Где Тимошенко, а где принципы
27.11.2009 12:09
…все же главное качество, которое мы ждем от политика, – это верность своему слову и неким принципам, которые он декларирует. Если коротко, то в первую очередь мы хотим видеть наших политиков принципиальными, чтобы их собственные слова соответствовали их же делам.

В этом смысле нынешний премьер-министр Юлия Тимошенко – прекрасный пример того, как можно сделать карьеру политика, наплевав на какие-либо принципы, меняя свои взгляды с точностью до наоборот и с периодичностью не менее раза в год. Для того, чтобы убедиться в этом, нужно не так уж и много – достаточно просто вспомнить, как складывалась карьера Юлии Владимировны и как менялись ее взгляды, симпатии и антипатии на протяжении достаточно короткого времени. И тогда сразу будет видно, как говорят в Одессе, где Тимошенко, а где принципы.

Политик от газа

В политику Тимошенко пришла из бизнеса – она руководила знаменитой корпорацией ЕЭСУ, которая во второй половине 90-х была практически монополистом по поставкам российского газа в Украину. Жилось в эти времена ЕЭСУ, а значит и Юлии Тимошенко, очень не плохо – годовой оборот корпорации составлял порядка 11 миллиардов долларов!!! Сумма даже по нынешним временам астрономическая (это чуть меньше трети того, что заработала вся украинская экономика в 2009-м!), не говоря уже о 90-х. Как уже сегодня понятно любому украинцу, газовый бизнес в нашей стране всегда имел не только характерный запах, но еще и непосредственную связь с политикой. Именно поэтому Юлия Владимировна в годы расцвета ЕЭСУ была не только верным соратником премьер-министра Павла Лазаренко (он «крышевал» корпорацию в украинской власти), но и лучшим другом «Газпрома». В среде украинских «газовых» бизнесменов до сих пор гуляют воспоминания, как Тимошенко в сексапильной мини-юбке и сапогах-ботфортах часами не выходила из приемной тогдашнего председателя российского газового монстра Р.Вяхирева. Да что там «Газпром», Юлия Владимировна в те годы была другом самой Москвы – в прямом смысле слова! Даже сегодня, спустившись в переход на Пушкинской площади, любой приезжий из Украины может лицезреть масштабное свидетельство этой дружбы – мозаичное панно, переданное в дар мэрии Москвы от корпорации ЕЭСУ. Причем, как утверждала российская Генеральная прокуратура, это были не единственные дары ЕЭСУ россиянам – в толстых прокурорских томах есть информация о взятках, которые корпорация Юлии Владимировны обильно одаривала высоких российских чиновников.

На деньги, заработанные ЕЭСУ на российско-украинской газовой дружбе, была создана партия «Громада». Ее не без основания называют «лазаренковской», по имени американского узника и экс-премьера Павла Лазаренко. Он стал председателем «Громады» в 97-м, после своей отставки. При этом не многие сегодня помнят, что замом Лазаренко, его ближайшим соратником и главой теневого оппозиционного правительства «Громады» в то время была Юлия Владимировна Тимошенко. Вместе с Лазаренко она стала ярым критиком президента Кучмы, особенно во время парламентских выборов весной 98-го. Правда, уже в январе 99-го, буквально за месяц до ареста П.Лазаренко, Тимошенко выходит из «Громады» и вступает в закулисные переговоры с Администрацией Президента. Как известно, «вовремя предать – это не значит предать, это значит предвидеть». Результат «предвидения» Тимошенко – после ареста Лазаренко и развала парламентской фракции «Громады», созданная Юлией Владимировной из экс-громадовцев фракция «Батькивщина» входит в проправительственную коалицию Рады, а саму Тимошенко Кучма в конце 99-го утверждает вице-премьер-министром по ТЭКу. Зачем человеку принципы, если на кону такие должности?!

Правда, «дружба» Тимошенко и Кучмы длится недолго – уже в январе 2001-го она освобождена от должности (при молчаливом согласии тогдашнего премьера Ющенко), а затем ей предъявлены обвинения в крупномасштабных хищениях средств (около миллиарда долларов), предназначенных для уплаты за российский газ. Тогда же «Батькивщина» переходит в жесткую оппозицию к Кучме, а с начала 2004-го Юлия Владимировна вместе с «Нашей Украиной» создает коалицию в поддержку уже оппозиционного Виктора Ющенко. Этот политический союз двух оппозиционеров казался чуть ли не вечным – так сильна была их взаимная нелюбовь к Кучме. Но сегодня, на фоне постоянной грызни между Ющенко и Тимошенко, практически невозможно себе представить, как в самый разгар «оранжевой революции» именно Юлия Владимировна произносила вот эти слова: «Я с Виктором Андреевичем (Ющенко) этот бой пройду плечом к плечу до конца, до победы. Я верю в нашего лидера и в его силы победить» (02.12.2004, «Украинская Правда»). Тем не менее все объясняется просто – на Майдане Тимошенко стояла не за Ющенко и не за идеалы “оранжевой революции”, а за свое премьерство, которое было главным условием её договоренностей участия в президентской кампании 2004-го. Поэтому и была дружба “до конца, до победы”. Нет премьерства (как это произошло в 2005, после увольнения Тимошенко) – нет дружбы. Есть обещание премьерства (как в 2007-м, перед досрочными выборами в Раду) – снова есть дружба. Но ненадолго – ведь сегодня на кону пост Президента. Какая уж тут дружба, какие принципы. Кстати, свою готовность пренебречь любыми принципами Тимошенко в который раз продемонстрировала этим летом – её союз с целью кулуарного передела власти с заклятыми врагами из Партии регионов сорвался в последний момент. И то потому, что регионалы в последний момент, похоже, испугались элементарного “кидка” со стороны Юлии Владимировны. Кто-кто, а “регионалы” знают цену ее принципиальности.

Лучшая подруга Кондолизы Райс, или Ялтинские вечера близ Путина

Если нет принципов для домашнего использования, то откуда они возьмутся для внешнего употребления? Помните «знак вечной дружбы» - подарочное панно Тимошенко на Пушкинской площади в Москве? Уже в начале 2000-х Юлия Владимировна предпочитала о нем не вспоминать – из газового бизнеса её выдавили, а значит нужно было искать других друзей, не в Москве, и уже не столько в бизнесе, сколько в политике. Что-что, а это Тимошенко всегда умела делать, главное - не обременять себя принципами. На примере экс-премьера Лазаренко Юлия Владимировна поняла, что лучший способ найти новых друзей – это отказаться от старых. Поэтому начиная с 2001-го, после ее перехода в оппозицию, главным врагом на внешней арене для Тимошенко становится Россия.

Тимошенко уверена, что "Российская Федерация подключилась к уничтожению оппозиции в Украине” (08.08.2001, "Украинская Правда"). Затем она убеждает депутатов в Раде, что голосование за экономический союз с Россией в рамках ЕЭП – это уступка “российским кланам”: ”Нам мало собственных кланов – будем сдаваться российским?!” ("Украинская Правда", 20.04.2004). Но апогей нагнетания Юлией Владимировной антироссийской истерии пришелся на ту же “оранжевую революцию” – она не только нашла в Киеве “российский спецназ, готовый стрелять на поражение” (его следы до сих пор не могут найти ни журналисты, ни украинская прокуратура), но и пообещала тогдашнему российскому президенту Путину “экспорт оранжевой революции” в Москву (02.12.2004, "Украинская Правда"). Дальше – больше. В 2007-м за подписью Юлии Тимошенко во влиятельном журнале американского Госдепа (то есть внешнеполитического ведомства США) появляется статья “Сдерживание России”. В ней путинская Россия сравнивается с нацисткой Германией, и Запад (по сути, Америка) должен приложить все усилия для сдерживания российских амбиций: “Имея дело с Россией, необходимо поддерживать нужное равновесие между двумя задачами: влиянием на позицию Москвы и воздействием на ее планы». В этом процессе «Украина может помочь Европе и США создать дееспособную структуру, в рамках которой могла бы существовать и Россия, не представляя ни для кого опасности». Но только желательно, чтобы руководителем такой Украины была «Юлия Тимошенко - лидер оппозиции в украинском парламенте, которая с января по сентябрь 2005 г. занимала пост премьер-министра страны» (именно так была подписана статья в американском журнале «Foreign Affairs»).

Результат не заставил себя ждать. В тогдашней администрации Буша последовательные противники России были в цене, и уже летом 2007-го, во время визита Тимошенко в Вашингтон, глава Госдепа Кондолиза Райс предложила Юлии Владимировне просто называть ее «Конди». Более того, по возвращению Тимошенко недвусмысленно намекнула, что ее новая подруга Конди, по сути, санкционировала досрочные парламентские выборы: «Если правовым путем, через решение Конституционного Суда, будет признано, что Украина должна провести досрочные выборы и изменить Конституцию - наши действия будут поддержаны” (газета “Высокий Замок”, Львов). Досрочные выборы в Раду прошли, Тимошенко по их итогам получила премьерское кресло, но уже с января 2009-го показная антироссийская позиция в Вашингтоне перестала котироваться – при президентстве Обамы началась “перезагрузка” отношений с Россией. А это значит, что портить отношения с Россией из-за украинских или грузинских “борцов за демократию” Америка больше не собирается. Казалось бы, все надежды Тимошенко рухнули, но так ли это важно - “незыблемая дружба” с Вашингтоном - для человека без принципов?

Для Юлии Владимировны ответ прост и понятен – нет, не важно. И в конце 2008-го, когда победа Обамы и изменение внешнеполитического курса Америки становится очевидным, она спешит в Москву. Теперь она везет в “белокаменную” уже не панно для Пушкинской площади, а газовый договор для Владимира Путина. Этот договор в Украине не критикуют только самые преданные сторонники Тимошенко. Все остальные оценивают его по существу: самое мягкое определение звучит как “украинский провал”, самое жесткое – “предательство национальных интересов”. Цена поставляемого газа из России в Украину выросла, а цена транзита этого же газа по территории Украины в Европу - нет. Дальше просто нет смысла погружаться в детали договоренностей – в большинстве своем они выгодны “Газпрому” (России), а не украинскому “Нефтегазу”. Нетрудно понять, почему Путин был так любезен с Юлией Владимировной на недавней встрече в Ялте – как же не скостить должок, если во всем остальном тебя все устраивает?! Ведь как известно, даже корову надо изредка кормить, чтобы она исправно давала молоко. Вот только трудно поверить, что, попивая сегодня молоко от украинской дойной коровы, бывший резидент КГБ в Германии и нынешний премьер России Владимир Путин забудет “российский спецназ” в Киеве и угрозы “экспорта “оранжевой революции” в Москву со стороны своей беспринципной украинской коллеги Юлии Тимошенко. Пользоваться беспринципностью Тимошенко – это одно, а верить ей – это совершенно другое. Потому что от одного внимательного взгляда на этого политика сразу становится ясно – где Тимошенко, а где принципы.