На заметку Януковичу
16.03.2010 07:30
...ошибки своего предшественника, который за время своего президентства полностью растерял рейтинг и доверие избирателей...

Украинский дуализм

Почему же всего пять с половиною процентов? Почему за каких-то 3-4 года, еще задолго до очередных выборов, рейтинг Ющенко рухнул в десять раз, установив мировой рекорд падения популярности действующего главы государства?

Виктор Андреевич, конечно, своих ошибок не признает. И винит во всём «уникальную нацию». Дескать, не поняла она его высоких замыслов, не осознала всей масштабности его исторических реформ. Однако экс-президент возводит на своих бывших избирателей напраслину. Они как раз всё прекрасно поняли и сделали совершенно верные выводы.

Давайте вспомним причину популярности Виктора Ющенко в 2004 году. Пусть он и избирался только с третьей попытки, «через суд», пусть его практически назначили президентом западные «друзья», но всё же рейтинг тогдашнего «единого кандидата от демократических сил» был около 50%. Из чего же складывался?

Прежде всего, из массы негативных эмоций в адрес надоевшего Кучмы. Собственно говоря, само звание «преемника» Леонида Даниловича было огромным минусом для кандидата, и этот минус достался тогда Виктору Януковичу. Свою половину украинского электората он получил в основном благодаря тому, что Юго-Восток считал Ющенко очень плохой альтернативой Кучме. Поэтому избиратели предпочли «второго Леонида Даниловича», голосуя против Виктора Андреевича, и отдали свои голоса Януковичу.

Курьез в том, что многие избиратели Ющенко в 2004 тоже голосовали против. На Януковиче была сконцентрирована вся их неприязнь к прежнему руководителю страны, а также к сформированному пропагандой образу «донецкого зэка» и «российской марионетки». Словом, с обеих сторон значительная часть электората выбирала «меньшее зло». Эта ситуация не изменилась за прошедшие пять лет: на нынешних выборах половина Украины голосовала против Тимошенко, половина – против Януковича.

Для наших политиков такой вариант является почти идеальным. Казалось бы, можно вообще ничего не делать – только пугать своих избирателей кандидатом-оппонентом. «Вот придут донецкие, отберут у всех бизнес и мобилы и продадут нэньку москалям». Или «если эта с косой еще и президентом станет, то нам всем точно кирдык». Некоторые (типа Литвина и Яценюка) даже приспособились наживать себе очки, делая вид, что они против такого дуализма и призывают всех к согласию. Хотя на самом деле они просто паразитируют на этом противостоянии, без которого бы не смогли создать себе имидж «объединителей Украины».

Виктор Ющенко, возможно, тоже считал, что в 2010 у него снова получится стать антиподом Януковича и, выйдя во второй тур, победить его массовостью электората и админресурсом. Но почему же наш гениальный «отец нации» с треском провалился, а его место «кандидата от национально-демократических сил» заняла Юлия Тимошенко?

Убивший надежду

Всё дело в том, что к своему кандидату, к «нашему сукиному сыну», которому мы собираемся отдать свой голос, мы предъявляем некоторые требования. Почему именно он, а не кто-то иной? Не только потому, что этот политик позиционирует себя как противник другого, не нравящегося нам. Таких в Украине пруд пруди. Но немногие могут привлечь избирателя своими идеями и планами, и еще меньше могут заслужить его доверие.

Ющенко образца 2004 года был не просто кандидатом, выступающим против «преступного режима» (что, впрочем, не мешало ему ездить на чаепития к Кучме), против «донецких бандитов» и «российского империализма». Кроме этого негатива у него был и позитив – то, что он обещал как альтернативу программе и обещаниям Януковича.

Ющенко обещал порвать с зависимостью от России – неважно, что именно он имел в виду, но его избиратели это всячески одобряли. Он обещал прорубить двери на Запад, сделать Украину членом ЕС и НАТО, что давало миллионам граждан (особенно из западных регионов) надежду на безвизовый проезд в Европу, официальное там трудоустройство, «европейские» зарплаты и пособия. Он обещал искоренить коррупцию и посадить всех преступников в тюрьму, а на чиновничьи места набрать «патриотов державы», чтобы сделать Украину украинской. А еще он обещал решить вопрос безработицы, поднять рождаемость, вознести на небывалую высоту экономику, сделать крестьян зажиточными, а военных – обеспеченных всем необходимым. И что вояки УПА получат статус ветеранов и будут обниматься с теми, кто воевал в рядах Красной Армии.

Более того, Ющенко даже обещал свободное развитие и использование русского языка и размахивал перед Майданом «проектом указа». Видимо, этот пиар был нужен для того, чтобы несколько снизить неприязнь к нему избирателей Юго-Востока. Впрочем, о своем «проекте» он забыл сразу после выборов, и судьба той бумажки осталась неизвестной.

Самые наивные даже верили, что после победы Ющенко Украина волшебным образом превратится в сказочную «европейскую державу» светлых эльфов, где можно будет с утра до вечера валяться на аккуратном газоне или попивать кофе в уличном ресторанчике, не обременяя себя изнурительным физическим трудом. И все станут честными, вежливыми, будут ходить в вышиванках и говорить только на державной мове.

Словом, обещал Виктор Андреевич очень много, и в этом была его первая ошибка. Потому что многие ему поверили и с ликованием подпрыгивали на Майдане, одобрительно грохотали в пустые бочки. Вера рождает надежду, у некоторых надежда даже начинает составлять планы на ближайшее время. И когда обещания Ющенко начали лопаться одно за другим, эти надежды были обмануты, а планы перечеркнуты. Более того, в некоторых ситуациях украинцы получили от судьбы пощечину. Например, вместо «европейских паспортов» они были вынуждены плясать гопака перед воротами западных посольств, дабы получить разрешение на въезд.

Помпезная программа «10 шагов навстречу людям» торжественно была похоронена под обломками «ценностей Майдана». Единственно, что смог сделать за пять лет своего президентства Виктор Андреевич, так это трудоустроить своих односельчан, переписать историю и дать звания героев Шухевичу и Бандере, значительно потеснить русский язык и создать в стране тотальный культ Голодомора. Не густо! Маловато даже для морального удовлетворения электората.

Кумир, обманувший надежды людей, – очень печальная роль. Ему не просто уже не доверяют, его высмеивают и ненавидят. Вот так рейтинг Виктора Ющенко в довольно короткий срок опустился до минимума.

Второй ошибкой Ющенко было то, что он свои обещания раздавал не только от своего имени. На Майдане он собрал пеструю команду, вместе с которой собирался реализовать все эти обещания. То есть, по сути, тогда к власти пришел не сам Ющенко, а вся команда «оранжевой революции». И когда «вождь» опростоволосился, потерял доверие, его лозунги подхватили другие, делая ставку на всю ту же надежду и веру – мол, не получилось у Ющенко, получится у меня! Как известно, в борьбе за оброненный штандарт победила Юлия Тимошенко, которой удалось собрать голоса тех, кто пять лет назад поверил Виктору Ющенко.

Впрочем, из числа обещаний к 2010 году пришлось исключить уже гарантированно невозможное вступление в ЕС и НАТО. Не вышло и со многими другими прожектами: увял ГУАМ и идея «энергетической независимости», снова было забыто село, окончательно развалилась армия. Строить воздушные замки было уже не из чего, оставалось лишь давать обещания, выглядевшие более-менее реально. Вот почему из уст Тимошенко звучали в основном только посулы победить кризис, увеличить социальные выплаты и «не допустить реванша олигархии».

Последнее, конечно, было странно слышать от «нищей миллиардерши», окруженной тоже далеко не бедными людьми, но часть её избирателей почему-то свято верят, что олигархи в Украине живут только в Донецке. Равно как верят и в то, что через уникальный шельф Черного моря можно тырить нефть у арабов и азербайджанцев.

Не хлебом единым

Если вы спросите у функционеров Партии регионов, в чем заключается секрет успеха их лидера, то они, скорее всего, ответят вам, что Виктор Янукович – надежный и последовательный лидер, успешный премьер и сбалансированный политик. Частично они будут правы.

Правы – потому что на фоне Тимошенко он действительно выглядит очень успешным экономическим руководителем. То, что во время Януковича-премьера экономика страны стабильно росла – это факт, как и то, что в премьерство Тимошенко она стабильно падала. Причем спад, начавшийся в 2005 году, был непосредственным следствием деятельности новой власти. В 2006 году Януковичу оставалось только исправить некоторые «ошибки» Тимошенко, чтобы экономическая машина заработала в прежнем режиме.

В конце 2008 года ситуация сложилась несколько иначе. Тогда украинский экономический кризис стал следствием кризиса мирового. Правительство и Нацбанк лишь усугубили его своими действиями, что обрушило гривну и привело к стремительному росту цен. Бесспорно, это сыграло в пользу рейтинга Януковича. Ему даже не пришлось ничего предпринимать, только покритиковать власть. И избиратель ему поверил, потому что избиратель помнил, что при Викторе Федоровиче такого не происходило, а значит, питал надежду, что он сможет исправить ситуацию, лишь только придет к власти.

Почти – потому что слухи об экономическом гении Януковиче несколько преувеличены. Можно даже сказать, что Тимошенко более виртуозный экономист, чем он. Разница между ними только в том, какое именно направление экономики каждый из них поддерживает, какие цели преследует. Виктор Федорович, прежде всего, представляет интересы промышленников-экспортеров, которые не только являются олигархами, но и своим бизнесом поддерживают общую экономику государства. Такая у промышленности роль. Чьи интересы отстаивает Тимошенко, сказать трудно, но украинской экономике она на пользу явно не идет.

Было бы напрасно ожидать, что, взявшись за рычаги власти, регионалы поднимут экономику хотя бы до уровня прошлых лет. Напомним: кризис терзает весь мир, и удастся ли в таких условиях дать новый импульс украинской промышленности, неизвестно. Думается, что успехи будут, но несколько скромнее ожидаемых.

Но теперь козыри будут в руках у Тимошенко. Уходя в оппозицию, оставив регионалов с пустой государственной казной, ей будет очень удобно критиковать их за всё: рост производства она назовет медленным, пенсии и зарплаты – нищенскими, инфраструктуру – разваливающейся. При этом Тимошенко будет вовсе нетрудно обещать избирателям огромные социальные выплаты, дешевые коммунальные тарифы, очередную отмену призыва в армию «уже в следующем году», квартиры офицерам, машины инвалидам, цветы – бабам, дитям – мороженое.

Дело даже не в том, что Януковичу в наследство досталась больная, кризисная экономика. Даже если начнется некоторый рост, его все равно будут критиковать за то, что он недостаточно высок, или что слишком малы социальные выплаты, или что внимание не уделили какой-то отрасли.

Скажем прямо: экономика - эта такая штука, в которой проблемы можно найти всегда. Даже на Западе, во времена стремительного роста, тамошние правительства и президенты подвергались критике и теряли в рейтинге, проигрывали выборы. В нашем мире трудно найти страну, у которой не было бы хоть реальных, хоть надуманных экономических и социальных проблем. Попытки их решить – это сизифов труд.

Виктор Ющенко понял это сразу. Поэтому он старался не особо трогать экономику и не слишком злоупотреблять социальными щедротами. Возможно, надеясь, что набравшая обороты в 2003-2004 годах экономика успешно проработает весь его первый президентский срок. Наверное, так бы и произошло, если бы не «эксперименты» Юлии Владимировны и стремление «команды Майдана» перекроить доходные потоки под себя.

Ющенко понимал, что удовлетворить материальные потребности людей невозможно – наевшиеся хлеба возжелают мяса, а потом крабов с ананасами и новую квартиру с «лексусом» в гараже. И всегда будут недовольны в этом плане властью. Поэтому Виктор Андреевич совершенно разумно сделал главный упор на реализации своих политических обещаний. Экономика растет, экономика падает, а вот членство в Евросоюзе или НАТО дают один раз, и если бы Ющенко этого достиг, он бы получил в свои руки огромный дивиденд. Это же касалось и других его политических обещаний, которые, впрочем, оказались невыполненными. Что и стало главной причиной падения его рейтинга.

«Тому що послідовний»

Когда регионалы пытаются представить Януковича в образе президента-хозяйственника и стараются отмежеваться от острых политических тем, они делают огромную ошибку.

Конечно, отсутствие у Януковича радикальных политических лозунгов является для него плюсом, поскольку чем радикальнее идея, тем больше у неё противников. В условиях Украины это особенно важно, учитывая, какой дуализм мнений и взглядов на политику существует в разных её частях. А ПР пытается (во всяком случае пыталась) выглядеть «общеукраинской» партией, чтобы собрать дополнительные голоса в Центре и на Западе страны. К тому же большинство политических вопросов для лидеров ПР вряд ли являются интересными, ибо не имеют никакого отношения к бизнесу.

У Януковича есть его Юго-Восток, который не приемлет «ценности» украинского национализма и очень недоволен притеснением своего языка, своей культуры и истории. Эта половина Украина считает Януковича своим парнем, прощая ему все недостатки. Возможно, она простит ему и некоторые экономические неудачи. Но только до тех пор, пока она будет верить в то, что Виктор Федорович – свой, и что ему можно доверять.

Ющенко потерял доверие центральных и западных регионов Украины вместе с президентской булавой. Хотя и остался для них своим, щиро украинским политиком – просто неудачливым, неспособным выполнять свои обещания.

Виктор Янукович рискует потерять и доверие, и имидж, если последует советам некоторых лиц из своего окружения, одни из которых рекомендуют ему не касаться политических тем, а другие и вовсе склоняют стать «настоящим украинцем». То есть забыть свои обещания о статусе русского языка, оставить в покое героический статус Бандеры и Шухевича, продолжить украинизацию, укреплять «железный занавес» против России и ориентироваться на Запад, не трогать «национально-сознательные» кадры, заполонившие в последние годы министерства и ведомства.

И тенденции к этому уже есть. Если ранее регионалы говорили о статусе русского языка как второго государственного, то теперь они лишь планируют ограничиться «реализацией имеющихся законов». А из окружения Януковича за последнее время исчезли ярко «антиоранжевые» фигуры, зато остались сторонники лозунга «Схід і захід разом». То есть создается впечатление, что из Виктора Федоровича будут делать «всеукраинского лидера». Хотя и ежу понятно, что это невозможно, потому что некоторые интересы Востока и Запада невозможно совместить и чьими-то придется поступиться.

Если кто-то из имиджмейкеров нового Президента считает, что всё будет хорошо, то он ошибается. Потеря политического лица может обойтись Януковичу потерей значительной части электората. Тем более, что в количественном исчислении он давно уже не растет (в процентном он поднялся за счет сокращения явки избирателей). А первый тревожный сигнал поступил еще в прошлом году – из Крыма, где пророссийские партии выступили с резкой критикой регионалов. Собственно говоря, на этих выборах крымчане проголосовали за Януковича только потому, что считают Тимошенко гораздо более худшим вариантом.

Повести же Виктора Федоровича стопами Кучмы тоже не получится. Тот, избиравшись в 1994 году на электоральном поле Юго-Востока под пророссийскими лозунгами, через пять лет успешно перебежал на электоральное поле украинских правых. Но сегодня даже в самых смелых фантазиях трудно представить Януковича в качестве «единого кандидата от национально-демократических сил» – там более чем предостаточно своих гетманов. Поэтому ему стоит дорожить доверием собственных избирателей, которое отнюдь не безгранично.