Леонид Кучма: десять лет спустя
12.07.2004 08:45
… индивидуальной предвзятости можно и не разглядеть реальной роли конкретной личности на ход истории.

Леонид Данилович Кучма, чей 10-летний Президентский юбилей отмечался в субботу, 10 июля, в этом отношении – идеальный объект для анализа. Как политик в полном расцвете сил, который, несомненно, будет заметной фигурой на украинском горизонте и после окончания срока полномочий, глава государства Леонид Кучма интересен публике более, чем подзабытые герои прошлого. И вместе с тем солидный отрезок времени, связанный с его именем, стал уже достоянием истории и может рассматриваться с высоты современного положения.

Так чем же была для Украины «эпоха Кучмы», начавшаяся в июле 1994 года и чье формальное завершение намечено на конец 2004 года?

Если очистить фигуру второго Президента Украины от пропагандистской шелухи, которой украшали и украшают его как адепты, так и недоброжелатели, то Леонид Данилович провел страну через первый, наиболее сложный, этап строительства «развитого капитализма».

В Соединенных Штатах, например, этот период занял минимум 80 лет – с момента создания государства до гражданской войны. В Великобритании к этому шли несколько столетий до революции 1649 г. Во Франции – добрых сто лет, обозначенных тремя революциями. Украина же преодолела сложнейший этап социально-экономических преобразований за 10 лет, причем без кровопролитных войн между гражданами, погони за скальпами индейцев и даже без расстрела здания парламента из тяжелой бронетехники.

Поэтому повышенные требования к молодой украинской «буржуазной демократии» со стороны западных наблюдателей и их единомышленников внутри страны выглядят не слишком корректными. Как любит повторять Леонид Данилович, никто еще до нас не переходил от социализма к капитализму.

Украина до…

Для Украины, впервые образовавшейся как полноценное государство в 1991 году, не существовало альтернативы между социалистической и капиталистической моделями развития. Кризис социализма в СССР, ставший одним из факторов распада «единого и могучего» (наряду, разумеется, с изнурительной «холодной войной»), к моменту появления на карте государства Украина приобрел уже необратимые формы. Распад СССР вылился в потерю украинской экономикой наукоемких отраслей промышленности и, как следствие, потерю мировых рынков сбыта наиболее дорогой высокотехнологичной продукции.

Альянс национал-демократических революционеров и части бывшей партийно-хозяйственной номенклатуры подхватил руль новорожденного государства. Зарождение капиталистического общества сопровождалось неизбежным разрывом экономических связей, гиперинфляцией, безработицей, стремительной пролетаризацией социальных низов.

Однако бурные процессы «капитализации» вывели на авансцену новую силу, которая не могла рано или поздно стать доминирующей.

Украина при…

10 июля 1994 года Украина избрала второго Президента. Во втором туре президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Леонид Кучма получил 52% голосов, тогда как действующий Президент Леонид Кравчук – 45%. Леонид Данилович не имел в своем активе админресурса и поддержки популярных партий, не обладал внешностью Кеннеди и красноречием Жириновского, был мало известен в стране, придя на пост премьер-министра в качестве «темной лошадки».

И все же его победа была закономерной. Ибо молодой и рьяный класс «хозяев экономики» остро нуждался в стабильной и «своей» власти, способной создать условия для важнейшего таинства перехода от социализма к капитализму – раздела собственности.

Конечно, в образе Леонида Кучмы-1994 было много пиара. Лозунги ориентации на Россию и статуса русского языка, благодаря которым бывшего директора «Южмаша» на «ура» поддержали южные и восточные регионы страны, оказались явно неосуществимыми. Зато вспоминается другой, более актуальный в те времена слоган из листовок «оппозиционного кандидата» - «При Кучме твой завод заработает!».

Это произошло не так быстро, как обычно ожидают избиратели, только что поставившие галочку напротив фамилии своего кандидата. Однако именно запуск простаивающих предприятий, подъем производства и стали главными достижениями президентства Леонида Кучмы. Приватизация – болезненный для общества процесс, сопряженный с потерями для наиболее незащищенных слоев населения. Можно много дискутировать и насчет справедливости его результатов. Однако более опытные советчики так и не предложили идеального способа, как при первоначальном накоплении капитала обойтись без конфискации имущества казненных и гражданских «завоевательных» войн. Уже в том, что Украина обошлась без этого «опыта» сильных мира сего – заслуга государства и Леонида Кучмы как его главы.

В результате, как модно стало говорить в оппозиционных кругах, собственность сосредоточилась в руках «олигархов». На самом деле, в «эпоху Кучмы» в Украине вырос и окреп класс эффективных собственников, менеджеров высокого класса, благодаря которым завод того избирателя, который в отчаянии доверил свой голос Леониду Кучме в 1994 году, действительно заработал!

В Украине появилась национальная буржуазия, привязанная к средствам своего обогащения – заводам, фабрикам, шахтам, электосетям, находящимся в Украине. Завод не запакуешь в чемодан и не перечислишь на швейцарский счет. А потому украинская буржуазия – прагматична и… патриотична, поскольку вынуждена проявлять заботу не только о своем кошельке, но и о государстве, в котором этот кошелек находится.

Итогом первого этапа «капитализации» Украины, своего рода показателем эффективности работы Леонида Кучмы, стал экономический подъем, наиболее интенсивный в начале XXI века. Пор темпам роста ВВП Украина опережает не только братские республики СНГ, но и страны «старой» и «новой» Европы.

Однако к этому необходимо было прийти через небывалую централизацию власти и головокружительные зигзаги внешней политики. За все это Леониду Даниловичу досталось немало шишек. Тем не менее, сегодня это – живой опыт «построения капитализма в отдельно взятом осколке социалистической страны», который уже начал приносить первые положительные плоды.

Украина без…

Политик, сам почувствовавший приближающуюся смену эпох и принявший упреждающие меры, может смело причислять себя к гениальным. В Украине 2000 года таковых не оказалось. Поэтому процесс усиления власти и разгула «дикого капитализма» продолжался, ожидая естественной преграды, которая перенаправит его развитие в более конструктивное русло.

Такой плотиной стала попытка «бархатной» революции 2000 - 2001 гг., предпринятая той частью политэлиты, которая оказалась отодвинутой от рычагов влияния, при поддержке из Вашингтона, озабоченного возросшей самостоятельностью украинской буржуазии.

Однако главное, что впечатлило правящую команду – это уровень протестного настроения масс, которые завелись с полуоборота. И те потоки грязи, которые после шести лет президентства и триумфа на выборах-1999 пережил Леонид Кучма, были им трезво оценены и пошли на пользу.

Надо отдать должное, что довольно быстро, буквально отстреливаясь на ходу, национальная буржуазия поняла, что после раздела собственности нужно не только «рубить капусту», но и всерьез заниматься защитой своих приобретений. А для этого понадобилось создать сбалансированную систему власти, исключающую возможность диктата одной из политико-экономических групп, «случайно» захватившей высшую ступеньку управления, и озаботиться погашением протестного возбуждения масс. Иначе говоря, как и западные капиталисты, напуганные ужасами российской революции, пришли к понимаю того, что с народом и государством нужно щедро делиться доходами.

В результате правящая элита стала гибче, стала искренне хлопотать об эффективности государственного менеджмента, который ранее служил лишь задачам поддержания минимального порядка в стране, охваченной приватизацией. И Леонид Кучма стал законодателем новой моды. За последние три года он появлялся перед журналистами и на публике едва ли не больше, чем за предыдущие семь лет. Наконец, именно он взял на себя смелость предложить политическую реформу и сокращение полномочий Президента, не побоявшись столь кардинально поменять свою позицию и даже отказаться от своих прерогатив еще до окончания президентского срока.

Эти события развенчали выдуманную оппозицией сказку о «Кучме-диктаторе». Тем более, что диктатором Леонид Данилович никогда и не был. Все 10 лет он добросовестно трудился как менеджер, действующий в интересах национальной промышленной буржуазии. И хотя не всегда было заметно, что интересы экономических хозяев страны совпадают с интересами самой страны, тем не менее это именно так.

Украина после…

Сейчас уже только совсем забубенные головушки продолжают заученно твердить о «третьем сроке Кучмы». Правящая элита перестроилась в боевой порядок, научилась улаживать свои внутренние споры за «заводики» и «заказики» тихо и по-домашнему. Вся мощная команда украинской промбуржуазии добросовестно, как на себя, любимую, работает на единого кандидата – Виктора Януковича. Коалиционное правительство поднакопило плоды экономического роста страны и интенсивно подкармливает уже не столь возбужденный электорат.

Смена правящего фасада – и его главного действующего лица, и самой схемы управления и ответственности – должна логично обозначить смену эпохи. Строительство капитализма в Украине далеко не завершено. Но эпоха «дикого» капитализма однозначно закончилась. Дабы сохранить и приумножить свои приобретения, украинский капитал вынужден повернуться лицом к народу.

А Леонида Кучму можно сколь угодно критиковать за ошибки и просчеты, многие из которых он признал и сам. Но это все – тактика, которая имела значение на некий конкретный момент. С точки зрения истории, Леонид Данилович, как ее действующее лицо, ее орудие, действовал в рамках закономерного развития. И провел страну через тяжелейший период с ощутимыми, но в сравнении с мировым опытом – минимальными потерями.

Что ж до самого Президента, то он, в отличие от своего российского коллеги, не говорит «Я устал». На «заслуженном отдыхе» Леонид Кучма намеревается создать исследовательскую структуру и оказывать влияние на политику уже в качестве представителя «третьего сектора».

Однако до этого еще почти полгода напряженной работы. Так что – успехов вам, Леонид Данилович! И с юбилеем!