Улыбнитесь, вас снимает милицейская камера!
02.08.2010 13:09
В пресс-службе Министерства пояснили, что такие меры позволят контролировать законность действий сотрудников милиции.

С помощью видеокамер события, которые происходят в помещениях милицейских отделений, будут фиксироваться в круглосуточном режиме и проверяться соответствующими службами ведомства. Также с видеоматериалами смогут ознакомиться правозащитники, которые входят в состав Общественного совета МВД.

Мы поинтересовались у наших экспертов, повлияет ли оснащение отделений милиций камерами видеонаблюдения на качество работы сотрудников МВД и является ли подобное нововведение хорошей новостью для граждан.

Главный советник министра внутренних дел Константин Стогний уже сейчас может похвастаться первыми результатами оснащения стен отделений милиции «глазами». Так, в одном из крымских райотделов несколько сотрудников спецподразделения «Беркут» превысили полномочия по отношению к задержанным, за что и понесут наказание в ближайшее время. Видеозаписи смогут служить доказательством неправомерного поведения милиционеров, гарантируя гражданам если не защиту, то хотя бы уверенность в справедливом расследовании нарушений.

«Было открытие территориального отделения милиции в Киеве недалеко от Крещатика, там все буквально напичкано камерами на входе, во всех помещениях, в коридоре. Во всех райотделах командование получило приказ, чтобы максимально сделать доступ камер наблюдения везде, где были задержанные. Мы просматриваем это видео, и правозащитники имеют право включаться в эту работу и тоже смотреть. Уже есть первые результаты, – делится информацией Стогний. – В Крыму представители МВД начали смотреть одно такое видео, и сейчас возбуждены уголовные дела по трем статьям против сотрудников «Беркута», которые били людей. Дела переданы в прокуратуру, и в ближайшее время будет принято решение об аресте или задержании. Эти камеры уже сейчас дают результаты, чтобы все было максимально прозрачно в труднодоступных районах. Так что теперь не людям надо доказывать, что их били, а сотрудникам милиции, которые себя неадекватно вели. Теперь они оказываются в невыгодном положении, а у граждан есть доказательства того, как к ним относились в райотделе».

Пока одни недобросовестные милиционеры выбивают признания из задержанных, другие набивают свои карманы деньгами благодаря четко налаженным коррупционным схемам в структуре МВД. По словам музыканта Павла Гудимова, в мировой практике уже давно ведется оснащение камерами внутреннего наблюдения не только зданий полиции, но и других госучреждений. И даже если в Украине подобный контроль не искоренит коррупцию в органах, он как минимум создаст более жесткие условия для финансовых преступлений.

«Мне кажется, что это интересная тема. Я знаю, что это не только украинская практика, такое есть в мире – слежение камеры, которая устанавливается в государственной организации и различных службах и записывает весь рабочий процесс. Таким образом идет четкое отслеживание каких-то моментов, связанных с коррупцией и т.д. В Украине, где коррупция стала таким же реальным явлением, как гастрономия или психиатрия. Все уже смирились с тем, что коррупция существует как составляющая общества. Конечно же, коррупция не прекратится из-за камер слежения, если люди не перестанут давать. Любая инновация, которая не противоречит правам человека, это нормально», – считает Павел.

Если утыкать отделение милиции камерами, это не защитит людей от возможной угрозы со стороны милиционеров, т.к. работа аппаратуры будет зависеть исключительно от желания сотрудников МВД... По мнению лидера женского движения FEMEN Анны Гуцол, близкие люди задержанных имеют полное право видеть, в каких условиях те пребывают. Работа милиционеров должна в буквальном смысле быть прозрачной – камеры предварительного заключения следует строить из прозрачного материала, что даст возможность видеть происходящее в них не только милиционерам.

«Я думаю, что они в любой момент могут их включать и выключать. Лучше было бы, если бы камеры были стеклянные и выходили на улицу, чтобы близкие и знакомые видели, что там происходит. Особенно камеры предварительного и ночного задержания, потому что непонятно, что там происходит, что делают с людьми. А камеры наблюдения выходят непосредственно в холл дежурной части, и все это видят те же дежурные милиционеры, их друзья, которые могут что-то сделать в камерах. С другой стороны, это хорошо, если бы следили, чтобы человек в камере с собой ничего не сделал. Но не более», – подчеркивает Гуцол.

«Это вряд ли на что-то повлияет, поскольку наиболее лживая часть общества – это как раз сотрудники МВД. И я думаю, им ничего не стоит обмануть и камеры внутреннего наблюдения», – непреклонен лидер партии «Братство» Дмитрий Корчинский. По словам политика, менты без проблем могут избить человека в недоступном для объектива месте. Так что помимо неоправданных расходов подобное нововведение ни к чему не приведет.

«Это лишние расходы. В некоторых районных управлениях внутренних дел были камеры внутреннего наблюдения, но граждан били в тех помещениях, где их не было», – рассказал Корчинский.

Представитель фракции НУ-НС Геннадий Москаль тоже не верит в добросовестное отношение сотрудников МВД к казенному оборудованию. Да и зарплата, которую получают в милиции, не способствует тому, чтобы человек был готов постоянно находиться под наблюдением. Посему министру Анатолию Могилеву следует заняться бюджетным финансированием районных отделений милиции сел и ПГТ, где блюстители порядка вынуждены работать в нищенских условиях, а не играть в шпионов.

«Камеры можно поставить, но милиционеры не дурные. Они завтра их пооткручивают, позалепляют жвачками. Я видел такое в полиции других стран, так они говорят, что не успевают менять стекла на камерах. Ну, кто будет работать под видеонаблюдением? Это фантазии Могилева. Или он в детстве Жюля Верна начитался или еще кого-то, – хватается за голову нардеп. – Кто за 1300 гривен будет дорожить этой работой? Завтра они все выйдут из строя и перестанут функционировать. Там работают оперативники, они попридумывают такое, что камера будет снимать в обратную сторону. Это не реформа, а трата времени. Сегодня в райотделах пишут на старых пишущих машинках «Москва», я лично видел. Может, еще со спутника будут вести наблюдение? Пусть поедут в глубинку в райотдел и посмотрят: уазики, оставленные то ли румынскими отступающими, то ли советскими наступающими войсками. Могилев делает меседжи, которые вызывают смех и недоумение».