Семья Гамбино: прошлое и настоящее
17.05.2010 11:20
...когда мафия для определенных слоев населения заменяла официальную власть, прошло немало лет. С тех пор мафиозные семьи растеряли как поддержку населения, так и свое влияние в политических кругах и правоохранительных органах.

Мафиозный клан, который впоследствии получил название «семья Гамбино», появился в начале XX века в Нью-Йорке. Преступная группировка была в первую очередь хорошо известна благодаря связям с так называемой «Корпорацией убийств» (Murder, Inc.), которая за определенную плату устраняла людей по указанию своих клиентов. Одним из руководителей «Корпорации» был Альберт Анастазиа, известный как Безумный шляпник. Он же был функционером будущего клана Гамбино и возглавлял его с 1951 по 1957 год.

После смерти Анастазиа (его убили в 1957 году в парикмахерской) место руководителя клана занял один из его заместителей Карло Гамбино. Есть версии, что новоявленный босс был причастен к убийству своего бывшего начальника. С приходом Гамбино наступила новая эпоха в жизни преступных сообществ Нью-Йорка. Именно при нем клан стал одной из самых могущественных семей не только в крупнейшем городе США, но и во всей Америке.

Важным эпизодом правления Гамбино стала сорвавшаяся попытка покушения на него, которую организовала семья Бонанно. Джозеф «Банановый Джо» Бонанно (послуживший, кстати, прообразом Вито Корлеоне, героя произведения Марио Пьюзо «Крестный отец» и одноименного фильма Френсиса Форда Копполы) планировал убить Гамбино и лидеров других мафиозных семей. Однако информация о его намерениях просочилась к соперникам и стала причиной так называемой «Банановой войны» между мафиозными кланами на улицах Нью-Йорка. Война продолжалась два года и позволила семье Гамбино существенно укрепить свои позиции.

Карло Гамбино умер в 1976 году в Нью-Йорке от сердечного приступа, когда смотрел игру New York Yankees. Дон Карло к тому времени понемногу отходил от дел. На одной из последних фотографий он запечатлен с приподнятой к затылку шляпой, с которой он смотрится как безобидный пожилой человек, а совсем не как один из самых могущественных гангстеров в истории Америки. В последние годы Гамбино контролировал практически всю организованную преступность в Нью-Йорке и вел дела во многих других штатах.

Со следующим примечательным боссом семьи Гамбино, Джоном «Тефлоновым доном» Готти, связан один из самых драматичных периодов в истории мафиозного клана, завершившийся тем, что преступный синдикат попал под пристальное внимание агентов ФБР и подвергся многочисленным арестам.

Джон Готти возглавил семью Гамбино в 1985 году и, в отличие от всех своих предшественников и коллег по мафиозному цеху, никогда не скрывал связей с организованной преступностью, а в какой-то степени даже кичился ими. Готти шикарно одевался, не отказывался от общения с прессой и пускал журналистов на порог своего дома. Его часто видели в обществе известных мафиози, с которыми он мог обсуждать деловые вопросы в публичных местах.

Еще одной чертой «Тефлонового дона», за которую он и получил свое прозвище, было умение ускользать из рук правосудия. Его трижды судили и трижды не признавали виновным, после чего Джон Готти почувствовал себя практически неуязвимым. Кто именно в конце концов «сдал» одного из самых влиятельных и одиозных мафиози, неизвестно, однако наверняка не без помощи близких к Готти лиц ФБР удалось установить прослушку в одном из домов в нью-йоркском районе Маленькая Италия, где регулярно встречались члены клана Гамбино. В записанной на пленку беседе Готти очень нелицеприятно отозвался о ряде своих соратников, за что и поплатился – они встали на сторону ФБР и помогли арестовать «Тефлонового дона».

В 1992 году Готти был приговорен к пожизненному заключению, а спустя десять лет скончался в тюрьме от рака. Долгое время он руководил деятельностью семьи из тюрьмы с помощью своего сына Джона Готти-младшего (его также зовут «Тефлоновым доном» за умение уходить от суда). Ближе к концу жизни Готти-старшего полиция ограничила его контакты с внешним миром, и власть пошла по рукам. К началу 2000-х все родственники Готти оказались за решеткой или отошли от дел, и эпоха этого семейства в мафиозном мире Нью-Йорка закончилась.

Но не закончилась борьба правоохранительных органов против некогда могущественной мафиозной семьи. С отходом Готти от дел кланом Гамбино руководили одновременно несколько мафиози, что не самым лучшим образом сказалось на обстановке в семье. Последовали многочисленные аресты сторонников клана, а в 2008 году ФБР провернула самую масштабную спецоперацию в отношении Гамбино, которая получила название «Старый мост». В ходе операции были задержаны 54 мафиози. Среди них оказалось практически все руководство мафиозного клана, в очередной раз обезглавленного властями.

После операции «Старый мост» руководством делами семьи Гамбино занялись уличные «капо» (руководители отрядов рядовых членов мафии) Даниэль Марино, Бартоломью Вернас и Джон Гамбино, дальний родственник того самого Карло Гамбино.

20 апреля Марино, который являлся формальным лидером клана, был арестован вместе с 13 другими мафиози. Арестованы за различные характерные для организованной преступности правонарушения Онофрио Модика, Томас Орефиче, Доминик ди Фиоре, Энтони Манцелла, Майкл Скотто, Майкл Скарпачи, Томас Скарпачи, Дэвид Эйслер, Сальваторе Борджа, Стив Майюрро, Кит Делиталия, Сюзанна Порчелли и Энтони Веккьоне. Все они заявили о своей невиновности.

Новое дело в отношении членов клана Гамбино достаточно необычно – помимо традиционных убийств, вымогательств, подкупов, торговли наркотиками и организации подпольных игорных заведений, мафиози обвиняют в организации проституции с участием несовершеннолетних девушек. Для мафиозного клана, известного своими строгими этическими правилами (долгое время Гамбино не занимались торговлей наркотиками, так как считали это «грязным» бизнесом), это является чем-то из ряда вон выходящим.

По версии следствия, клан Гамбино с 2008 по 2009 годы поставлял девушек (одной из них, в частности, было всего 15 лет) для клиентов подпольных покерных клубов. Также мафиози вербовали девушек в стрип-клубах, рекламировали их по Интернету, а потом сопровождали до «клиентов» и отбирали часть выручки, то есть, по сути, исполняли роль сутенеров, что в криминальном мире считается отнюдь не престижным занятием.

История семьи Гамбино показывает, насколько устарела фраза «мафия бессмертна». Очень даже смертна, и можно не сомневаться, что большинству из арестованных мафиози не удастся, как в прежние времена, подкупить присяжных и выйти на свободу из зала суда героями. Сейчас против них играет не только закон, некогда работавший так, как того хотелось мафии, но и общественное мнение – обычные сутенеры не пользуются у обывателей популярностью, в отличие от гангстеров времен Карло Гамбино. Да и сложно как-то поверить в опасность преступной группировки, состояние дел которой подробно описано даже в «Википедии».

Тем не менее, во главе клана Гамбино после многолетнего перерыва опять появился человек по фамилии Гамбино, которая уже однажды принесла успех легендарной семье. По данным ФБР, в его распоряжении остается около 200 человек и обширные связи в преступном мире.