Кто с русским языком – тот с электоральным пирогом
13.09.2010 10:59
...«О языках в Украине». Отличает его от остальных предложений по решению языковой проблемы авторство – под документом стоят подписи депутатов Александра Ефремова, Сергея Гриневецкого и Петра Симоненко. Ну и что, спросит непосвящённый в тонкости украинской политики читатель? А то, что эти трое – представители парламентских фракций Партии регионов, КПУ и Блока Литвина. Тех самых депутатских образований, которые создали коалицию и имеют большинство в Верховной Раде. Автоматически напрашивается вывод, что именно такой, «коалиционный» законопроект, тем более поданный на рассмотрение настолько видными деятелями, и будет проголосован в сессионном зале, в отличие от «партийных» и «индивидуальных» законопроектов, которые подавали ранее пусть даже и члены фракций большинства, но не столь высокие по статусу в парламенте.

Отсюда и повышенное внимание к данному законопроекту. Для одних он – вариант решения проблемы с официальными сдерживающими рамками для функционирования русского языка, для других – уничтожение украинского. «В Украине согласно Конституции гарантируется свободное развитие, использование и защита русского языка с учетом того, что русский язык является родным или таким, которым повседневно пользуется большинство граждан Украины. Украинско-русское двуязычие, сложившееся исторически, является важным достоянием украинского народа, мощным фактором консолидации многонационального украинского общества», – отмечено в документе. Там предлагается использовать русский наравне с украинским на территориях, где он будет признан региональным языком, а поскольку таковыми, исходя из принципа 10-процентной квоты русскоговорящих на территорию, должны стать практически все области Украины, де-факто речь идёт практически о втором государственном языке. Де-юре, разумеется, требовалось бы изменить Конституцию, но на это голосов у коалиции пока не хватает.

Регионал Ефремов мотивировал необходимость принятия законопроекта выполнением Европейской хартии о развитии региональных языков и языков национальных меньшинств. Депутат считает, что никакой угрозы для развития государственного языка его инициатива не представляет. «Документ предусматривает развитие всех языков, в том числе и украинского. Людям, проживающим на определенной территории, будет предоставлено право выбора языка. Наша задача – усилить роль государственного языка, а не запрещать другие языки... Если мы пойдем путем запрета, то тем самым отвернем людей от других вопросов. Нам важно преодолеть те глупости, которые были допущены ранее, что якобы надо запретить все языки и заставить всех говорить только на украинском. Не следует заставлять говорить на украинском... Надо создавать все условия, чтобы человек сам хотел использовать украинский язык», – попытался убедить оппонентов представитель ПР.

Вряд ли ему это удалось, ведь убеждать предстоит не только политических противников, но даже союзников. Фракция Блока Литвина уже сделала заявление о намерении рассмотреть данный законопроект на специальном своем заседании, чтобы определиться, нужно его поддерживать или нет. Выходит, с БЛ не согласовали появление законопроекта? В это можно было бы поверить, если бы не фамилия представителя блока среди авторов документа. Тогда зачем ещё надо «вырабатывать единую позиции» по «сложному вопросу»? Похоже, к языковому вопросу неизбежно подключается политическая составляющая – Блок Литвина ищет пространство для манёвра, то ли пытаясь максимально оправдать перед ура-патриотично настроенной частью общества своё участие в поддержке этого законопроекта, то ли такого рода «выкрутасами» с якобы неопределённостью позиции заполучить себе какие-то выгоды внутри коалиции в обмен на голоса «за». Благо, «литвиновцам» политический статус позволяет подобного рода «сомнения», ведь в отличие от КПУ и ПР в блоке не обещали сделать русский вторым государственным, идя на выборы.

Это не единственный политический момент. Некоторые эксперты обращают внимание на то, что документ «нарисовался» аккурат в канун старта избирательной кампании на местных выборах, а значит, его обсуждение придётся на горячую предвыборную пору. В этом они видят пиар-составляющую: мол, на самом деле коалицией решается не языковой, а рейтинговый вопрос. И якобы именно этим «рейтинговым» мотивом обусловлена несогласованность законопроекта с фракцией БЛ – если бы речь шла о принятии закона, об этом позаботились бы заранее…

Это чушь, утверждает один из авторов документа «литвиновец» Сергей Гриневецкий.

«У нас сегодня действует закон Украины про языки в Украинской ССР, который трансформировался. Я бы всем посоветовал прочитать действующий закон и данный законопроект и снять все вопросы», – заявил он.

А ещё лучше – почитать и законопроект 2005-го года, но тогда вопросы не снимутся, а добавятся, считает нардеп от КПУ Леонид Грач.

«Он абсолютно соответствует тому законопроекту, который мы вместе с Кушнарёвым разработали в 2005 году. Он зарегистрирован и прошел все процедуры, но до сих пор не включается в повестку дня. Наверно, авторам данного законопроекта надо было бы хотя бы со мной пообщаться. Иначе возникает вопрос, как может новый законопроект практически слово в слово по всем принципиальным вопросам соответствовать моему. И даже в приложении ссылаются, что автором является покойный Евгений Кушнарёв. Но он там автором не может быть, потому что он был автором со мной. Я спас этот законопроект и перерегистрировал его после смерти Евгения Кушнарёва на себя», – отметил коммунист.

Грач подозревает, что у законопроекта может быть типичная «предвыборная» судьба. «Я боюсь, что со стороны Партии регионов и со стороны Блока Литвина это похоже на правду, что сейчас пошумят, а после 31 октября опять про него забудут», – допускает он.

Не забудут, поскольку языковой вопрос – один из основных в программе Партии регионов, успокаивает коллегу депутат-регионал Александр Стоян.

«Мы в программе говорили, что русский язык должен иметь равные права с украинским, потому что на русском языке говорят более 12 млн. человек», – напомнил он.

«У нас треть населения русскоязычная, а мы почему-то решили его ограничить. Они, конечно, должны знать государственный, украинский язык, но нельзя этих людей ограничить в возможности учить детей на русском языке в школах, в вузах, представлять свои интересы в судах. Ну, не учили они украинский, это не их родной язык, почему им должны навязывать?» – мотивирует Стоян появление документа. Мол, никакой политики – только забота о потребностях народа.

Авторство – ключевой признак того, что данный законопроект создан не «для поговорить», а с конкретной целью. «Данный набор политических фигур говорит о том, что законопроект внесен не для того, чтобы его отклонили, а для того, чтобы его приняли», – считает писатель и журналист Олесь Бузина.

Он уверен, что это поднимет рейтинг коалиции, но политического пиара в документе искать не стоит. «Пиар – это если бы коалиция взяла трусы и лифчик Юлии Тимошенко, нацепила на себя и пообещала, что после этого магического действия все украинцы завтра забудут русский язык и начнут разговаривать только по-украински. Вот это был бы пиар, а в данном случае это необходимость и предвыборное обещание нового Президента, которое он давал и должен исполнить», – отметил Бузина.

Пиаром можно назвать любой популистский шаг, который поднимает рейтинги, утверждает руководитель украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов.

«При этом этот шаг может быть декларативным и реальным. Даже если учесть, что регионалы и коммунисты хотят воспользоваться принятием этого закона для того, чтобы поднять свои рейтинги перед выборами, но при этом закон буде принят и реализовываться, то тогда стоит приветствовать такой «пиар», – сказал он.

По его мнению, играть с языковой темой опасно, поскольку даже для авторов законопроекта она может обернуться плохими последствиями. «Вопрос в том, успеют ли все эти фракции проголосовать за этот закон, примут они его или нет. Если не примут, то этот пиар может обернуться контр-пиаром для тех, кто его инициировал», – отмечает эксперт.

Не без политического пиара оценивает «языковую» инициативу Ефремова и компании политолог Евгений Филиндаш. «Партия регионов уже не раз перед выборами поднимала данный вопрос. Только раньше она поднимала вопрос о придании русскому языку статуса второго государственного, а сейчас несколько иные формулировки, видоизмененные по сути. Но, как мы помним, ни раз ПР так по-серьезному и не попыталась реализовать свою предвыборную идею на практике», – напомнил он.

Однако сам же Филиндаш отметил, что сейчас ситуация иная. «Задействование соавторов из трёх фракций говорит о том, что нельзя будет спихнуть вину, если это закон не будет принят, на кого-то другого, потому что все эти три фракции в совокупности имеют большинство в парламенте и составляют правящую коалицию», – сказал эксперт. По его мнению, вероятность принятия «языкового» закона сейчас высока, как никогда ранее.

«Я считаю, что украинские депутаты, которые давали клятву украинскому народу на Конституции, не имели права регистрировать данный законопроект, поскольку это политтехнологии, направленные на раскол украинского общества и деморализацию граждан», – огорошил представитель БЮТ Остап Семерак. По его словам, подобные инициативы недопустимы в политической борьбе.

Семерак уверен, что законопроект Ефремова - Симоненко - Гриневецкого не должен даже попадать на обсуждение в сессионном зале парламента. «Его участь – быть на мусорнике. Но если его вынесут на рассмотрение Верховной Рады, то это будет очередным гвоздем, забиваемым в общество, и не соответствует задекларированным коалицией принципам стабильности и реформ», – сказал он.

Несколько мягче своё невосприятие данного законопроекта выразил нунсовец, лидер «Гражданской позиции» Анатолий Гриценко. «У меня пока не было возможности детально изучить этот документ, но то, что я увидел, показалось мне более чем достаточным для принятия решения не голосовать за этот документ», – признался политик.

Он заметил, что отмена или ослабление законодательной поддержки украинского языка приведёт к негативным последствиям. «В той ситуации, в какой сейчас находится Украина, украинская культура и украинский язык, если снять любые ограничения и шлюзы, равно как и мотивы, стимулы изучения украинского языка, мы можем тогда забыть, что мы страна с названием Украина», – считает Гриценко.

Зато в позитивном ключе воспринимают инициативу депутатов украинской коалиции в российской Госдуме. Её депутат Константин Затулин доверяет авторам «языкового» документа. «Я надеюсь, что это не политический пиар, потому что в данном случае я уверен в чистоте намерений инициаторов законопроекта. Каждый из них уважаемый в России человек, и я не думаю, что они приняли бы участие в сомнительной акции по обману русскоязычных избирателей Украины», – отметил он.

«Конечно, любая политическая сила, в том числе Партия регионов, потому и называется политической, что считает нужным предпринимать шаги, надлежащие времени. Ясно, что принятие этого законопроекта призвано укрепить позиции коалиции в русскоязычных регионах. Пусть бы и другие тогда, если хотят заручиться поддержкой избирателей, конкуренции с ПР, пусть они тоже внесут свои законопроекты. Мне кажется, это будет только на пользу и русскому языку, и положению русских и русскоязычных на Украине», – заявил Затулин.

Большинство опрошенных сходятся в двух позициях: пиар-составляющая в инициативе депутатов коалиции присутствует, но сам закон о языках будет принят. Потому политический пиар в этот раз будет не голословным, а действенным. Впрочем, слов при обсуждении закона тоже хватит с избытком. И украинских, и русских, и, быть может, даже матерных. Слишком уж непростой для общества вопрос, и слишком долго он висел в статусе нерешённого, чтобы теперь приниматься тихо и спокойно – лишь в качестве выполнения какой-то там хартии Евросоюза…