Война у границ. Киевское время. Начало Большого футбола
16.07.2010 10:00
СПЕЦПРОЕКТ «УКРАИНА. НАША ЭРА. 1991-2011»





Время - киевское



Неудержимое стремление быть независимой от России во всем привело Украину к решению отделиться от неё не только географически, но и во времени. Первая такая попытка была осуществлена летом 1990 года, когда УССР, вместе с Белоруссией, Молдавией и Грузией, упразднили на своей территории т.н. «декретное время», в течение шестидесяти лет опережавшее «поясное» на один час.

Промышленные регионы Восточной Украины находились примерно на одной долготе с Москвой, поэтому не испытывали никаких неудобств, живя по кремлевским курантам. Однако западные области, присоединенные уже позже, отставали от него на целый час. Когда Луганск уже окутывала тьма, во Львове солнце еще висело над горизонтом – и это была ощутимая разница, что и стало формальным поводом для отмены советского «декретного времени». Хотя, конечно, главная причина была политической: национал-патриоты хотели жить не по московским и даже не по донбасским, а по львовским солнечным часам, благоразумно назвав их «киевским временем».




Первый блин вышел не просто комом: решение Киева исполнили не все, на Юго-Востоке многие учреждения продолжали жить по московскому времени. Образовалась путаница в расписании межреспубликанских поездов – и растерянные пассажиры бегали от перрона к справочному окошку и обратно, пытаясь выяснить, когда же прибудет их состав и не уехал ли он без них еще час назад. Хаос усилили решения московских властей: сначала 31 марта 1991 года «декретное» время было упразднено и в России, а затем 19 января 1992 года оно вновь вернулось. При этом еще каждое новоявленное государство раздумывало, переводить ли ему часы на «летнее время» - кто-то это делал, кто-то нет.

Прекратить эти беспорядочные путешествия во времени могло только законодательное утверждение нового хронометража, обязательное к исполнению для всех. Чем и занялись в первую очередь все постсоветские республики. Украина подтвердила свою позицию жить по времени второго часового пояса (+2 к Гринвичу) без всяких «декретных» бонусов, и 20 марта Кабинет министров принял соответствующее постановление № 139-92 «Про порядок обчислення часу на території України». Таким образом, между нами и Россией возникла еще одна граница – во времени, к которой еще долго пытались привыкнуть телезрители, смотрящие программы «Останкино» и РТР.


Важнейшим из искусств является футбол!



В 1992 году независимая Украина впервые провела свой независимый чемпионат по футболу. Этот вид спорта в Советской Украине был популярен как ни один другой. Сотни тысяч трудящихся регулярно исходили на крик на трибунах стадионов, а во время важных соревнований почти вся страна приникала к голубым экранам в сладком эмоциональном напряжении. Поэтому необходимость проведения собственного спортивного зрелища не оспаривалась никем, тем более что украинская футбольная школа была традиционно на высоком уровне, и развивать независимый футбол действительно было из кого.

На первом чемпионате произошло неожиданное и символичное: жарким июньским днем в финальном матче, который проходил в «Пьемонте независимости» - Львове, команда «бунтующего Крыма», «Таврия», победила несомненного фаворита – киевский клуб «Динамо».

Больше таких неожиданностей страна не знала: с тех пор чемпионами Украины становились неизменно гиганты - либо «Динамо» (Киев), либо «Шахтер» (Донецк).

Футбол в то время был еще просто любимым спортом миллионов граждан, а не большим бизнесом и большой политикой, каким он стал вскоре. Пока еще все было скромно и душевно. Лишь позднее болельщики с трудом привыкали к таким новым для них явлениям, как продажа любимых игроков за рубеж, миллионеры во главе футбольных клубов и баснословные гонорары звезд большой арены.


Земля и воля



Как большевистское правление начиналось с Декрета о Земле, так и Украина уходила в независимое плаванье, вооружившись новым Земельным кодексом. По сути это был первый этап намеченной радикальной реформы – переход сельского хозяйства на капиталистические рельсы. Сразу рубануть колхозы под корень не хватало духу, потому добрые хозяева решили рубить верному старому псу хвост по частям.

Начало реформ, разумеется, предварили моральной подготовкой в СМИ о том, что колхозы и совхозы являются пережитком тоталитарного прошлого и по определению не в состоянии накормить страну. Тезис иллюстрировала байка о 3 миллионах американских фермеров, держащих на своих могучих плечах весь агропром США, от пуза кормящих свою страну и полмира.






То, что коллективные хозяйства Советской Украины в последние годы стабильно снимали с полей 50 и более млн. тонн зерновых, считалось унизительно мало. К тому же полагалось, что хлеборобы Украины тяжко маются под колхозным ярмом, спят и видят, когда им объявят вольную и они запануют на своих наделах на зависть американским и западноевропейским земледельцам.

Колхозы и совхозы дружно сменили вывеску на КСП (коллективное сельскохозяйственное предприятие). Почти 28 млн. гектаров сельскохозяйственных земель, или почти половина всего земельного фонда Украины, перешли из государственной в коллективную собственность.

Второй этап реформы - получение членами КСП сертификатов на право на земельную часть (пай), намечался осуществить следом за сменой формы собственности. Но к распаиванию земель КСП вплотную подступили только через пару лет. А пока в результате начавшейся чехарды со сменной собственника на землю сельское хозяйство Украины начало стремительно деградировать.

Уже с 1994 года, когда во всю ширь проявились последствия реформ, с полей стали собирать урожаи в 1,5-2 раза меньшие, чем в 1990 году. В среднем в 1994-2000 годы собирали по 28 млн. тонн зерна.


Мятежный полуостров



5 мая Верховный Совет Крыма принял «Акт о провозглашении государственной самостоятельности Республики». Он провозглашал автономный полуостров независимым государством - разумеется, выходящим из состава Украины. На следующий день крымский парламент принял собственную Конституцию, а на 2 августа был назначен референдум, на котором граждане должны были подтвердить или оспорить решение своих властей. Словом, крымчане пошли по тому же самому сценарию, по которому за год до этого действовал парламент самой УССР.

Но если Союз был упразднен без всякого сопротивления, в дружественной обстановке беловежской сауны, то инициативу крымчан встретили в Киеве в штыки и тут же назвали сепаратизмом. Те, кто еще недавно разваливал СССР, теперь был убежденным державником – и поднялся на защиту «территориальной целостности».

Между Киевом и Симферополем возник конфликт – к счастью, только политический и кулуарный. До сих пор неизвестно, какие именно аргументы украинской власти стали решающими. Тогда называли различные способы усмирения взбунтовавшегося полуострова, вплоть до перекрытия канала, снабжающего его водой. Говорили и о том, что «незалежному» Крыму могут устроить гражданскую войну, используя в ней как третью силу возвращающееся на родину татарское население. Но, по слухам, главную роль сыграла дружеская договоренность президентов Кравчука и Ельцина. Крым мог надеяться только на поддержку России – как только стало известно, что рассчитывать на это не стоит, дальнейшие попытки «сепаратизма» не имели смысла.

Уже 21 мая, по настоянию Киева, власти полуострова отменили «Акт» и проведение референдума, а затем внесли изменения в основной закон Крыма, который остался в составе Украины, довольствуясь лишь статусом автономной республики.


Приднестровская война



19 июня 1992 года в городе Бендеры, в непосредственной близости от украинской границы, произошло вооруженное столкновение, ставшее началом Приднестровско-молдавской войны. Ему предшествовали два года острого противоборства между Молдовой и провозглашенной в сентябре 1990 года Приднестровской Молдавской республикой (ПМР). Причиной раскола была внутренняя политика Кишинева: пришедшие к власти националисты взяли курс на тотальную насильственную «румынизацию» республики, немедленно вызвавшую резкую реакцию Приднестровского региона с русскоязычным населением.

Настоящей войной это можно было назвать с большой натяжкой. С обеих сторон в ней участвовали в основном силы МВД, местные волонтеры и добровольцы из других стран: румыны (на стороне Молдовы), российские казаки и украинские националисты из УНА-УНСО (на стороне ПМР). Боевая техника ограничивалась несколькими танками и БТР, обшитыми листовым железом грузовиками и самодельными ракетными «самоходками». Тем не менее, в длившихся около месяца боях погибло несколько сот человек, включая мирных жителей, многих подвергли насилию и грабежу.

Несмотря на то, что власти ПМР рассматривали разные варианты своего будущего, не исключая прошения о вхождении в состав Украины, официальный Киев занял в этом вопросе сначала строго нейтральную, а затем промолдавскую позицию, сформулированную не без давления со стороны украинских «руховцев», которые считали, что ПМР является одним из «проектов Кремля по расколу молодых независимых государств». Такая позиция национал-демократов вызвала негативную реакцию со стороны УНА-УНСО, приведшую к расколу среди украинских правых.

Ну а пока власти Украины выжидали, в события вмешалась российская (бывшая советская) 14-я армия под командованием генерала Лебедя, дислоцированная в Приднестровье, которая довольно быстро вынудила стороны к перемирию, переведя Приднестровский конфликт в политическую фазу, длящуюся до сих пор.






Маски-шоу в большом эфире



В марте 1992 Украину и сопредельные страны порвал новый телевизионный проект, подаренный каналом РТР, под названием «Маски-шоу». Юмористический телесериал в стиле немого кино был снят силами одноименного одесского коллектива, созданного еще в 1984 году, но до этих пор не известного широкому зрителю.

Бытовые сценки в стиле пантомимы, насыщенные простым и доходчивым юмором, яркие типажи, жизненные ситуации снискали «Маскам-шоу» заслуженную славу. Руководитель коллектива и режиссер Георгий Делиев и фронтмэн Борис Барский вскоре стали звездами, заслуженными, а с 2009 года и народными артистами Украины.

За без малого двадцать лет было снято 95 серий «Маски-шоу», проект обошел почти все ведущие российские телеканалы, включая ОРТ (Первый российский). «Маски-шоу» обогатили украинскую и российскую эстраду целой плеядой талантливых комиков, а общественный сленг – синонимом нового явления: операции по захвату чего-либо бойцами спецподразделения в шапочках во все лицо и с прорезью для глаз.


Церковь с национальным лицом



В 1992 году продолжала раскручиваться спираль церковного раскола. 31 марта - 5 апреля на Архиерейском Соборе РПЦ в Москве Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) был подвергнут осуждению за немонашеский образ жизни; с него было взято клятвенное обещание уйти в отставку.

Но, вернувшись в Киев, Филарет объявил пастве, что «побывал на Голгофе», что московские попы принудили его поклясться на кресте отойти от дел. И так как присяга было вынужденной, а потому неискренней, то он вправе изменить ей.

Видя, что Филарет совсем отбился от рук, Архиерейский Собор УПЦ 27 мая в Харькове «низвергнул митрополита Филарета из сущего сана, лишив его всех степеней священства».

Но «низвергнутый» не унывал. В распоряжении у Филарета оказались все фонды УПЦ, которые он отказался передать новому предстоятелю УПЦ Митрополиту Владимиру.

Филарета поддержали президент Кравчук и национал-демократические депутаты Верховной Рады, и 25 июня он собирает в своей резиденции объединительный «Всеукраинский Православный Собор» с целью объединения УПЦ и Украинской Автокефальной Церкви.

Собравшиеся не решились выбрать Филарета, сомнительной репутации иерарха, главой новой «национальной» церкви, получившей название УПЦ Киевского Патриархата. Предстоятелем ее стал живший в США глава УАПЦ 94-летний Мстислав (Скрыпник), которому жить на тот момент оставалось меньше года. А для инициатора «высокого собрания» изобрели должность заместителя Патриарха. «С радостью сообщаем Вам, – рапортовал Филарет в обращении к президенту Кравчуку, – что сбылась мечта православного народа Украины… Отныне в Украине будет одна независимая украинская Православная Церковь, которая продолжит давние православные традиции Киевской Руси-Украины».




Увы, ни признания со стороны других православных церквей, ни даже единства Филарет не добился. Паства и клир, с недоверием относящиеся к своему бывшему предстоятелю и его конъюнктурным инициативам, ничего не имеющим общего с церковной жизнью, в основном не поддержали Филарета. Только в Западной Украине некоторая часть приходов перешла в УПЦ-КП. С той поры пошел гулять по Украине церковный раскол.


52 миллиона собственников



19 июня Верховной Радой был принят закон о приватизации жилья. Отныне стать счастливыми собственниками недвижимости могли не только владельцы дачных участков и загородных домов, но и те, кто проживал в отдельных квартирах. Для этого требовалось лишь воспользоваться специальным жилищным сертификатом, а за излишки жилой площади требовалось заплатить чисто символическую сумму.

Правда, с точки зрения логики приватизация квартиры выглядела курьезом: фактически человек становился обладателем лишь нескольких десятков кубометров воздушного пространства. Пол, потолок, внешние стены, коммунальная инфраструктура были «общими» с его соседями. В отличие от Европы, где собственник владеет всем домом, украинец всего лишь получал право свободного обмена и продажи своей квартиры, сдачи её в аренду или превращения в магазин.

Но, несмотря на все недостатки программы приватизации жилья, она принесла немало полезных результатов. Был создан жилищный рынок, вобравший в себя значительную часть свободно вращающихся в стране финансовых средств. Нуждающиеся в деньгах могли теперь продать или заложить квартиру, нуждающиеся в жилье – купить её. А спустя несколько лет именно благодаря квартирам на первых этажах жилых зданий в наших городах появилось бесчисленное множество кафе, бутиков и мелких офисов.

Владимир Лановой. Уже в те далекие годы проницательные аналитики стали замечать, что независимая Украина поневоле копирует путь независимой России, только с явной задержкой и в несколько карикатурных формах. В Украине тоже не обошлось без поиска «отца украинских реформ». На роль «украинского Гайдара» пробовался отечественный «молодой лаборант» Владимир Лановой – 40-летний сотрудник Института экономики НАНУ, разработчик закона «Об экономической самостоятельности Украины». C июня 1991 по июль 1992 Владимир Тимофеевич был министром по вопросам собственности и предпринимательства, министром экономики, вице-премьер-министром. Тем не менее шоковая терапия этого периода более напоминала постепенное отрезание собачьего хвоста. Ланового не допустили до масштабных полномочий «красные директора», а вскоре и вовсе оттеснили от исполнительных рычагов. Тем не менее репутации «украинского Гайдара» Лановому хватило для занятия 4-го места в президентской гонке 1994 года и дальнейшей успешной карьеры эксперта и советника.


Звезда телевидения Украины



15 июня в Украине началась эра негосударственного телевидения. К десятилетиями привычному каналу ЦТ-1, который теперь принадлежал России, и ЦТ-2, на котором издавна транслировались местные телестудии, добавился новый канал – ICTV. Он стал плодом финансовых усилий американских телебизнесменов (компания «Стори Ферст»), моральных усилий украинской диаспоры и технических – Украинской державы (телерадиотрансляционный монополист – концерн РРТ).

Канал называл себя «Зіркою телебачення України», был подчеркнуто украиноязычным и показывал в числе других публицистическую передачу «Окно в Америку» с колоритным диаспорянином в качестве ведущего. Там же появились первые зарубежные фильмы с украинской озвучкой и дубляжом.

К концу десятилетия идейные установки, которые были положены в основу создания «оранжевого» (по цвету оформления!) телеканала, потонули в вихре бурного развития отечественного телерынка, и американские инвесторы вышли из проекта. С 2000 года «Зірка телебачення України», в которой от прежней остался лишь оранжевый цвет, сияет в медиа-короне зятя Леонида Кучмы миллиардера Виктора Пинчука.

В продолжении читайте: Малиновые пиджаки. Русинский сепаратизм. Первое явление Кучмы
Николай Ефименко
Сергей Кутовой