Если завтра – война
12.07.2004 12:54
...к первым демонстрациям силы.

«Бежали робкие грузины…»
М. Ю. Лермонтов, XIX век. – специально для
американских инструкторов грузинского спецназа 2004 года



«Нас мало, но мы в тельняшках!»

Несмотря на свои скромные размеры (всего 100 тысяч жителей), Южная Осетия не пошла на переговоры с Тбилиси, хотя такое развитие событий после «аджарской победы» Михаила Саакашвили вполне можно было ожидать. В свою очередь грузинская сторона, видимо, стремясь показать, что их президент не шутит, на днях задержала уже второй «обоз» российских миротворцев.

Хотя груз был полностью легальным (боеприпасы и продовольствие для миротворческого контингента), грузовики снова были конфискованы. Среди организаторов захвата называют министра МВД Грузии. Действовал ли он с одобрения (или приказа) Саакашвили, которого не было в стране, или же это была его личная инициатива – неизвестно, поскольку ни благодарности, ни нагоняя от своего шефа он не получил.

В ответ на это российские миротворцы ввели 7 танков и бронемашин в село Ванати, поясняя это тем, что в «зоне конфликта наблюдается концентрация вооруженных формирований и грузинских военных». 8 июля свой первый силовой удар нанесла Южная Осетия – ее спецназ захватил в плен 35 военнослужащих МВД Грузии. После акции публичного позора (их прогнали с поднятыми руками по площади Цхинвали) и нескольких часов СИЗО, пленных вернули грузинской стороне...

Событие это едва не привело к немедленному конфликту – из Грузии на Цхинвали тут же двинулась колонна бронетехники. Но на границе ее остановили российские миротворцы. Впрочем, есть мнение, что грузины не слишком-то и стремились прорваться, поскольку развертывание их основных частей вокруг Южной Осетии еще не завершено. А захват пленных продемонстрировал, что, во-первых, у автономии есть собственные боеспособные подразделения, а во-вторых, она готова к конфликту и не избегает его по принципу «лишь бы не было войны». Таким образом, блицкрига – когда бы за пару часов мир был поставлен перед фактом «восстановления контроля» Тбилиси над автономией – не получилось.

«…delecte est»

Осетины в большинстве своем (90%) являются гражданами России и видали Саакашвили с его розами и гвоздиками в саркофаге, не желая обсуждать даже саму идею воссоединения с Грузией. Немногочисленные же этнические грузины, живущие в автономии, не слишком жаждут за обещанную пенсию в 18 лари (9 долларов) жертвовать своим здоровьем за идеалы «единой Грузии» – напротив, они спешно вывозят семьи в ожидании новой войны.

Похоже, что Саакашвили лишь пугает упрямых осетин, придвигая к границе все новые войска, хотя не исключено, что горячий на слово и дело Мишико самым серьезным образом готовится и к войне. Если бы его целью было лишь «попугать», то для этого осетинам следовало бы открыто демонстрировать все военную технику, которую Тбилиси может наскрести, вымуштрованные американцами новые грузинские батальоны, устроить показательные полеты авиации. Однако наряду с развертыванием «легальных» военных подразделений, вдоль границы скрытно сосредотачиваются отряды, использовать которые можно только для серьезной войны, а не показательных маневров.

Во-первых, это ветераны Абхазской войны – «Лесные братья» и «Белый легион». По сути, это самые боеспособные и готовые на все подразделения грузинской армии. Во-вторых, это группы решительно настроенных и неплохо организованных молодых людей, многие из которых появляются на обочине дорог с оружием в руках. Использование таких боевиков в «цивильном» выгодно и тем, что за их «подвиги» формально не с кого будет спросить. И ветераны, и эти таинственные «добровольцы» как раз никого не пугают, а скорее чего-то ожидают.

Возможно, что желавший вначале лишь «припугнуть» Южную Осетию, Саакашвили теперь попал в щекотливое положение. Он показал ей кулак, а она в ответ – «козу». Если теперь вслед за угрозой не последует дело, то весь его план «воссоединения Грузии» пойдет насмарку. Бессмысленны и политические переговоры, поскольку у Саакашвили больше не будет аргументов для разговора с позиции силы. И высмеивать его будут не только в Цхинвали и Сухуми, но и дома, в Тбилиси, потому что толпу легко вести к победе, но ее тяжело удержать во время поражения. Поэтому грузинский лидер вынужден бряцать оружием и в обращении к народу призывать «каждую грузинскую семью» включиться в укрепление армии, на которую «будут выделены все средства». Что очень похоже на «все для фронта, все для победы».

Однако на что рассчитывает Тбилиси в случае успешного вторжения? Вряд ли на покорность и законопослушность осетин. Возможно, некоторые горячие головы в руководстве Грузии рассчитывают провернуть Косовский вариант – заставить осетин-граждан России эмигрировать, а на их место заселить грузин, которые произведут «демократические выборы» и проголосуют на референдуме за воссоединение. Любопытно, что в настоящее время миссия ОБСЕ в зоне конфликта, по заявлению российской стороны, «устранилась от участия в разрешении проблем». В точности как и тогда, когда албанцы вытесняли из Косово остатки сербского населения...

Братская помощь и «голуби мира»

Россия не оставит своих граждан, проживающих в Южной Осетии, – так заявил российский МИД после событий 7 – 9 июля. После многократного «высказывания озабоченности» это первый намек на то, что Москва готова (и вынуждена будет) защищать свои интересы на Кавказе. Разумеется, это только взбодрило осетин, с самого начала рассчитывавших если не на прямую военную помощь России, то хотя бы на материальную и политическую поддержку. И они уже начали ее получать, в том числе и косвенную: российская газотранспортная компания пообещала «за долги» отключить Тбилиси от газовой трубы. Видимо, в случае надобности, не подведут и поставщики электроэнергии – Грузия полностью «сидит» на российском газе и электричестве.

Не исключено, что, продолжая «заводить» ситуацию, официальный Тбилиси, вероятно, надеется на помощь США. В политическом отношении – в создании противовеса России, которая является для Саакашвили основным препятствием на пути в Цхинвали и Сухуми. Со стороны это несколько напоминает один из локальных конфликтов времен Холодной войны, когда США и СССР, не вступая в прямое противоборство, мерялись силами где-то в Африке или Индокитае.

Но если раньше двум супердержавам в некоторой степени было полезно выпустить пар где-то на окраине мира, то сегодня Москва и Вашингтон вряд ли заинтересованы схлестнуться между собою на Кавказе. Мечта пентагоновских «многозвездочников» закрепиться в регионе известна. Но Америкой правят не генералы, а миллионеры, которые гораздо более заинтересованы пусть в проамериканской, но мирной Грузии. Они как раз ставили на мирное разрешение конфликта и «мирное» вытеснение России из Южной Осетии (а еще лучше – и вообще с Кавказа).

Однако ситуация несколько изменилась, и аджарского варианта не будет. Поэтому в Вашингтоне вполне могут в настоящее время «пересматривать стратегию», определяясь: дать Тбилиси добро на атаку или же придумать что-то иное. Возможно, именно эта неопределенность и стала причиной излишней нервозности и растерянности М. Саакашвили, который сам напросился на телефонный разговор с Путиным – хотя еще несколько дней назад демонстрировал гордую самоуверенность.

Кто кого?

Сегодня от основных участников этой «игры» можно ожидать следующих шагов: Южная Осетия, взбодренная первой победой, еще больше радикализует свою позицию в отношении Тбилиси и будет пытаться хотя бы на первых порах отражать силовые акции грузин. В любом случае, входить в состав нищей Грузии ей нет никакого смысла.

Россия, которая увидела возможность остаться в Южной Осетии, может предложить Саакашвили свой план урегулирования конфликта: автономии подписывают с Тбилиси нечто вроде «союзного договора», однако имеют максимум самоуправления и оставляют себе в качестве гарантии российские подразделения. А взамен Грузия получает российские инвестиции и энергоносители. Если же конфликт разразится, то это только сделает подобное предложение более приемлемыми для Тбилиси, который долго воевать даже с одной Южной Осетией не сможет, а уж о силовом противостоянии с Россией и говорить не приходится.

США, нуждающиеся в грузинском «плацдарме», заинтересованы соответственно в победе Саакашвили – однако бросить ему в помощь бригаду морской пехоты они не могут. Поэтому Вашингтон, скорее всего, будет настаивать на мирном разрешении проблемы.

Ну а для самой Грузии в лице Саакашвили война – это лишь способ в конечном итоге достичь политического триумфа и удержаться у власти. Если ему будет предложен любой другой способ достижения этой цели, то Мишико закопает томагавк – не получилось стать «великим полководцем», попробует стать «великим» экономистом. В противном случае придется воевать до конца – либо победного, либо своего как президента Грузии…