Эхо грядущей войны
09.06.2010 10:02
...поднялась сразу в двух горячих точках планеты – в Корее и на Ближнем Востоке. И в обоих случаях поводом для обострения стали потопленные корабли.

38-я параллель

Если кто-то скажет вам, что Корейская война закончилась полвека назад, не верьте ему! Официально между КНДР и Южной Кореей действует всего лишь соглашение о прекращении огня, подписанное 27 июля 1953 года. Причем подписали его только «коммунисты» (северяне) и объединенные войска ООН (под руководством США), южане же наотрез отказались – видимо, преисполненные воинственной праведности. Так что формально война между двумя Кореями всё еще не окончена, и все эти десятилетия обе стороны усердно готовились к новым сражениям.

И не только готовились, но и засылали друг к другу шпионов, диверсантов, а порою и немножко постреливали в противника. Однако всё это носило характер «мелких инцидентов», которые не влияли на процесс политического примирения, двигавшийся очень медленно, но всё же уверенно. До недавнего времени…

26 марта этого года произошел весьма громкий и загадочный инцидент: в результате взрыва затонул южнокорейский корвет «Чхонан». 46 членов экипажа погибли, еще несколько десятков получили ранения. Не успели, как говорится, справить поминки, как Южная Корея (при поддержке США) заявила, что это дело рук северян. Дескать, корвет был торпедирован подводной лодкой КНДР.

Ситуация резко накалялась. Южане пригрозили «собрать факты» и отправить их в ООН – для ужесточения международных санкций против КНДР. Северяне в ответ заявили, что в долгу не останутся и возобновят военные действия, если их державу чучхе попытаться удушить блокадой. Чтобы никто не подумал, что это лишь своеобразный северокорейский юмор, 25 мая вождь Ким Чен Ир приказал привести Вооруженные силы в полную боевую готовность. Следующий шаг сделали уже Соединенные Штаты: министр обороны Роберт Гейтс пообещал, что в ближайшее время американские войска проведут в регионе совместные маневры со своими южнокорейскими союзниками. Так сказать, чтобы поддержать их дух и продемонстрировать КНДР решительность «мирового сообщества».

А если во время этих учений волной накроется еще один корабль, тем более американский? Ситуация явно накаляется, и вероятность возобновления Корейской войны стала высока как никогда. Но война – это не тропический шторм, она не начинается просто так. Если пушки начинают стрелять – значит это кому-то нужно. Вот и возникает вопрос – а нужна ли кому-то эта война?

Может быть, Северной Корее? Да, полвека эта страна жила стремлением максимально укрепить свою оборону. И хотя в бытовом отношении северокорейцы чрезвычайно бедны, это отнюдь не значит, что они только ходят строем и поют патриотические песни. Население КНДР чрезвычайно трудолюбиво и вкалывает буквально за чашку риса и комнату в тамошнем убогом варианте «хрущевок». И хотя они не построили себе просторные дома, не запустили массовый выпуск автомобилей и бытовой техники, не покрыли страну теплицами с фруктами, за эти годы они своими руками создали громадный военно-промышленный комплекс и построили титанические оборонительные сооружения. КНДР до сих пор выпускает пленочные кинокамеры и допотопные грузовики, но зато с нуля создала атомную энергетику и ядерное оружие (о чем Украина может только мечтать). Северокорейцы не имеют личных мобильных телефонов, но КНДР единственная страна в мире со 100% сотовым покрытием (используемым властями и военными).

Такая вот страна контрастов, напоминающая военную часть советских времен, в которой население, словно срочники-духи, лишены всего личного имущества и находятся под неустанным контролем начальства. Действительно огромный военный лагерь.

Однако было бы напрасно утверждать, что северокорейским вождям нравится руководить нищим народом. Отнюдь! Дело в ином: тамошняя «элита» больше всего страшится потерять власть, поскольку результатом этого может стать её изгнание (в лучшем случае). Да и куда бежать? Поэтому пойти по пути «советских реформ» руководство КНДР не желает. Другое дело – пример Китая. Думается, что именно путь Поднебесной и хотел бы повторить Пхеньян. Снять санкции, получить доступ к новым технологиям и возможности свободно торговать своей продукцией – с того и жить. А для этого ему требуется не война, не обострение отношений с «мировым сообществом», а как раз наоборот.

Но и идти навстречу Америке с поднятыми руками, словно Горбачев, северокорейские вожди не хотят – кому охота на старости рекламировать пиццу! Вот и размахивают своими неуклюжими ракетами, словно малолетний карапуз, палкой отгоняющий хулиганов. К сожалению, с подачи США, такая твердая позиция КНДР привела к тому, что санкции против неё лишь усиливаются.

Не нужна война и Южной Корее. Возможно, полвека назад она бы и бросилась, не раздумывая, в бой, однако с тех пор её экономическое положение серьезно изменилось. Теперь это страна высоких технологий, с которых она и живет. Понятно, что боевые действия просто отбросят её обратно в каменный век. Оно им надо?

Остаются только Соединенные Штаты, питающие особую неприязнь к своему бывшему противнику. Что интересно, по мнению кубинского лидера Фиделя Кастро, именно американцы могли устроить провокацию с южнокорейским корветом. Можно даже сказать, что это вполне в стиле Вашингтона, поскольку именно потопление кораблей (а также другие «теракты») он неоднократно использовал как предлог для начала своих войн.

Что же, можно взять версию старика Фиделя за основу. Вот только трудно сказать, чего именно добиваются в этом случае американцы? Заметим, что южнокорейцы, которые фактически являются военными и политическими сателлитами США (то есть не станут ничего предпринимать без консультации с Большим Белым Боссом), грозились только ужесточением санкций против своих соседей. То есть эта провокация (если это провокация) могла преследовать сугубо «мирную» цель: сорвать процесс «реабилитации» КНДР перед мировым сообществом, ужесточить осаду упрямой крепости, в корне не допустить в Северной Корее «китайского варианта».

Однако нельзя отрицать и того, что Америке сейчас нужна именно новая война. США вообще всегда хорошо поднимались на войнах, для их экономики они были чем-то вроде оздоровительной процедуры. А ведь мировой кризис, начавшийся именно в Штатах, там до сих пор так и не преодолен! И хотя в последнее время в качестве новой мишени для локальной войны называли Иран (как регион, удаленный от основных экономических центров планеты), возможно, что Корейский полуостров мог быть выбран в качестве запасного варианта...

Салам, Израиль!

Но пока мир с интересом наблюдал развитие событий на Дальнем Востоке, неожиданный конфликт вспыхнул на Востоке Ближнем. И там всё тоже началось с инцидента на море. В ночь на 31 мая несколько судов турецкой организации «Движение за свободный Сектор Газы» вместе с правозащитниками из других стран, в рамках политической акции «Флотилия свободы» по прорыву блокады этого региона, приблизились к израильским берегам.

Закончилось это «правозащитное» мероприятие весьма плачевно: сделав предупреждение нарушителям, израильские военные взяли суда на абордаж, а затем началось побоище. По версии выживших участников акции – без всяких причин, израильтяне же заявили, что это «правозащитники» первыми набросились на них с дрекольем. Как бы там ни было, но 9 человек были убиты и еще 31 получил ранение.

Как и следовало ожидать, происшествие вызвало широкий резонанс в исламском мире. Прошли шумные манифестации с потрясанием кулаками и сжиганием израильских флагов, в том числе в Азербайджане (где буянили активисты партии «Мусават»). В Баку даже создали какой-то «антисионистский комитет». Оригинально отличился Египет, где суд постановил лишать гражданства мужчин, женатых на израильтянках. Даже в некоторых странах Европы на уровне самодеятельности группы людей пытались выразить свой протест действиям Израиля: в Швеции грузчики объявили бойкот израильскому транспорту, а во Франции сеть кинотеатров сняла с проката израильский фильм.

Одновременно с этим на сторону евреев встали политики и журналисты США и ряда европейских стран, которые считают этот инцидент провокацией исламистов. Соответственно, заявляя, что действия Израиля были совершенно обоснованы, а вот те, кто раскручивает из этого скандал, просто антисемиты и пособники международного терроризма. Словом, как это всегда бывало в случаях конфликта между евреями и мусульманами, мир разделился.

Но на этот раз конфликт зашел слишком далеко, потому что его непосредственным фигурантом является Турция. Потомки суровых янычар не ограничились одними общественными протестами. На официальном уровне Турция потребовала от Израиля извинений (разумеется, не получила), а затем отношения между странами начали стремительно накаляться. Даже пошел слух, что турецкая армия срочно меняет все шифры и коды, что обычно делают накануне войны. К счастью, пока что это был только слух.

Тем не менее, турецкий премьер Таип Эрдоган стал лично раскручивать антиизраильскую кампанию. И даже пообещал, что следующий рейс «Флотилии свободы» он возглавит сам. А это уже серьезно!

Для многих конфликт между Турцией и Израилем стал полной неожиданностью, поскольку до сих пор эти страны были в некотором роде почти союзниками. Турция является членом НАТО, никогда не поддерживала исламские антиизраильские коалиции, зато выступала на стороне США и Израиля в войнах с Ираком. Это была её официальная позиция, которая теперь резко изменилась.

Причиной этого называют политические процессы внутри самой Турции, где всё больший политический вес набирают исламисты. Сразу после начала второй Иракской войны там резко усилились антиамериканские настроения. Так, к примеру, фильм «Долина волков» прошел в турецких кинотеатрах на ура, причем публика восторженно аплодировала и улюлюкала, когда на экране «мочили» американских солдат. Понятно, что такие настроения не могли зацепить и самого ближайшего союзника США на Ближнем Востоке, то есть Израиль. Тем более, что к нему у исламистов и так есть свои счеты.

Поэтому с политической точки зрения поведение Эрдогана вполне понятно – он просто идет навстречу настроениям избирателей. Хотя следует признать, что последние его шаги весьма радикальны, поскольку меняют сложившуюся расстановку сил на Ближнем Востоке не в пользу США. Вряд ли это просто опрометчивое решение, возможно, Турция действительно решила несколько изменить свой внешнеполитический курс. Как минимум – демонстративно выйти из «сферы влияния США». Вот куда она пойдет дальше, это вопрос. Может быть, начнет сближаться со «Старой Европой» (несмотря на то, что в ЕС её так и не принимают), а может быть попытается побороться за региональное лидерство в исламском мире. По крайней мере, турецкая армия является там одной из сильнейших (уступая только ядерному Пакистану), да и экономика у них тоже весьма развита.

Вопрос в другом – будет ли война, и если будет, то между кем? Представить военный конфликт между Турцией и Израилем очень трудно, даже несмотря на их нынешний скандал. По меньшей мере, этому помешает членство Турции в НАТО и союзнические отношения Израиля с США. Однако ситуация на Востоке более сложная, и турецко-израильский скандал может быть только частью общей картины.

Например, есть версия, что США пытаются втянуть Турцию в войну с Иракским Курдистаном (которому покровительствуют американцы). Всё очень просто: Вашингтону нужна война, у него есть несколько вариантов различных конфликтов, в том числе и этот, и он активно провоцирует все, а там уж какой получится. Соответственно, Турция делает ответный маневр, вступая в политический конфликт с самым ценным союзником Америки на Ближнем Востоке. Так сказать, в качестве предупреждения.

Есть вариант и войны с Ираном, которая для Турции не несет никакой выгоды, зато ее отрицательно воспримут турецкие мусульмане. А вот помимо США в ней заинтересован тот же Израиль – и снова мы приходим к версии «турецкого предупреждения».

Хуже всего то, что нынешняя неопределенность и кажущаяся бессмысленность войны напоминают ситуацию лета 1914 года в Европе, когда немцы ездили отдыхать во Францию, русские гостили в Австрии, политики и ученые собирались на конгрессы, а простой народ валил на международные ярмарки и спортивные чемпионаты. Мир казался таким незыблемым, что в начале прошлого века ряд стран (в том числе Германия) даже начали сокращать военные расходы и численность своих армий. А австрийский ультиматум Сербии выглядел какой-то опрометчивой политической глупостью...