Призраки конца света
19.04.2010 10:18
Свой первый удар извержение нанесло по авиационному сообщению, парализовав его от Лондона до самого Киева. Однако это не единственная угроза, которую несет миру ярость подземных недр...

Возможно, некоторые из вас, услышав новость о приближении облака вулканического пепла, с любопытством выглянули в окно. Может быть, кто-то даже принял за него обыкновенную дождевую тучу. Но поверьте, шансов воочию узреть ползущую на вас клубящуюся тьму, как в фильме «2012», у вас не было никаких. Извергающийся в Исландии Эйяфьятлаёкюдль отнюдь не супервулкан, и находится он в нескольких тысячах километрах от Украины.

Проведем нехитрый познавательный опыт: разожжем небольшой костер и бросим в него старый ботинок. Это будет наш импровизированный вулкан. Внимательно наблюдаем за дымом: он поднимается над костром густыми черными клубами, но затем они расширяются, уносятся в сторону ветром, становятся все реже и реже, сереют, пока не исчезают вообще... А теперь затушите костер, а то соседи будут кричать!

Точно так же ведут себя и облака вулканического пепла. Сначала из них выпадают на землю самые крупные и тяжелые частицы, засыпая территорию вокруг вулкана. Выше поднимаются мельчайший песок и пыль, которые подхватываются воздушными потоками и могут летать в небе месяцами, даже годами. Так как они забираются на высоту в несколько километров, выше дождевых и снеговых облаков, то можете не надеяться, что первые же осадки вернут их на землю!

Плотность вулканической завесы зависит от нескольких факторов: количества выброшенного пепла, расстояния от кратера и особенностей погоды. Облака от извержения Тамбора (1815 год, Индонезия) окутали почти невидимой для глаза легкой пеленой весь земной шар. Когда 73 тысячи лет назад извергался супервулкан на острове Тоба, то на всей планете день превратился в сумерки. Однако Эйяфьятлаёкюдль (кто его только так назвал?!) является «обычным», сравнительно небольшим вулканом. Пока что он «коптит» довольно умеренно, поэтому уже над Европой дымный шлейф «размазывается» циклонами и исчезает для невооруженного взгляда. Концентрация частиц вулканического облака над Германией, Польшей и уж тем более над Украиной пока что настолько незначительна, что вы просто ничего не заметите. Поверьте, смоги над нашими промышленными городами на порядок плотнее!

Тем не менее, этого уже хватило для того, чтобы авиационное сообщение над Западной Европы было приостановлено. Тысячи людей застряли в аэропортах Британии и скандинавских стран, не имея возможности вернуться домой, а у некоторых уже истек срок визы. Соответственно, в других странах отменили рейсы в направлении опасной зоны. Правда, опасна она пока лишь условно.

Действительно, лететь через облако вулканического пепла куда более рискованно, чем через грозовой фронт. Ведь даже молнии в нём гораздо мощнее и бьют куда чаще – благодаря колоссальной «статике», создаваемой мириадами трущихся друг об друга пылинок. А ведь они также трутся и об летящий сквозь них самолет, придавая ему такой заряд статического электричества, что порою его крылья начинают светиться т.н. «огнями святого Эльма». Нарушается связь, могут выйти из строя приборы.

Но это полбеды. Самым уязвимым в такой ситуации является турбореактивный двигатель (и турбовинтовой тоже), который в наши дни стоит на всех пассажирских лайнерах. Сначала частицы облака влетают в заборный компрессор, воздействуя на его лопасти, как пескоструйная установка. Затем, попадая в зону сгорания топлива, они плавятся и налипают на турбину двигателя. Кроме того, мельчайшая пыль набивается в каждую щель, превращает смазку в абразивную пасту. При полете через достаточно плотное облако двигатели могут выйти из строя и даже загореться.

Подобные случаи происходили в 1982 году над Индонезией и в 1989 году в небе над Аляской, и тогда лишь чудо спасло от крушения аэробусы Боинг-747. Плотность пепловой тучи тогда была столь значительной, что она содрала краску с обшивки и отшлифовала лобовое стекло кабины до матовой пелены!

Так что реактивная авиация является первой и самой уязвимой жертвой вулканов. Парочка хороших извержений – и миру придется надолго забыть о возможности переноситься с одного конца мира на другой за считанные часы. Самым быстрым транспортом останутся скоростные поезда и легкомоторные самолеты.

Однако пока что тревога оказалась несколько ложной. Плотность вулканического облака над Западной Европой настолько мала, что самолеты могут летать без особого риска. Просто износ их двигателей будет проходить гораздо быстрее, и их придется чаще осматривать и чистить. Видимо, авиакомпании сочли, что это обойдется им куда дороже, чем временная приостановка рейсов. Вот только насколько временная?

После волны первой паники большинство аэропортов снова заработали, получив достоверную информацию о состоянии воздушного пространства. Но вулкан Эйяфьятлаёкюдль продолжает усердно пыхтеть, и ученые не обещают, что в ближайшее время он успокоится. Он «спал» с 1821 года и за это время, наверное, успел поднакопить немало силенок. Тем более, что Исландия стоит прямо на Срединно-Атлантическом хребте, являющемся местом разлома континентальных плит, так что потенциал земных недр там неисчерпаем. Если извержение продолжится еще месяц и более, а ветры продолжат дуть на Восток, то концентрация вулканической пыли в воздухе увеличится, и тогда рейсы придется отменять снова, и уже надолго.

Но ученых больше беспокоит не судьба авиации, а будущее европейского климата. Как известно, поднятая в небо пыль становится на пути солнечных лучей, снижая не только освещенность, но и идущее к земной поверхности тепло. Отсюда и известное всем понятие «ядерной зимы». Однако зима может быть и вулканической. Извержение супервулкана Тоба привело к оледенению планеты, и тогда предки человека чуть не погибли. Извержения Тамбора привел к холодному и голодному лету 1916 года – с заморозками и без урожая. Даже относительно умеренные извержения вулканов в XX веке снижали среднюю температуру на 0,5 - 0,7 градуса. Вроде бы немного, но это означало похолодания в некоторых регионах со всеми вытекающими последствиями.

Тут мнение специалистов разделилось. Оптимисты уверены, что вулканическое облако Эйяфьятлаёкюдля осядет через несколько месяцев, и ничего не произойдет. Пессимисты считают, что еще рано командовать отбой и основные неприятности впереди. Особенно плохо то, что извержение пришлось на весну, когда погода и без того очень нестабильна: то обдаст теплом приближающегося лета, а то накатит холод прошедшей зимы. В такой ситуации достаточно небольшого вмешательства, чтобы хрупкое равновесие нарушилось. Никакого ледникового периода, конечно, не будет, но вот парочка внеплановых заморозков или легкий снег в мае могут отрицательно сказаться на урожае фруктов. А потом это отрицательно скажется на их цене и наших кошельках.

Но в целом причин для серьезного беспокойства нет, так что не нужно паковать «тревожные чемоданы» и строить спасательные ковчеги. Хотя некоторое беспокойство на душе всё же осталось. Что-то слишком уж часто в последнее время происходят разные катаклизмы: то цунами, то мощнейшие землетрясения, теперь вот вулкан. Словно и правда планета начала свою разминку перед обещанным концом света в 2012 году.

И хотя извержение Эйяфьятлаёкюдль можно назвать лишь учебной тревогой, оно показало всю уязвимость современной технологической цивилизации. Если двести лет назад «вулканическая зима» лишь заставила людей сократить свой рацион и подбросить пару лишних поленьев в очаг, то сегодня легкая пелена пыли парализовала воздушное сообщение в Европе. А если «бабахнет» по-настоящему?