Жизнь после дефолта?
31.08.2010 13:42
...не российскую, а украинскую. Муссируемая аналитиками возможность суверенного дефолта Украины уже перешла из разряда устрашающей сплетни в самую что ни на есть реальную (и оттого еще более устрашающую) плоскость.

Вот и глава Министерства экономики Цушко во всеуслышание объявил, что констатировать дефолт правительству Азарова следовало бы сразу после начала работы минувшей весной. Мол, поработав несколько недель и увидев, в каком состоянии находится национальная экономика после предыдущего руководства страны, Кабмин вполне мог объявить и внутренний, и внешний дефолт. «И тогда народ бы понял, в какой мы яме», заключил министр.
Думается, что народу, в общем-то, все понятно и так.

Понятно, что украинские правительства не славятся как самые эффективные в мире. Довольно эффективно правительству Тимошенко удавалось разве что ползать на коленях с протянутой рукой, зная, что расплачиваться за взятое в долг придется уже не ему.

И понятно, что первое время правительство Азарова (и Цушко, раз уж он взвалил на себя роль оракула дефолта) могло валить все на предшественников – от экономических до экологических катастроф. Тем более что их у нас всегда хватает.

Только с каждой минутой на предшественников валить-то все тяжелее.

Для окончательного понимания картины происходящего уже при новом Кабмине достаточно привести лишь несколько цифр. Запланированный дефицит госбюджета в мае-июне был превышен многократно, и реальный его объем составлял 10 млрд гривен ежемесячно. Предполагается, что к концу года дефицит бюджета составит уже 100 млрд гривен. Кредиторская задолженность госучреждений выросла с начала года более чем в два раза и превысила 1,3 млрд грн. Объем невозмещенного экспортерам налога на добавленную стоимость приближается к 40 млрд. грн. Объем облигаций внутреннего госзайма увеличился на 43,4 % - почти до 72 млрд грн. А доля текущих расходов государственного бюджета превысила 98%. То есть, все средства идут на зарплаты и социальные выплаты, а денег на капитальные инвестиции в экономику и проведение реформ фактически нет.

Подытожить все эти достижения стоит прогнозом о том, что в следующем году, при сохранении имеющейся динамики роста задолженности, совокупный долг Украины может составить 80 миллиардов долларов. А уж шансы достичь экономической стабильности с таким грузом на шее, мягко говоря, невелики. Тем более что пик выплат Украины по международным кредитам как раз и приходится на 2011-2013 годы.

А ведь именно груз долгов и потянул Россию вниз в августе 1998-го.

Тогда, набрав кредитов, правительство Кириенко объявило банковский и суверенный дефолт, отказавшись платить по государственным краткосрочным облигациям. В результате чего российская экономика пережила клиническую смерть, рубль за считанные дни обесценился в четыре раза, а население РФ вспомнило, что такое массовая безработица, дефицит товаров и паника.

Близкие к полному отчаянию чувства испытывали и украинцы осенью 2008-го. Да, гривна тогда упала не в четыре раза, а всего лишь в полтора. Но ценой этого послужил старт наращивания огромной государственной задолженности. Которая в перспективе может привести к гораздо более мрачным результатам.

И это видят уже не только в украинском правительстве.

Известный российский экономист Михаил Хазин в знаменитом уже интервью радиостанции «Эхо Москвы» сказал, что украинцам необходимо готовиться к ухудшению уровня жизни в любом случае – в результате либо дефолта, либо в результате неких «радикальных действий правительства». По мнению Хазина, Украина сейчас переживает тот же этпа иллюзий, что и Россия двенадцать лет назад. «Мы были готовы любой ценой поддерживать жизненный уровень населения, несмотря на то что под это объективного ресурса нет. Украина сегодня находится в такой же ситуации», - сказал он, уточнив, что отягощают ситуацию огромные финансовые долги государства. Совет украинскому правительству у Хазина был один – смириться с реальностью: «Правительство должно сказать населению: ребята, жить будет сильно хуже, пенсии будут ниже. Руководство Украины ждут очень серьезные решения. По каким-то своим обязательствам можно объявить дефолт, сказать: мы не можем платить - все, точка».

Вот только платить всегда приходится. Бюджетные расходы – не те траты, на которые можно закрыть глаза, или которые можно незаметно оттянуть. Возвращение из 90-х годов многомесячных, а порой и многолетних, задержек зарплаты бюджетным работникам уж точно не останется незамеченным, да и толерантно относиться к нему общество не станет. Однако растущий дефицит бюджета ставит своевременность выплат - как и сам их факт - под сомнение. Удастся ли власти остановить бегущий вниз снежный ком, тянущий за собой всю страну – большой вопрос. Пока все выглядит так, что надеяться украинцам стоит не на профессионализм правительства, а на чудо. Чудо, конечно, экономическое.