаю, что за время нашего сотрудничества отношения между Россией и Украиной стали стабильнее и укрепились».

Не означает ли все это, что на предстоящих президентских выборах Кремль сделал ставку на Юлию Тимошенко, а отнюдь не на Виктора Януковича?

«Мы любим тех, кто любит нас»

Москва делает ставку на политику украинских политиков, заявил в беседе с корреспондентом From-UA депутат Госдумы Российской Федерации от «Единой России» Сергей Марков.

«Москва не делает ставку на кого-то из конкретных кандидатов. Москва делает ставку на политику украинских политиков. Если эта политика направлена на хорошие отношения с Россией, то они поддерживаются Москвой. Проще сказать: мы любим тех, кто любит нас», – отметил депутат.

«Если Тимошенко подписывает указ о том, чтобы запретить учителям говорить на переменах на русском языке, мы рассматриваем это как крайне недружественную политику, ориентированную на вражду к России, к русскому языку и на разжигание межнациональной розни в Украине. Но если Тимошенко подписывает проект о сотрудничестве с Россией в области авиационных технологий, космических, атомной энергетики и прочее, то мы это рассматриваем как дружественную позицию», – подчеркнул он.

По мнению директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева, поддержка Путина – это поддержка не столько кандидата в президенты Украины, сколько поддержка действующего премьер-министра Украины.

«Во-вторых, это поддержка одностилевого по стилю, методу руководства экономикой партнера – и Путин, и Тимошенко достаточно жесткие руководители, управляющие, скорее, в режиме ручного управления, а не парящие над экономикой и проблемами в условиях кризиса. Ну и в-третьих, совпали тактически и конъюнктурно интересы российского премьера и украинского в сфере газовых отношений Украины и России, поскольку сегодня ни Украина, ни Россия не заинтересованы в очередном внеочередном или в ново-старом витке газового конфликта между двумя странами», – считает политолог.

Что касается предвыборного контекста, то, как отметил Карасев, поддержка премьера России украинскому премьеру важна в контексте периодически обостряющихся робких, вялых, непоследовательных попыток Партии регионов отправить правительство Тимошенко в отставку.

«И комментарии Путина относительно надежности партнерства с Тимошенко могут отбить охоту в дальнейшем периодически раз в месяц отправлять правительство в отставку со стороны Партии регионов», – резюмировал Карасев.

Кто угодно, лишь бы не Ющенко?

Не согласен с тем, что Кремль сделал ставку на Тимошенко, депутат от Блока Литвина Олег Зарубинский.

«Мне кажется, что Москва, в отличие от 2004 года, сейчас не определилась. Свидетельством тому является достаточно серьезное отношение, например, к председателю Верховного Совета Владимиру Литвину. Я вспоминаю, когда последний раз Владимир Литвин был в России с официальной делегацией, то в отличие от всех других наших политиков он встречался и с Грызловым, и с Мироновым, и с Путиным, и с Медведевым. То есть такого раньше не было. Я не говорю, что на него сделали ставку, я говорю, что Кремль еще не определился», – сообщил депутат корреспонденту From-UA.

«Ну и отношения Путина с Тимошенко мягче, нежели Медведева с Ющенко. Точно известно, кого не будет поддерживать российский истеблишмент, так это Ющенко. А что касается остальных, то было бы сегодня наивно определять какую-то отдельную фамилию», – подытожил политик.

А вот регионалка Елена Бондаренко считает, что не Кремль сделал ставку на Тимошенко, а Тимошенко сделала ставку на Кремль.

«Скорее всего, это Тимошенко сделала ставку на Кремль, и в этом ее стратегическая ошибка, потому что она не ставит на украинский народ, на украинских избирателей, на тех, которые непосредственно будут или не будут за нее голосовать. В этом трагедия ее положения, она однозначно проиграет», – уверена депутат.

«Что касается заигрывания Путина с Тимошенко или Тимошенко с Путиным, это пока еще все вилами по воде писано, потому что это не две личности, которые встретились где-то в ресторанчике и мило беседуют. Это два государственных человека, два лица, представляющих большие страны, соседствующие друг с другом, которые находятся в рамках договора по поставкам и покупке газа: Украина покупает, Россия поставляет», – подчеркнула Бондаренко.

Раскусил тактику России по отношению к Украине лидер партии «Братство» Дмитрий Корчинский.

«Думаю, что Москва играет на разобщение. Это обычная тема в милицейской практике и в практике кремлевской – играть на разобщение, то есть натравливать одного на другого и поддерживать то одного, то другого. Главное – чтобы не было порядка. Главное – чтобы в стане противника или конкурента не было солидарности и твердых договоренностей. Только для этого все и делается», – заявил он в комментарии From-UA.

Передел рынка

Суть экономического аспекта вопроса разложил по полкам директор Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев.

«Эти аспекты (договоренности Путина и Тимошенко в Ялте. – Ред.) обсуждались еще при подписании базового договора в начале года, и сейчас истек переходной год, согласно которому Украина лишается 20%-ной льготы и соответствующая скидка исчезает и с тарифа по транзиту. Вопрос в другом – что в любом случае уровень цены и поступления от транзита не эквивалентны и не решают украинской проблемы. Я думаю, с этим связано и желание украинского правительства уменьшить официальный контрактный объем, потому что «Нефтегаз» просто не справляется с обязательствами, связанными с выкупом большого объема газа. А также с недавней инициативой госпожи Тимошенко, прозвучавшей на встрече с предпринимателями, где она неожиданно для всех вернулась к теме либерализации рынка газа, возвращению на рынок компаний, которые способны самостоятельно поставлять газ», – сказал Ермолаев.

«То есть, грубо говоря, в следующем году реальная доля «Нефтегаза» может уменьшиться, пропорционально может увеличиться роль и доля «газпромовской дочки». И, по всей видимости, Тимошенко будет готова поддержать компании, которые начнут активно, самостоятельно поставлять газ на украинский рынок. Это могут быть предприятия, связанные с металлургическим бизнесом», – предположил директор Центра социальных исследований «София».

По его мнению, все это очень напоминает кампанию по зачистке рынка.

«Сначала Тимошенко устранила своих конкурентов (к сожалению, цена вопроса – это резкое ухудшение положения «Нефтегаза», который выполнил неблагодарную функцию санитара), а теперь, когда рынок зачищен, они начинают его переделывать», – резюмировал Ермолаев в разговоре с корреспондентом From-UA.

С момента «оранжевой» революции прошло пять лет, а украинские политики до сих пор не могут обойтись без политической поддержки могущественной соседки. Кто-то спекулирует статусом русского языка, кто-то – газовыми договоренностями. И те, и другие хотят заручиться поддержкой Кремля.

Что касается Юлии Владимировны, то почему-то хочется процитировать ее слова, сказанные 11 декабря 2004 года:

«Я уверена, что «оранжевая революция» – это доброкачественная эпидемия, которой будут «болеть» не только в Украине. У меня есть мечта, чтобы однажды утром на Красной площади появилось много автомобилей разных марок – от «таврий» до «мерседесов» – и все с оранжевыми ленточками! В России также, я убеждена, родится оранжевое цунами... Я не угрожаю Путину революцией, я радуюсь за него. Ибо оранжевая революция для настоящего президента – это счастье!».