Триединая Русь по-зюгановски
18.08.2010 12:45
...его отъезда восвояси долго рассуждать будут отечественные политологи и депутаты, либо сами депутаты с политологами (определенного политического спектра, конечно же) не дождутся даже формального повода, а сами перейдут в словестное наступление в стиле «Чего это он сюда приехал?», припомнив какие-то бывшие «грехи» гостя страны. В последнем случае с визитом в Крым лидера российских коммунистов Геннадия Зюганова имеем первый вариант.

Руководитель КПРФ не стал искать обтекаемых формулировок для воплощения своих мыслей и заявил «по-пролетарски» – в лоб: «Наша общая трагедия, что в 1991 году мы не уберегли единую страну. Для меня русские – это великороссы, малороссы и белороссы. «Воссоединение и взаимодействие России, Украины и Беларуси для меня является главной стратегической задачей». Проще и понятнее некуда.

Зюганов обрисовал мрачные перспективы политического будущего трех государств в случае дальнейшего их раздельного существования. По его мнению, даже крупнейшая из них, Россия, потеряет свое геополитическое значение и превратится в «обслугу» более могущественных держав, не говоря уже об Украине и Беларуси. В то же время, отметил глава КПРФ, вместе три страны будут иметь колоссальный экономический и политический потенциал и станут субъектами, а не объектами мировой истории ХХІ века.

Кто-то сомневается в том, что подобные заявления могут пройти незамеченными в Украине, да еще и сказанные на ее территории? Вопрос риторический. Но прежде, чем в СМИ хлынула волна возмущенных комментариев правых, право-центристов и прочих поборников методов «запретить» и «занонгратить», мы решили узнать мнение о заявлениях Зюганова тех, кого можно назвать экспертами в своей отрасли – украинской политике. И в разнообразии их мыслей попытаться уловить ту самую истину, которой априори не бывает в огульно-фанатичных комментариях ярковыраженных адептов определенной идеологии.

Если политик что-то говорит, первое, что необходимо сделать, прежде чем воспринимать его слова всерьез, – это посмотреть на календарь: а скоро ли выборы? «Я думаю, что Зюганов играет и на собственный интерес, потому что в России не за горами выборы в Госдуму», – отмечает украинский политолог Владимир Фесенко.

По его мнению, лидер КПРФ «обрабатывает» ту часть избирателей, которая ориентирована на Россию, но не столько хочет реинкарнации СССР, сколько союзного государства славянских народов.

Что касается реализации идей Зюганова, то в этом вопросе Фесенко очень осторожен.

«Как показал опыт, от озвучивания идеи до ее воплощения дистанция не просто очень большая, она очень ухабистая, а сам процесс очень болезненный. И конфликтов, и противоречий на этом пути гораздо больше, чем стимулов к объединению», – предупредил он.

Заявление лидера КПРФ интересное, но требует серьезного обсуждения, а не политической трескотни. «Как правило, об этом сразу начинают говорить люди из противоположного лагеря. Начинают говорить, что это никому не нужно. Т.е. это тема, которая требует другой ситуации, другого обсуждения», – утверждает руководитель социологической компании «Research & Branding Group» Евгений Копатько.

Эксперт уверен, что если заявление привлекло внимание и пользуется поддержкой части украинского общества, то оно имеет полное право на существование. «Я знаю, что значительная часть украинского общества является сторонником союза России, Украины и Белоруссии», – подчеркнул он.

Украинский коммунист Спиридон Килинкаров отмечает, что идея объединения восточнославянских государств далеко не новая – ее предложил еще Ленин, однако весьма актуальна в нынешних реалиях.

«Это не идея прошлого, а идея будущего. Поэтому реализация этой идеи сегодня востребована. Я думаю, что она абсолютна реальна, и по мере того, как будет накрывать волна кризиса наши государства, для любого нормального человека будет очевидно, что сегодня малые государства в условиях кризиса переживают его гораздо сложнее, чем более мощные, сильные объединения», – считает он.

В качестве примера Килинкаров приводит Европейский Союз и отмечает, что у трех восточноевропейских государств оснований в виде общей истории, интересов, связи предприятий и людей для интеграции, как минимум, не меньше. А сделать это можно путем проведения соответствующего референдума в каждом из государств.

«Право любого народа – украинского, белорусского, российского – определиться, с кем и в каком формате мы можем сосуществовать и жить», – отметил нардеп от КПУ.

На ЕС равняется и известный украинский писатель Олесь Бузина.

«Я думаю, что действительно есть необходимость в объединении России, Украины и Белоруссии, создании общего экономического пространства по типу Евросоюза. Но этот союз должен быть равноправным, на основе взаимной выгоды, на основе оживления тех связей, которые были в СССР, потому что существовало единое экономическое пространство, и очень многие технологии взаимосвязаны», – отметил он.

Писатель считает, что в словах Зюганова на самом деле нет ничего оригинального: идею межгосударственного образования для восточных славян уже озвучивали ранее неоднократно. Более того, это уже своеобразный политический тренд.

«Несколько месяцев назад было заявление депутата Госдумы Федорова, который предлагал идею такого объединения со столицей в Киеве. Т.е. чтобы аналогом Брюсселя в Евросоюзе, как я понимаю, был Киев. Я думаю, что Зюганов держит нос по ветру и не хочет отступать от общих тенденций», – считает Бузина.

В том, что Зюганов держит нос по ветру, солидарен с Бузиной даже правый украинский политик Левко Лукьяненко. Лидер КПРФ – представитель московской политической элиты, а она, по мнению Лукьяненко, все спит и видит возрождение Российской империи с Украиной в своем составе.

«Закон, который позволяет президенту использовать Вооруженные силы РФ за рубежом, там, где есть угроза русскоязычному населению, – это имперское, захватническое положение, а оно сформулировано в их законе. Поэтому подобное заявление я рассматриваю как конкретный факт общей стратегии российской политической элиты, направленное на возвращение Украины по власть Москвы», – он.

Лукьяненко считает, что Украине в союзе с РФ делать нечего. «Россия – азиатская страна, и у них авторитарный режим был всегда, а иногда он превращался в прямой диктаторский, репрессивный режим. Демократии никогда за 500 лет в России не было, и все 500 лет она душила демократию и свободу других наций», – объяснил он.

Расслабиться и успокоиться советует Лукьяненко и его единомышленникам депутат Государственной Думы РФ Константин Затулин. «Эта идея слишком прекрасная, чтобы быть на сегодняшний день правдой в политическом смысле», – пояснил он.

Затулин считает, что во всех государствах у власти состоявшиеся политические элиты, которые не заинтересованы в том, чтобы терять часть своей власти ради соединения государств.

«И нужны очень веские аргументы или критическая ситуация, чтобы они качнулись в сторону создания полноценного союза трех государств или даже просто объединения трех государств в одно целое», – отметил российский депутат. И добавил, что поддерживать по сути Зюганов прав и поддерживать «в тонусе» эту идею нужно – на перспективу. Ведь что нереально сейчас может оказаться реальным позже, а почва должна быть готова…

О «почве» не думает «свободовец» Богдан Бенюк – он попросту считает идеи Зюганова фантастикой. «Коммунисты всегда были склонны к утопии», – отметил он. Поэтому объединение государств – это не более, чем плод воображения главного коммуниста России.

«Никакой угрозы подобные заявления не несут. Зюганов говорит одно, другие – другое. Пусть себе говорят», – спокоен Бенюк.

Приблизительно то же самое говорит эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев. «Зюганов достаточно часто выступал с подобными заявлениями, это часть его обычной риторики», – отметил он, добавив, что эта самая риторика довольно сложно соотносится с действительностью: например, в российско-белорусских отношениях надо говорить о прекращении информационной войны, а не об объединении.

«Вообще, когда мы анализируем заявления, связанные с возможной интеграцией постсоветских республик, а ныне независимых государств, мы не должны забывать, что с 1991 года главенствовал совершенно иной вектор, связанный с развалом СССР и всяческим разделением и противопоставлением наших государств. Поэтому создана колоссальная инерция. Далеко не все заинтересованы в интеграционных проектах. Поэтому говорить о том, что мы после очередного заявления создадим некое совместное государство – это, по меньшей мере, несерьезно», – отмечает Арешев.

Несерьезно, но правильно, считает эксперт-аналитик московского Института национальной стратегии Владимир Горюнов. Да еще как привлекательно: подключив к союзу Казахстан можно создать настоящую евразийскую альтернативу ЕС! Впрочем, помечтали – и хватит.

«Мне кажется, что все это на уровне риторики, и это предложение можно расценивать как благое пожелание, потому что никакого влияния ни на какую реальную политическую жизнь в стране Зюганов сейчас не имеет», – отметил эксперт.

Он уверен, что если бы не определенная часть политических элит, союз России с Беларусью уже стал бы реальностью. Но в нем оказались по-настоящему не заинтересованными ни в Москве, ни в Минске. О Киеве в такой ситуации и говорить не приходится.

«Поэтому в ближайшие годы это никоим образом не сможет реализоваться, пока не произойдет в определенной степени смена элит как в России, так и на Украине», – считает Горюнов.

Единство на самом деле в какой-то степени уже достигнуто. Например, наших политиков не разделяют границы в их устремлении нарисовать радужные картинки своим избирателям. Эксперты по большей части согласны: да, объединение усилий нескольких государств дало бы свой политический и экономический эффект. Но вот оно – опять единство: никто, ни в России, ни в Украине, всерьез в возможность объединения не верит. Нет, ну, может быть, потом когда-нибудь… Когда власть поменяется, катаклизмы грянут или рак свистнет – тогда да. А пока каждый будет потихоньку заниматься своим скромным делом, лишь мечтая о том, как бы хорошо было всем вместе.