И. Терещенко: «За полгода до Евро-2012 начнутся массовые убийства бездомных животных»
02.09.2010 11:45
...Евро-2012, как можно помочь волонтерам – об этом и многом другом в интервью From-UA рассказала президент Молодежной Лиги Защиты Животных (МЛЗЩ) Ирина Терещенко.

From-UA: – Как давно существует МЛЗЖ, и что стало основными целями для участников?

И. Терещенко: – Организация существует с 2005 года. Сначала мы были инициативной группой – мы помогали приюту. Зарегистрировались мы в 2006 году. Вначале люди пришли ради помощи конкретным животным. А уже через полгода после регистрации организации мы начали заниматься более глобальными вопросами: информационно-образовательная работа, работа с властями, борьба с жестоким обращением с животными, у нас есть несколько пилотных проектов.

From-UA: – Расскажите поподробнее о ваших акциях. Многим ли животным удается обрести дом благодаря этим акциям?

И. Терещенко: – С 2005 года мы проводим акцию «Найди друга». Раньше она проходила несколько раз в неделю, затем раз в неделю, а сейчас раз в один-два месяца. В последнее время мы проводим ее под аркой Дружбы народов в Киеве, это Европейская площадь, возле филармонии. Мы ставим палатку, привозим 5-10 животных. Это не приютские животные и не бездомные, а животные, которые находятся на кураторстве. Они все привитые, стерилизованные. Приходят люди, мы с ними общаемся. Если мы считаем, что этим людям можно отдавать животное, мы его отдаем. Обязательно подписываем договор и едем на место проверять. Мы стараемся отдавать животных в Киев, максимум в Киевскую область – туда, куда мы сможем подъехать, посмотреть, соответственно, стараемся разговаривать со всей семьей.

From-UA: – А в дальнейшем вы как-то проверяете?

И. Терещенко: – Да. У каждого животного есть куратор, временный хозяин. Отсюда и проблема, почему мы не можем заниматься большим количеством животных, потому что для этого должно быть большое количество людей. Есть люди, которые берут по 2-3 животных, а это уже очень сложно.

From-UA: – А каких животных люди чаще хотят приютить – щенков или более взрослых животных?

И. Терещенко: – Легче, конечно, пристроить щенков и котят. У нас вообще низкая культура содержания животных и тем более познания в области ухода за животными. Есть такой миф, что лучше взять маленького, вырастить с детства, потому что во взрослом возрасте он не будет слушаться и т.д. Мы людям объясняем, что это не всегда так. Когда ты берешь взрослое животное у нас, то мы можем все полностью рассказать о нем. Всегда есть возможность подобрать под себя животное: если ты спокойный – то более спокойного, если активный – то более активного. И не каждый человек имеет просто физическую возможность вырастить щенка или котенка. Мы помогаем людям выбрать животное. Есть люди, которые очень хотят взять животное, но по определенным причинам мы убеждаем людей, что сейчас не время. Мы никогда не пристраиваем животных на съемные квартиры. Если мы отдаем животных пожилым людям, то обязательно разговариваем с их детьми, и стараемся отдавать им животных тоже в возрасте, потому что мало ли что может случиться.

From-UA: – Помнится, вы сообщали, что в Бородянском приюте неизвестно куда подевались собаки. Вам удалось выяснить, в каком направлении вывезли животных?

И. Терещенко: – К сожалению, не удалось. Мы после этого в течение 4 месяцев пытались туда попасть под разными предлогами: и со СМИ приезжали, и на собрания, и сами приезжали. Нас туда пустили только один раз, и то случайно – потом этого человека уволили. Нам удалось часть животных снять на видеокамеру, фотокамеру. Мы потом по снимкам пытались восстановить наличие тех животных, там пропало более 150 животных. Из тех 150 мы нашли 30 по нашим фотографиям. Можно предположить, что еще 20 могло там быть, но 100 животных не было. Их просто усыпили. Причем не гуманно, потому что, чтобы усыпить гуманно, это тоже стоит не 5 копеек. Усыпили самыми дешевыми средствами типа дитилина: животное в мучениях умерло от удушья. У них есть крематорий, трупы они сжигают.

From-UA: – Много ли в вашей организации волонтеров? Чем они чаще всего помогают животным?

И. Терещенко: – Те животные, которые на попечительстве, это в основном животные бездомные, люди их подобрали просто на улице. С начала 2009 года у нас существует проект в Оболонском районе. Мы занимаемся стерилизацией животных в рамках городской программы. Она не работает, но мы показали, что если власть не работает, то это не значит, что ничего нельзя сделать. Мы своими силами взяли Оболонский район, начали с нескольких микрорайонов. Сами отлавливаем этих животных, везем их на стерилизацию. Клиники еще делают бесплатную стерилизацию. В разное время были разные квоты. Когда программа работала более-менее нормально, это было по 5 животных, потом одно животное. Ну и какую-то часть животных мы стерилизовали за свои деньги. Потом их содержим: построили 5 вольеров, ездим, за ними убираем.

From-UA: – Киевская городская программа по стерилизации животных, кажется, так и не возобновлена, как ваша организация пыталась повлиять на эту ситуацию?

И. Терещенко: – Мы с 2006 года очень плотно работаем с Киевской городской администрацией, со всеми коммунальными предприятиями, но с 2009 года с нами прекратили общаться. И вот только буквально 2 недели назад мне случайно удалось попасть на встречу с Голубченко, и вроде бы сейчас опять активизировалось общение с общественными организациями. К чему это все приведет, очень сложно сказать, потому что сейчас на носу «Евро-2012», им нужно срочно всех убирать из города. А программе, какая бы она ни была эффективная, нужно как минимум 5 лет для того, чтобы хотя бы просто показать результат уменьшения численности. И сейчас будет вестись диалог, попытка меньшей кровью этот вопрос решить, на что согласятся общественные организации для того, чтобы в городе не было животных.

From-UA: – То есть это правда, что собак отстреливают, травят?

И. Терещенко: – К сожалению, это правда. Сейчас это не так массово, потому что сейчас смысла даже нет: убивают и травят, а через полгода новые приходят. Получается бессмысленный конвейер смерти: их убивают, а они все равно приходят. Более массовая зачистка будет за полгода до мероприятия. Мы сейчас всеми силами стараемся начать решать эту проблему гуманно, эффективно, качественно, чтобы прекратить эту массовую зачистку.

From-UA: – У вас на сайте www.dogicat.org есть база «Найди друга». А где находятся все животные до того, как их приютят? Это все животные с улиц или есть те, кого хозяин, например, не может содержать и отдает в хорошие руки?

И. Терещенко: – Эта база задумывалась как всеукраинская, сейчас она киевская и Киевской области. Нам звонят люди, которые нашли животных. Мы не можем забрать животных, мы это людям объясняем. Но у нас есть жесткое правило: если только мы будем всех забирать, то проблема не решится. И мы стараемся с каждым звонящим человеком разговаривать и убеждать в том, что если он не возьмется за эту проблему и лично не поможет животному, то ничего, в принципе, не изменится, к сожалению. Поэтому мы убеждаем людей либо оставить животное у себя, либо взять на себя ответственность за его судьбу и стать куратором. Люди нам высылают фотографии животных, дают свои контакты, пишут историю животного, и мы размещаем это в базе. За животных, которые содержатся в базе, мы не отвечаем. Мы не можем сказать, будут они пристраиваться по договорам или нет, будут проверяться или нет. Тем не менее, каждому звонящему советуем пристраивать ответственно, очень серьезно разговариваем с ними на эту тему. То есть мы занимаемся консультативно-просветительской работой.

From-UA: – А часто помогают обычные люди с улицы? Вот, например, просто звонят и спрашивают «чем помочь»?

И. Терещенко: – Звонят, правда, не так часто, как хотелось бы. Если, например, в день звонят около 30 человек, то лишь один звонок может быть с предложением помощи, а остальные либо «приезжайте заберите», либо за консультацией обращаются. Но даже если один звонок есть о помощи, то это очень хорошо и очень позитивно. Но в основном люди не столько звонят, сколько пишут на форуме, передают деньги для конкретных животных. Очень сложно финансово делать какие-то глобальные вещи – проводить информационно-образовательную работу, крупные мероприятия, по примеру выставки беспородных животных «Кубок Барбоса». В этом плане люди слабо помогают. Люди в основном дают деньги на конкретных животных. А на административные вещи мы сдаем деньги сами. Но, тем не менее, помогают, и это очень хорошо.
Беседовала Инна Ивершень