За что в «Борисполе» немецкого грантоеда повязали?
30.06.2010 12:17
...Немецкого Фонда Конрада Аденауэра Нико Ланге.

В комментарии УНИАН немецкий эксперт рассказал, что уже 3,5 года работает в представительстве Фонда Аденауэра в Киеве и на момент визита в Украину его документы были в порядке. «Мне не объясняют причины, по которым меня не впускают, и обещают вернуть обратно. Я не понимаю, в чем дело», - пояснил Ланге.

Сотрудники «Борисполя» задержали руководителя украинского представительства фонда Конрада Аденауэра в субботу, 26 июня, около 14:00, а отпустили лишь около 00:30 воскресенья, 27 июня. Представитель фонда отметил, что проблему удалось решить благодаря содействию посольств Германии и Бельгии. При этом, по его словам, украинская сторона назвала инцидент недоразумением.

Стоит отметить, что несколькими неделями раньше Фонд Конрада Аденауэра в целом негативно оценил первые 100 дней президентства Виктора Януковича. Могла ли политика стать причиной задержания Нико Ланге в аэропорту «Борисполь», мы поинтересовались у независимых экспертов.

По мнению директора Международного института демократии Сергея Тарана, задержание Ланге вряд ли связано с оценкой Фонда Конрада Аденауэра первой «стодневки» Януковича. Так, если бы г-н Ланге позволил себе высказывания, направленные на политическую дестабилизацию и нарушение территориальной целостности Украины, ситуация была бы очевидна. В данном же случае речь идет о чьем-то желании нарушить процесс евроинтеграции Украины.

«Если верить в то, что здесь замешана политика, то это выглядит слишком неуклюже со стороны тех, кто его задерживал, потому что на самом деле он же не представляет политическую партию. Он является экспертом, а для экспертов свойственно оценивать действия как своего правительства, так и других. Если бы речь шла о политике, который подвергал бы сомнению территориальную целостность Украины или призывал к насильственному свержению украинского строя, тогда бы это было более-менее понятно. Поэтому мне кажется, что здесь не столько политика, а здесь ключевое слово – провокация, которая имеет своей целью ухудшить украинско-европейские отношения и, прежде всего, сорвать намерения власти подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом и, в частности, о безвизовом режиме с ЕС», – считает Таран.

«Такие вещи были на Украине 15 лет назад, когда боролись с Рухом и зарубежными фондами. И тогда это рассматривалось как нейтрализация западного влияния», – вспоминает пережитки «холодной войны» руководитель социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. Он сомневается в том, что немецкого эксперта заподозрили в шпионаже, однако не исключает, что СБУ таким образом реализует свой план по борьбе с нежелательными советчиками Украины в государственных вопросах. А с учетом небольшого срока правления новой власти, было бы неразумно начинать охоту на ведьм подобными методами.

«Наверно, вспомнили старые методы, и это попытка разорвать отношения между различными отрядами оппозиции и западными демократическими фондами. Я не думаю, что это связано со шпионажем или что это месть Нико Ланге как автору доклада, где есть критические ноты в отношении сегодняшней власти. Эта власть не такая глупая, чтобы обижаться за первые 100 дней, – подчеркнул эксперт. – Они, может, и составляют себе списки врагов народа, но не до такой степени, чтобы расправляться с ними в первые 100 дней, тем более с иностранцем. Скорее всего, это общий поворот милиции и спецслужб в сторону борьбы с врагами и нейтрализации внешнего влияния на Украину. СБУ уже объявила западные спецслужбы главным объектом своей деятельности».

Одно из двух: либо СБУ решила весьма нелепо и непрофессионально заработать симпатию Президента и главы Кабмина, либо кто-то умышленно спровоцировал инцидент, едва не повлекший за собой международный скандал. С какой целью? По словам политтехнолога Дениса Богуша, Германия на сегодняшний день является одним из крупнейших деловых партнеров Украины. Выходит, недоброжелатели предприняли попытку испортить отношения Януковича с немецким лидером.

«Здесь может быть 2 момента. Первое – это глупость СБУ и попытка сделать себе позитивный имидж в глазах Януковича и Азарова. Второй момент – это реальная подстава для Януковича, потому как этот фонд имеет отношение к Ангеле Меркель (Фонд Конрада Аденауэра был создан Христианско-демократическим союзом – правящей партией во главе с Ангелой Меркель. – Авт.), и сейчас фонд является одним из организаторов поездки Януковича в Германию. И самое главное, что Германия фактически является крупным инвестором прямых иностранных инвестиций, и это очень сильный удар по инвестиционному имиджу. И теперь, чтобы вырулить ситуацию, нужно провести очень много серьезных инвестиционных мероприятий. Это очень нехорошая ситуация для международного сообщества. И это очень сильный удар по имиджу нашего государства. Спецслужбы никогда не действуют самостоятельно, а только с санкции или руководителя спецслужб, или руководителя государства. Если наше руководство сможет правильно вырулить эту ситуацию (хотя это очень сложно), то тогда мы сможем с Германией – самым крупным инвестором в Украину – наладить отношения. Если нет – то это очень сильный удар по имиджу страны, это удар по нематериальным активам, которые в будущем могли бы прийти в виде различной помощи, программ и т.д.», – негодует Богуш.

Если при Ющенко персонами нон грата становились россияне, то теперь с приходом Януковича прорваться в Украину будет нелегко представителям США и Западной Европы. И все же журналист Алексей Мустафин не считает, что с подобными «традициями» следует мириться. Мировая общественность не настолько близорука, чтобы не замечать, а заметив – спускать с рук внешнеполитическую предвзятость нашей власти.

«Все предыдущие случаи недопуска в страну и депортации так или иначе были связаны с политикой. Может быть, не в плане глобального противостояния неких групп во власти, но тем не менее, это было связано с политикой. Это касалось как украинцев, так и иностранных представителей экспертной среды. При одной власти у нас задерживали тех, кто Запад представляет, при другой – россиян записывали в черные списки. Это в традициях украинской политики. Но, как правило, подобные инциденты заканчивались не слишком хорошо для их инициаторов», – подчеркнул Мустафин.

А вот народный депутат от Партии регионов Анатолий Кинах инцидент с задержанием представителя Фонда Конрада Аденауэра списывает на неслаженность в работе милиции и СБУ. Ни о каких подозрениях в шпионаже и политических преследованиях не может быть и речи, ведь на носу визит Януковича в Германию, не говоря уже о тесном сотрудничестве обеих стран в ряде сфер. Именно поэтому Президенту следует объяснить главам спецслужб, как их подчиненные должны себя вести с немецкими экспертами.

«Это эпизод, который случился в связи с явными проблемами в координированности действий спецслужб и правоохранительных органов. И очень надеюсь, что такие эпизоды больше повторяться не будут, особенно учитывая тот факт, что этот фонд очень тесно сотрудничает с Украиной. Германия является нашим очень серьезным стратегическим, экономическим, инвестиционным партнером. Сегодня Украина готовит соглашение об ассоциации, включая условия свободной торговли с ЕС, а удельное место Германии в политике ЕС, и не только, общеизвестно. Поэтому нам крайне важно налаживать долгосрочные эффективные формы равноправного сотрудничества с Германией. Очень хотелось бы, чтобы этот неприятный эпизод был исчерпан. И сегодня всем надо сосредоточиться на подготовке визита Президента Украины Виктора Януковича в Германию, учитывая, что у нас существует очень большой потенциал для экономического сотрудничества, особенно в вопросах модернизации экономики Украины, в вопросах привлечения для этого инвестиций. Я уверен, что Президент на своем уровне сделал соответствующие выводы и принял меры, чтобы подобные факты больше не повторялись», – выразил надежду представитель пропрезидентской политсилы.

Как и Мустафин, отдать должное Ющенко и Ко считает нужным директор Украинского филиала института стран СНГ Владимир Корнилов. Ведь именно при оранжевой власти начались игры в «пущу – не пущу», однако теперь СБУ переключилась с граждан РФ на западных политиков, экспертов и журналистов. Дурной пример заразителен, но это не избавляет нынешнюю власть от ответственности за инцидент с Ланге.

«Я так и не понял, появились ли какие-то внятные объяснения от самой СБУ, кроме конспирологических теорий насчет того, что кто-то как-то внес фамилию Ланге куда-то. Нас так долго уверяли, что у нас отсутствуют «черные списки» персон нон грата, но тем не менее в эти списки кто-то умудряется кого-то вносить, не спрашивая саму Службу безопасности Украины. А это более чем странно. На самом деле я считаю, что это, скорее всего, рецидив известного всем позорного явления, которое с легкой руки Бориса Тарасюка и Виктора Ющенко было внедрено в украинскую практику в 2006 году, когда российских, не угодных украинской власти, политиков, журналистов, политологов стали пачками вносить в эти самые пресловутые «черные списки» персон нон грата. Теперь ничего не изменилось. Теперь СБУ делает все то же самое в отношении иностранных граждан, критикующих уже нынешнюю власть. Но, как мы понимаем, больше ее критикуют уже политики, политологи, журналисты с Запада, чем из России. Соответственно, можно предположить, что Ланге стал жертвой той практики, которую вели Виктор Ющенко и Борис Тарасюк, ну и, конечно, господин Наливайченко», – рассказал корреспонденту From-UA Корнилов.