На фига попу гармонь, а министру выборы?
30.09.2010 10:15
Вице-премьер по экономическим вопросам Сергей Тигипко во главе списка «Сильной Украины» пошел баллотироваться в Днепропетровский областной совет, министр топлива и энергетики Юрий Бойко возглавил кандидатскую команду Партии регионов на Киевщине, а министра экономики Василия Цушко родная Соцпартия выдвинула кандидатом в мэры Одессы. Это при том, что премьер-министр ранее просил подчиненных воздержаться от участия в политических игрищах и заниматься выполнением своих непосредственных рабочих обязанностей.

Неизвестно, как министры-кандидаты будут выполнять другую рекомендацию главы Кабмина – брать отпуск на время избирательной гонки. Она уже стартовала, но выдвиженцы в местные органы власти до сих пор формально находятся на рабочих местах в столице. Хотя и обещают: вот-вот уже уйдем работать на выборы, как только дела позволят. Когда именно – предпочитают не уточнять. Если учитывать навыки отдельных чиновников месяцами уходить из числа депутатов, уже вовсю работая на должности в исполнительной власти, «завтраками» они могут кормить особо доверчивых граждан вплоть до дня голосования – 31 октября.

Тут более интересна последовательность премьер-министра и его намерение добиваться выполнения собственных распоряжений. В какой-то степени, это показатель доверия к самому Азарову: если он допускает своеволие и явное пренебрежение своими указаниями, то как доверять его грозным призывам «навести порядок», «добиться», «разобраться» в иных случаях? Тот же вопрос в силе, если окажется, что министры на самом деле ничего не нарушают, потому что на публику им дается одно распоряжение, а негласно – другое. В общем, с этим аспектом предвыборного забега, стартовавшего с Грушевского, тоже интересно.

Как и в целом с тем, зачем чиновникам столь высокого ранга вообще понадобились региональные выборы. Им некуда девать политическую энергию? Или они всерьез собираются «понижаться в классе» – переходить из очень мягких кресел Кабинета министров в местное самоуправление? К чему такие жертвы? И почему от подобных затей должна страдать вся страна? Ведь добрая половина ключевых представителей экономического блока бросает важную работу и начинает предвыборную возню, скажем так, далеко не на пике роста экономики и благосостояния граждан. Чего ради?

В общем, есть над чем подумать. Именно этим и любят заниматься опрошенные From-UA эксперты.

«Они пытаются доказать на местных выборах, что их действительно поддерживают граждане, поддерживают проводимую ими политику», – объясняет мотивы поступка названных министров народный депутат от БЮТ Анатолий Семинога.

Впрочем, он убежден, что на самом деле такой народной поддержки у чиновников нет, потому как правительство не преуспело ни в области сохранения демократических свобод, ни в экономических вопросах.

«Поэтому, боясь того, что они проиграют на местных выборах, они сегодня и кидают людей, которые имеют финансовую поддержку или под которых можно получить финансовую поддержку, для того, чтобы если не поддержкой избирателей, то хотя бы деньгами получить те голоса, которые им нужны», – мотивирует Семинога поведение министров и молчаливое согласие премьера Азарова.

Государственный чиновник является прежде всего политиком, и с точки зрения «нормальной» демократии ничего предосудительного в действиях Тигипко, Бойко и Цушко нет, утверждает коллега Семиноги по оппозиции, нардеп-нунсовец Юрий Костенко.

«Только с точки зрения украинской квазидемократии это, конечно, использование должности для того, чтобы провести свою политическую силу на выборах», – уточнил он.

Костенко считает, что других целей, кроме использования админресурса для личной политической выгоды, у выдвиженцев из Кабмина нет, а реально на посты в местных органах власти они не претендуют.

«Трудно себе представить, что, например, Тигипко оставит пост вице-премьер-министра и станет мэром Кацапетовки или депутатом Киеврады. То же самое касается и Бойко. Это использование админресурса, потому что у нас люди продолжают любить власть, как бы им та власть по голове не давала. Это дает дополнительные результаты на выборах», – уверен депутат.

Прежде всего нужно понимать, что участие в выборах – это конституционное право любого гражданина Украины, отнять которое ни премьер Азаров, ни кто-либо иной не могут по закону. Об этом напоминает представитель Коммунистической партии Леонид Грач.

«Здесь ни в коем случае нельзя проводить разграничение прав чиновников и нечиновников», – считает он.

В остальном же Грач полностью солидарен с мнением нунсовца Костенко.

«Совершенно понятно, что никто из них, избираясь в тот или иной местный совет, работать там не собирается. Это политико-административный ресурс, который будет использоваться во благо Партии регионов, и не более», – заявил политик.

Не может понять этой логики внефракционный нардеп Тарас Чорновил.

«Для чего идти людям исполнительной власти в списках в Верховную Раду, можно понять: они тянут за собой этот «паровоз» – списки, и тут вроде все ясно. Для чего идти людям из правительства, которое уже на грани отставки, когда, например, произошла смена власти, и они ждут формального момента, создания новой коалиции, чтобы уйти и тогда хватаются за любое направление, те же самые местные советы, – тоже вроде понятно», – рассуждает он.

Но зачем нужно влазить в региональные выборы людям, находящимся на верхушки власти, которым не угрожает потеря должности – это для депутата загадка. Точнее, он понимает, что к чему, но считать это достойным мотивом не может.

«Я понимаю, в принципе, что часть из них имеют свои политические силы, проекты, и они хотят помочь этим проектам в отдельных регионах. И, очевидно, самый простой способ – это выдвинуться в каком-либо регионе, а рекламу вести будто бы про свою политическую силу уже как кандидата в местные депутаты по территории всей Украины. Это, на мой взгляд, немного некорректно», – отмечает Чорновил. И добавляет, что подобного рода поведение может очень нехорошие политические последствия для самих министров.

Никаких проблем в ситуации, в отличие от регионала бывшего, не видит регионал нынешний. Ян Табачник объясняет поведение министров приемлемым, учитывая коалиционный характер правительства.

«Они же ранее принадлежали к другим политическим силам. Это коалиция, и каждый в коалиции имеет право поддерживать другую политическую силу, на то она и коалиция, иначе это была бы единая партия и никто бы никуда не шел», – отметил он.

«Поэтому я считаю, что это вполне логично, это их право», – сказал Табачник.

Право правом, а политическое будущее – это то, о чем необходимо заботиться уже сегодня.

«Ни одно правительство не является вечным, не будет таковым и правительство Азарова. Многие члены этого правительства думают о своей политической перспективе и хотят сейчас, на волне популярности своей личной, как Тигипко, например, занять какие-то прочные должности», – считает журналист и писатель Олесь Бузина.

Он всерьез полагает, что чиновники могут готовить себе своего рода запасные аэродромы вдали от бурных волн киевской политики.

«Для них это совершенно логичный путь развития. Как говорил Цезарь, лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме. Они исходят из этого», – выдвинул свою версию Бузина.

Ничего конкретного предпочел не говорить по этому поводу политолог Михаил Погребинский. Да, выборы, да, участвуют, да, админресурс.

«Я не считаю министров чиновниками. Если мы действительно движемся к европейской модели государственного управления, то министры – это политики», – отметил он.

Что само по себе должно и объяснять, и оправдывать их участие в избирательной кампании.

«Всегда есть подозрения, что если человек, обладающий административным ресурсом, сам участвует в кампании, значит, можно заподозрить, что он сможет как-то повлиять на ход и результат выборов. Это существует в потенции, а предъявить претензии можно по реальным нарушениям. Поэтому заранее нельзя их обвинить в этом, просто надо особо тщательно следить за тем, чтобы они не использовали свой административный ресурс», – взывает к чьей-то бдительности Погребинский.

Мнение о естественности участия министров в текущем политическом процессе разделяет и руководитель Института Горшенина Владимир Фесенко.

«Политика и власть – это единосвязанное явление, т.е. властный статус в абсолютном большинстве случаев можно получить, только принимая участие в публичной политике», – напоминает он.

Но в нынешней ситуации не все так просто, как в учебниках политологии.

«В данном случае эти люди борются не столько за какой-то властный статус – он у них есть, – сколько наоборот: они пытаются за счет своего статуса, влияния поднять рейтинг своих политических сил, просто по-разному», – отметил Фесенко.

По его словам, Тигипко использует свою известность и определенную популярность для раскрутки партийного бренда «Сильной Украины», а Бойко своим итоговым результатом должен показать вышестоящему партийному руководству, что в его области все спокойно и он обеспечивает нужный рейтинг.

«То есть это как бы и работа на внутрипартийный авторитет. Так что у каждого политика свои мотивы, но, так или иначе, для них участие в публичной политике – это работа на свой политический авторитет и на свою политическую перспективу», – резюмировал политолог.

В общем, с вопросом, зачем это нужно самим министрам и их политическим силам, сяк-так разобрались: вариантов ответа эксперты дали много, каждый волен выбрать объяснение на свой вкус. Равно как и со степенью серьезности намерений занять по итогам выборов пост в органе местной власти. А вот с тем, как это уживается не с личными карьерно-политическими амбициями, а с выполнением высокого долга служения народу Украины в нелегкую годину экономического кризиса, сложнее. Тут вариант ответа один: министры – они потому и министры, что политики. Чего еще ждать от них, если суть политики – борьба за власть, а не какая-то там защита каких-то интересов какого-то народа?