Стоит ли отменять внешнее тестирование?
14.04.2010 09:20
...нового министра образования на систему внешнего независимого тестирования как единственную форму контроля при поступлении в вузы.

Так, уже с нынешнего года к баллам тестов добавят школьные аттестаты. Данная новация в значительной мере нивелирует значение результатов внешнего тестирования. А в планах реформаторов значится также возобновление экзаменов при поступлении в высшие учебные заведения.

Конечно, можно искать минусы системы оценивания знаний, внедренной идеологическим оппонентом Табачника. Можно сетовать на несовершенство составленных тестовых заданий. Можно и нужно работать над совершенствованием механизма внешнего независимого оценивания (ВНО). Но это не повод для атаки на сам принцип получения возможности к высшему образованию, который должен базироваться на равных условиях, независимо от социального происхождения, территории проживания, и исключать преступную коррупционную практику.

Противники и критики ВНО обращают внимание на ряд моментов. Попробуем разобраться в них поподробнее.

В частности, они считают, что существование внешнего независимого оценивания знаний как единственного условия для путевки в мир высшего образования наносит удар по школе, стимулируя учеников обращать внимание только на профилирующие предметы. В итоге среднее образование оказывается как бы изолированным, снижая мотивацию хорошо учиться в школах.

Ведь никакого стимула (кроме внутренней потребности в знаниях) получать высокие баллы не существует. Все равно все решится на ВНО. И, как выход из сложившегося положения, Минобразования предлагает учесть баллы аттестатов при поступлении в вузы.

Однако такой шаг, безусловно, запустит коррупционные механизмы в школе. Ведь на кону теперь целых 200 баллов, которые совсем не лишние при штурме любого университета. Не создаст ли это искушение у тех же директоров и самих учителей, когда некоторые родители во имя светлого будущего своего не слишком умного чада обратятся к ним за помощью?

Современная школа ввиду незначительности финансирования и так страдает нехваткой средств. Их компенсация зачастую происходит из карманов родителей. Подарки учителям уже стали неотъемлемым атрибутом школьных будней. И вряд ли найдется школа, где оценивание знаний каждого ученика происходит объективно и независимо. Играют роль знакомства, пожелания некоторых влиятельных родителей. Также присутствует сугубо субъективный момент отношений ученика и учителя. Всегда есть искушение кого-то подтянуть, а кому-то поставить балл ниже.

Вспомним время, когда медалисты были почетной группой абитуриентов. Зачастую формирование таких медалистов происходило не только благодаря их интеллекту, поэтому мы имели интересную ситуацию, когда в ряде школ медалистами были те же дети родителей-учителей или других влиятельных лиц. А ведь несколько лет тому назад ректоры критиковали уровень знаний значительного количества именно медалистов. И не зря. Как показали результаты внешнего независимого тестирования в 2009 году, в некоторых районах свыше половины медалистов не подтвердили своих знаний.

Спрашивается: как можно отдавать судьбу абитуриента в зависимость от субъективных баллов аттестата? Ведь проконтролировать объективность оценивания знаний в каждом среднем учебном заведении нереально. Независимая оценка знаний возможна лишь при полном отсутствии роли субъективного фактора, то есть в комиссиях ВНО.

Да и нарекания о том, что ученик сосредоточен на углубленном изучении нескольких предметов, не выдерживает критики, так как в системе старшей школы давно существует профориентация.

Следующее существенное замечание противников ВНО касается формы оценивания. Так, они считают, что тесты сами по себе не отвечают на вопрос, кто же обладает реальными знаниями, поскольку они слишком минимизируют необходимость познавательного абстрактного мышления.

Позвольте, а как же быть с остальными миром? Ведь все передовые экономически и технологически развитые государства мира используют данную методику. Даже такой лидер научно-технического прогресса, как Япония.

Большинство заданий на украинских олимпиадах также составлены на основе тестов различных уровней сложности.

Миф о том, что внешнее тестирование плохо раскрывает способности абитуриента, не выдерживает критики. Для успеха на ВНО ученику просто необходим серьезный багаж знаний, навыки логического мышления, хорошая память, осознанность причинно-следственных связей, аналитические способности.

К тому же, сами вузы, некоторые ректоры которых столь рьяно возмущаются низкими интеллектуальными способностями студентов, прошедших через ВНО, очень злоупотребляли именно тестовыми вступительными заданиями. Вспомним период до ВНО, когда практически каждый вуз умудрялся выдавать собственные тестовые задания для вступительных экзаменов, удовлетворяя собственный эгоизм и коррупционные аппетиты.

Дискуссия может, скорее всего, идти лишь о совершенствовании самой системы ВНО, внесении в нее элементов творческого мышления, но не о ее демонтаже во имя меркантильных выгод.

Ректоры вузов оказались в своем большинстве самыми ярыми противниками ВНО. Их аргументы сводятся к следующему: ВНО не дает возможности вузам отбирать именно своих студентов. В результате страдает качество образования и приходится отчислять немалое количество учащихся.

Но что они понимают под понятием «свои студенты»? Не те ли дети родителей, готовых на инвестирование приемной комиссии и ректората взятками во имя высшего образования своего чада?

Очевидно, что контролировать процесс поступления в нескольких тысячах вузах практически нереально. Наличие собственных правил игры в виде своих правил поступления способствует созданию неравенства возможностей. Поскольку экзамены готовят преподаватели вузов, создаются лазейки для утечки информации особенно заинтересованным лицам, готовым заплатить за это удовольствие. Ректора и прочие участники вступительной кампании также не всегда способны удержаться от искушения улучшить свое материальное положение.

Сфальсифицировать результаты письменных вступительных экзаменов не составляет большого труда, а устные также страдают большой долей субъективизма в оценке знаний и характере задаваемых вопросов.

Кроме того, с целью так называемой подготовки к учебе в высшей школе, ряд вузов создали подготовительные факультеты, курсы и даже целые учебные заведения. Теперь же потребность в них отпала. И это правильно, поскольку наличие подобного рода учреждений ставит абитуриентов в неравные условия, ограничивая свободу выбора. И как поступать ученику, если он проживает далеко от места расположения вуза?

О том, что ВНО является одной из самых удачных (хотя фактически единственной) реформ, свидетельствуют цифры. По данным исследований фонда «Демократические инициативы», в 2008 году 78,5% школьников полностью или частично доверяли результатам внешнего оценивания, а в 2009 году этот показатель вырос до 82,9%. Среди родителей абитуриентов процент доверия составляет 77,8%. Не доверяли тестированию лишь 5% прошлогодних выпускников.

Сравним эти цифры с периодом до ВНО, когда свыше 72% студентов были уверены, что система поступления в вузы коррумпирована, и когда около 70% признались, что в той или иной степени были задействованы в коррупционных схемах поступления. Факты говорят сами за себя.

Поэтому попытка нивелировать определяющую роль ВНО вместо его усовершенствования является серьезной ошибкой действующей власти и поспособствует расширению взяточничества в образовательной сфере на всех уровнях.