Проблема-2010. Добрый страшила
21.12.2009 10:40
…знать людей с довольно бурным уголовным прошлым, но при этом они были в высшей степени порядочными людьми. К тому же отцы двух моих друзей детства сидели в юности – но, ей-богу, советская тюрьма, наверное, была лучшей школой жизни, чем нынешняя украинская армия.

Намного больше мне встречалось откровенной мрази, никогда не попадавшейся даже за переход улицы в неположенном месте. Несмотря на отчаянные старания Глеба Жеглова, далеко не все настоящие воры в нашей стране откушали тюремной баланды.

Продолжение. Начало читайте здесь:
Выборы пустого места


Ты не бойся меня, уркагана

Когда информация о судимостях кандидата в Президенты Виктора Януковича внезапно всплыла на поверхность, я ощутил только профессиональную досаду: вот балбесы, такой козырь отдали в руки врага, почему не сработали на упреждение, не подготовили общественное мнение! Никаких моральных терзаний у меня не было. Янукович на тот момент уже два года был премьер-министром Украины, выглядел не хуже своих предшественников и, особенно, преемников. Еще до этого пять лет губернаторствовал в Донецкой области. Он выглядел неопытным, неуклюжим политиком, слабым теоретиком, даже человеком не семи пядей во лбу (хотя, безусловно, хорошим практиком управленцем), но уж никак не уголовником. А я привык верить глазам своим, и если на клетке слона читаю надпись «буйвол», начинаю сомневаться. Зато не было у меня сомнений в том, что подавляющее большинство дяденек с чистыми руками и тетенек с косами, у которых была безоблачная юность, можно сажать с чистой совестью.

Каково же было мое удивление, когда оказалось, что и пять лет спустя, уже после «оранжевой революции» и повторного премьерства Януковича в 2006-2007 годах, его «уголовный имидж» живет и процветает. Русскоязычный таксист во Львове, распаляясь, доказывал мне, что хотя Тимошенко и «(снято цензурой)», но дважды судимый не может быть Президентом. А среди самой просвещенной категории людей – читателей From-UA – больше тех, кто проголосует за явного дурака (94,7%), чем тех, кто проголосует за ранее судимого (74,2%).

Тем не менее, Виктор Федорович был и остается лидером гонки и, несмотря на непримиримое отношение к нему устойчивых категорий граждан и целых регионов, вполне может стать президентом по итогу второго тура. И что из этого может получиться?

Донбасс порожняк не гонит

Если бы не мировой экономический кризис, был бы смысл обсудить грамматические ошибки будущего президента, его слабое ощущение разницы между Ахметовым и Ахматовой, вялость мыслительной деятельности, небогатую образами речь и невинное пристрастие к леденцам. Уверен, что многие сознательные граждане нашей страны нашли бы между этими особенностями и умением управлять страной прямую и непреодолимую связь.

Но чего не отнять у Виктора Януковича и его команды – это умения управлять экономикой, хорошей менеджерской выучки. Не надо никаких цифр – они мало чего стоят. В тот период, когда правительство возглавляет Янукович, ощущение стабильности (не стопроцентной, конечно, но явственной и, главное, большей, по сравнению с предшественниками и преемниками) витает в воздухе. Слушая скучные речи «януковцев», понимаешь, по крайней мере, что на твои уши ложится меньше лапши. Вполне природный, компенсаторный механизм: глухонемые обычно физически более развиты и трудоспособны.

В мирное время это, конечно, утомляет, на заседаниях Кабмина резко возрастает смертность среди мух. Но в период кризиса я бы посоветовал меньше думать о судимостях 40-летней давности. Команда Януковича – это в основном бюрократы многолетней закалки и крупные бизнесмены-практики. Политическая интрига в их руках мелькает так же ловко, как хрустальная ваза в лапах бронтозавра. Но управлять они умеют, не сомневайтесь. В отличие от эквилибристов Юлии Тимошенко, они – профессионалы своей отрасли, а не голого пиара.

Дважды президент

Но, как водится, нет добра без худа. Если бы Януковича и его команду поместили в стеклянный бокс и разрешили оттуда пять лет руководить страной, возможно, они бы так и делали. Политика отличается от вождения автомобиля, в частности, тем, что надо не только ловко лавировать в потоке и неуклонно двигаться к цели, но и отбиваться монтировкой от повисающих на дверцах и лезущих в окна. А реакция у команды Партии регионов, прямо скажем, замедленная.

Ну хорошо, выберем мы Януковича Президентом. Отлично. Но мы ж его уже выбирали! Или не помните? В ноябре 2004 года. И даже готовы были защищать свой выбор – на Майдан, на штурм, куда угодно. Что сделал Виктор Федорович? Пошел на переговоры, поблагодарил народ за поддержку и пожелал ему счастливого пути. Сыграл мудрого кота Леопольда, которому жирные наглые мыши привязали к хвосту консервную банку. Команда его была не лучше – одни, наподобие Сергея Леонидовича Тигипко, начальника штаба, просто взяли шинель и пошли домой от греха подальше, другие, типа Степана Богдановича Гаврыша, побарахтались в суде, а потом оказались со временем в лагере Ющенко. Николай Янович Азаров очень надеялся, что ему не снимут голову, а отправят послом в Москву, потому на скорую руку пёк хлеб-соль для нового Президента. Отчаянно пытались смягчить катастрофу Евгений Кушнарев, Борис Колесников да неисправимый романтик Тарас Чорновил. Но что можно было сделать, если первое лицо, посудачив с иностранными эмиссарами, пожал руку Ющенко и сдал всех оптом?!

Этот эмоциональный момент Януковичу не припоминали бы, если бы летом 2007-го все не повторилось бы с точностью киркоровских ремиксов на западные шлягеры. Пореформенный, полновластный премьер-министр, опирающийся на парламентское большинство, на ровном месте сдал власть и согласился на внеочередные выборы, для которых не было ну совершенно никакого понятного обществу основания. Казалось даже, что безработных из регионов возят в Киев на автобусах на митинги ПР просто для галочки, чтоб показать – «мы боролись». Тимошенко и Ющенко сделали Януковича довольно недорого, даже не поднимая особо волну общественного мнения. Еще с оранжевой революции они поняли, что этого доброго соломенного Страшилу главное заманить за стол переговоров. Даже если будут душить его любимый электорат, он, как предок королька из «Обыкновенного чуда», будет бегать вокруг и причитать: «Потерпи, дорогой, может быть, все обойдется».

Вы скажете, это поведение бандюка? Прожженные уголовники, в моем понимании, – люди решительные, жесткие, напористые и волевые. А тут – слабый опасливый человек со сломанной в юности психикой.

Донецкое мышление

Но дело конечно не только в Викторе Федоровиче. Команда его – точно такая же: толпа провинциальных завмагов и очкастых главбухов, которых призвали бороться за власть. Политикой надо заниматься серьезно, либо не заниматься никак. В Партии регионов если и встречаются единично профессиональные политики, интеллектуалы, то они удалены от центра принятия решений. А в командном пункте сидят перепуганные местечковые буржуа или робостные чиновники.

Казалось бы, финансовые возможности Партии регионов позволяют нанять лучших специалистов политического пиара и технологов борьбы за власть. Но, оказывается, и здесь не в деньгах счастье. Если у человека с соответствующим мышлением появляются деньги на постройку дворца, вовсе не обязательно, что он построит Фонтенбло. Скорее – большой сарай с колоннадой и амурами.

Сколько не пыталась Партия регионов стать партией хотя бы Юго-Востока (не говоря уже обо всей Украине), в ее руководстве все равно преобладают люди с «донецким мышлением» – провинциальная интеллектуальная мелюзга. Деньги есть, не хватает мозгов, широты мышления, искушенности в том деле, которым приходится заниматься, чтобы хотя бы нанять таких политтехнологов, как нужно, а не проходимцев, проконтролировать их и оценить результаты их работы. Вот беда-то.

При этом не могу не отметить, что у команды, именно в силу их «донецкого мышления», намного больше моральных устоев, психологических табу и этических рамок, нежели у команды Юлии Тимошенко. Но если у бютовцев значительное отклонение от нормы в сторону свинства, хамства и цинизма, то у регионалов – в сторону лоховства, тупости и дикого наивняка.

Отдать голос за Януковича в период кризиса подсказывает инстинкт самосохранения. Но он же занудно твердит внутри: ну, проголосуем мы за него, а у него победу отберут. Или даже не отберут сейчас, а через годик скажут ему – давай перевыборы! Он наденет пальто и уйдет. Грустно.

Пророссийский вектор

Многие и в 2004-м году, и на нынешних выборах благоволили Януковичу как геополитическому выбору. Действительно, можно с большой долей вероятности сказать, что при Януковиче-президенте с Банковой прекратятся безумные импульсы в сторону России, моральная атмосфера в общении с Москвой войдет в привычное русло, возможно даже, по инициативе Президента, Украина включится в весьма выгодные для нее экономические интеграционные процессы на Постсоветчине (ЕЭП, Таможенный союз и т.п.).

Но и тут не обходится без нескольких «но».

Во-первых, Президент в нашей стране сам по себе вектор внешней политики не определяет. Пример Ющенко учит: да, испортить, так сказать, воздух взаимопонимания с какой-нибудь державой глава государства может. А конструировать что-то ему под силу только в союзе с премьером и парламентским большинством.

Исходя из ранее сказанного о политико-тактических качествах команды Виктора Федоровича, в технологии политической интриги они по сравнению с Тимошенко – читатели журнала «Пизнайко». Поэтому шансы их, имея пост Президента, сформировать еще и мощную поддержку в парламенте, я бы оценил довольно скептически.

Во-вторых, в силу все тех же качеств кандидата и его команды отношение в Москве к нему тоже несколько поменялось. Да, он свой, родной, понятный. Но – не боец. Владимир Путин до сих пор спрашивает себя, зачем он поздравлял Виктор Федоровича с избранием в 2004 году. Такие поздравления уже сами по себе обязывают стать Президентом. Да и за то, что Владимиру Владимировичу пришлось выстраивать отношения с Юлией Тимошенко, он тоже наверняка весьма благодарен Януковичу. Так что станет ли Россия связывать с правлением «пророссийского кандидата» какие-то долгосрочные проекты – уверенности нет.

В-третьих, Янукович не сам по себе такой, он – выразитель крупной национальной буржуазии. А у нее свои интересы, в том числе на Западе. Наши незрелые акулы капитала весьма чувствительны к окрикам из-за Чопа. В том числе и под их давлением Янукович в 2004-м сдал позиции. Как будут колебаться эти интересы по отношению к России – трудно понять. При отсутствии других векторов они, безусловно, заинтересованы в российских энергоносителях по льготным ценам и огромном постсоветском рынке сбыта. Но если более активный и изобретательный в средствах Запад будет давить на их болевые точки и искушать быстрой сиюминутной наживой, поручаться за братскую привязанность и даже на простую дальновидность национальных буржуа я бы не стал.

Великий, могучий, второй государственный

Самый знаковый лозунг каждой кампании Виктора Януковича, применив который, он сразу получает свой стабильный базовый электорат, – это русский язык. Юго-восточный люд, выросший в постоянном психологическом прессинге национал-оголтелых, ведется на это, как индийская обезьяна на ловушку из тыквы, набитой рисом.

Пусть я окажусь не прав и готов публично и громогласно извиниться перед Президентом Януковичем, но уверен: в его правление русский язык не станет вторым государственным. И даже, быстрее всего, продолжится его вытеснение из всех сфер жизни, сокращение сети русскоязычных учебных заведений.

Объяснений этому будет масса, весьма искренних на вид (нет большинства, угроза раскола общества, необходимость изучить мнение народа, просто недосуг – экономика прежде всего), но воз окажется и все там же.

Дело не в цинизме. В Януковиче цинизма меньше, чем в любом другом украинском политике его уровня. Дело в основном все в том же политическом профанстве. Урегулирование языкового вопроса – тонкая игра. Перевес сил в политикуме по этому вопросу, в отличие от общественного мнения, не столь очевиден. Плюс еще некоторые очевидные обстоятельства.

Первое – отсутствие конституционного большинства в парламенте. Если простое проянуковичское большинство еще можно предположить, то 300 мандатов – увольте. Даже если вынести этот вопрос на референдум, все равно имплементация упрется в Верховную Раду, а плюс свои пять копеек может вставить Конституционный Суд, известный в народе как «Общество друзей судьи Зварыча».

Второе – как уже было в период премьерства Януковича, его партийные товарищи охотно разбирают в основном портфели экономических ведомств. Гуманитарную политику отдают союзникам, которые ничего более не умеют, как развивать недобитую культуру и науку. А они ничего никому насчет языка не обещали. Чтобы сохранить шаткое равновесие своего и без того гипотетического большинства, Президент не станет рисковать какими-то «второстепенными» вопросами.

Третье – устоявшаяся украинская практика: Президент, избранный Юго-Востоком, проводит политику, прямо-противоположную интересам его избирателей. Честнее всех выглядит Виктор Ющенко, который обошелся без голосов большинства русскоговорящих избирателей и ничего хорошо им не сделал. А его предшественники – и Кравчук, и Кучма – вынуждены были всю свою каденцию покорять более крикливую, несговорчивую, своенравную и капризную Галичину. А свои – они ж свои, поймут и подождут. Януковичу предстоит то же самое – доказывать истеричной любовнице, что он ей не изменяет с женой.

Амбал в сортире

Виктор Янукович – любовь и боль моя. Интернет-издание From-UA создавалось в 2004 году для поддержки его в качестве единого центристского кандидата. При всей его неидеальности, поддерживал я его вполне искренне. Это был мой кандидат. Он олицетворял для меня перспективы страны, которой можно было бы гордиться. Еще более моим он стал поздней осенью-зимой 2004 года, когда его, как крысы, бросили почти все кучмовские холуи, благодаря которым, в основном, и произошел такой искренний и бурный народный порыв в «оранжевую революцию».

В разгар Майдана я неожиданно для себя стал главным редактором From-UA. Надо мной возник вакуум власти – те, кто раньше давал указания, жгли бумаги в камине, переодевались в женское платье, чтобы дать деру, или уже цепляли оранжевые ленточки. Другие СМИ, в том числе вчерашние слуги «преступного режима», один за другим поднимали оранжевые знамена и, давясь слезами, рассказывали, как подлая власть силком пихала им пачки денег в карманы. Если бы я не сделал то, что сделал тогда, сегодня я бы не уважал себя. Мы остались с Януковичем, точнее – с его избирателями, которые, как здоровые в дурдоме, брошенные трусливыми экскурсоводами, застыли в оцепенении. Совсем недавно один профессор из Харькова говорил мне: «Состояние было такое, что хотелось бросить все и уехать в Россию. А когда увидел From-UA – аж легче стало. Ваш сайт был такой отдушиной для всех нас». И такие люди до сих пор встречаются мне, хотя столько лет прошло. Было тревожно, но это очень повышало самооценку.

«Оранжевая революция» дала Януковичу шанс стать из чиновника, послушно двигавшегося по воле карьерного ветра, в историческую персону. В чем-то он его использовал и теперь имеет самый большой рейтинг. Но неиспользованного осталось намного больше. Не хватило честолюбия, здоровой амбициозности, всего арсенала способностей, нужных политику такого масштаба. Возобладало подмеченное давно желание дожидаться на берегу реки, когда мимо проплывут трупы врагов.

Уже более пяти лет Партия регионов пытается стать хотя бы партией Юго-Востока, который впервые осознал себя чем-то особенным во время Майдана. Речь идет не о сепаратизме, а о новом центре влияния, альтернативном доминирующей до сих пор Галичине. И потенциально Юго-Восток, гораздо более мощный экономически, вполне может распространить свое влияние на всю территорию Украины, за исключением трех галицийских областей.

Поначалу регионалы, словно губка, собирали под свои знамена все местные элиты, вырабатывали свое альтернативное мнение по всем основным темам общественного развития, одним словом – выходили на политический рынок с претензией быть если не монополистом, то одним из двух крупнейших игроков. Сейчас же Партия регионов – как амбал, запершийся в сортире, блокирует своей недвижимой тушей доступ к юго-восточным избирателям, но и сам не то что не реализовывает, но даже и не отображает и не декларирует как следует интересы этих избирателей.

Влияние Партии регионов зиждется за счет поддержки ее со стороны финансово-экономических кругов. Из-за этого любая альтернатива на юго-восточном поле глохнет. Но избиратель остается неудовлетворен, и в случае поражения Януковича на президентских выборах внятный и изобретательный принц на белом коне будет встречен под фанфары.

Пока же мы видим крайне вялую, тягомотную избирательную кампанию, наполненную банальными лозунгами пенсий, зарплат, качественного здравоохранения и прочих несбыточных вещей. Единственный заслуживший мое внимание тезис предвыборной программы Януковича – его обещание, что через 10 лет украинцев опять будет 50 миллионов. Это обещание, как и прочие, совершенно не вписывается в объем полномочий и возможности Президента. Но если Виктор Федорович два президентских срока ЛИЧНО изо дня в день будет заниматься повышением рождаемости в Украине, посещая своих избирательниц на дому, то этот пример может показаться украинцам заразительным, а программа – выполнимой.

Продолжение читайте ЗДЕСЬ