Дело гражданки Тимошенко
13.05.2010 07:03
...еще пять лет назад.

Как пишет «Сегодня», речь идет о возбужденном 20 мая 2004 года уголовном деле о попытке дачи взятки судьям Верховного суда за освобождение из-под стражи родственников Юлии Тимошенко. Тогда помощник Тимошенко Владимир Боровко обратился в ГПУ с заявлением о том, что лидер БЮТ дала ему 125 тысяч долларов для передачи судьям, которые должны были за это вынести решение об освобождении из СИЗО бывших руководителей корпорации ЕЭСУ. Кроме того, Боровко предоставил Генпрокуратуре видеозапись своего разговора с Тимошенко на эту тему. Сама она отрицала факт такого разговора, называла это фальсификацией властей, однако тогдашняя экспертиза подтвердила подлинность видеозаписи. 10 июня 2004 года ГПУ сделала представление в Раду, но парламент отказал в снятии депутатской неприкосновенности с Тимошенко. А в 2005-м, после прихода к власти Виктора Ющенко и самой Тимошенко, дело было закрыто.

Тимошенко убеждена: вызов ее в Генпрокуратуру – прямое указание Президента Януковича.

Почему же именно сейчас главе БЮТ припомнили старые грехи и, главное, с какой целью это делается, мы поинтересовались у наших экспертов.

Главному советнику главы МВД Константину Стогнию не так важен политический подтекст ситуации вокруг Тимошенко и ГПУ, как соответствие букве закона. Для него главное, чтобы система правосудия работала надлежащим образом, а перед Фемидой равны были абсолютно все – от дворника до Президента.

«Раньше были какие-то политические ограничения: во-первых, премьер-министр, во-вторых, она формировала силовиков по своему усмотрению, и министру внутренних дел разрешалось все – даже пьянки в аэропорту во время служебной командировки. Я себе представить такого не могу, чтобы такое было при покойном Кравченко! И тем не менее, это даже не получило должного осуждения. Поэтому чтобы люди, которые пользовались такой лояльностью, вели качественно дела, это было, наверно, нереально. Хочется надеяться, что сейчас будет объективность. Это не дело милиции, поэтому я комментирую в данном случае как журналист, а не представитель МВД. Это дело Генпрокуратуры, и ее пресс-служба должна дать официальную оценку. Но у меня такая версия, что сейчас воплощается принцип, что все равны перед законом – тот девиз, за который всегда ратовала демократическая коалиция. Ну наконец-то, слава богу, наступило такое равенство. Но, конечно, существует определенный политический окрас. Если бы не знали о злоупотреблениях, а тут вдруг выплыло какое-то дело, притянутое за уши, – тогда да. Но основной принцип правоохранительной деятельности – это неотвратимость наказания», - настаивает Константин.

Позицию Стогния разделяет глава Парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Анатолий Гриценко. По его словам, принцип генералиссимуса Франко «Друзьям – все, врагам – закон» не приемлем для современной Украины. Именно поэтому Гаранту следует «использовать по назначению» правоохранительные органы, а не превращать ГПУ, СБУ и МВД в цепных псов власти.

«Есть принципиальный подход: либо закон применяется ко всем, независимо от партийного окраса, либо он применяется избирательно. Если он будет применяться новой властью избирательно в отношении неугодных, тогда это будет очень большая проблема, - предупреждает политик. - Тогда не будет доверия к закону и правоохранительной системе. И тогда власть должна понимать, что когда-то она сама станет оппозицией и может нарваться на то же самое. Поэтому я советовал бы Януковичу, который сейчас взял под свой контроль не только правоохранительные органы, но и судебные, обеспечить не избирательное применение закона, а применение закона во всех случаях, без исключения, там, где он нарушается».

Зато министр образования и науки Украины Дмитрий Табачник очень удивится, если Леди Ю не примерит образ невинной жертвы политических репрессий, как это было еще при Кучме. Однако подобный цирк, по мнению Табачника, не должен мешать привлечению человека к ответственности за его финансовые преступления.

«Правительство Тимошенко оставило такое колоссальное количество финансовых нарушений и прямых злоупотреблений, что рано или поздно при любом последующем правительстве должна была состояться ревизия всех этих «финансовых чудес». У нас, к сожалению, есть такая традиция, когда люди, нарушающие закон и совершающие финансовые злоупотребления, когда их призывают к ответу, у них всегда большой соблазн объяснить все это политической борьбой, хотя на самом деле любая финансовая деятельность должна находиться под контролем финансовых органов и правоохранительных», - убежден министр.

«На мой взгляд, таким путем ведется борьба с оппозицией», - спешит переубедить Табачника представитель фракции БЮТ Дмитрий Ветвицкий. Без политики здесь точно не обошлось. Ведь неспроста главного оппозиционера страны вызывают в Генпрокуратуру именно в тот день, когда в Украину приезжает президент РФ Дмитрий Медведев... Что ни говори, а методы борьбы с оппозицией Янукович явно перенял у своего «наставника» Кучмы.

«Речь идет о довольно старых делах, которые уже рассматривались и по которым уже давно прошли сроки. Думаю, что здесь достаточно много политики. Вызов в Генпрокуратуру совпадает с визитом президента России – 17 мая, - подчеркнул бютовец. - На сегодняшний день Тимошенко поручит заниматься этим делом своим адвокатам. Если это дело уже рассматривалось и было закрыто в суде, то, наверно, адвокаты будут доказывать правомерность решения суда. А во фракции переживают по этому поводу и считают, что это возвращаются методы борьбы с оппозицией, которые были 5 лет назад».

У Юлии Владимировны скелетов в шкафу достаточно, чтобы «закрыть» ее до конца дней. Известный адвокат Татьяна Монтян как никто другой знает, о чем говорит. Юрист убеждена: разве что явка с повинной и возврат награбленного за годы правления облегчило бы судьбу экс-премьера.

«Я думаю, что регионалы посмотрели, приведет ли она народ под Верховную Раду, поняли, что она четко стремится в маргинес, поняли, что самое время, и решили, что пора ее раскулачивать. Пусть вернет награбленное, в конце концов! А под каким предлогом – это уже вопрос десятый. И если понадобится, откроют еще десяток новых дел, не за что, что ли?» - задается вопросом Татьяна.