Битва за Австралию
26.10.2010 13:58
Впервые в истории все решали действия палубной авиации.

Весной 1942 года США и Япония готовились к активным боевым действиям, и Коралловое море становилось основным районом военных операций на Тихом океане. Дальнейшее продвижение японцев начинало угрожать позициям США и Австралии – главному плацдарму союзников, предназначенному для подготовки будущего контрнаступления.

Очередными объектами захвата, намеченными японским командованием, были остров Тулаги (Соломоновы острова, севернее Гуадалканала) и Порт-Морсби – австралийская база в Новой Гвинее. В случае овладения этими объектами японцы могли получить важные базы и аэродромы для размещения там сил своего флота и авиации, а также для дальнейшего усиления давления на Австралию. Непосредственно перед высадкой в Порт-Морсби японцы намеревались овладеть островом Тулаги и создать там базу для размещения гидросамолетов. Захват самого Порт-Морсби был намечен на 10 мая.

Проведение десантной операции возлагалось на 4-й флот под командованием адмирала С. Иноуэ. В состав 5-тысячного десанта входили части группы японских войск Южных морей, для перевозки которых выделялось 12 транспортов. Дальнее прикрытие сил вторжения осуществлялось 5-м авианосным ударным соединением («5-е Коку Сентай») вице-адмирала Т. Такаги в составе авианосцев Shokaku и Zuikaku со 125 самолетами на борту, 2 тяжелых и 2 легких крейсеров, 14 эсминцев, 6 подводных лодок и других кораблей.

Ближнее прикрытие возлагалось на легкий авианосец Shoho с четырьмя тяжелыми и тремя легкими крейсерами. При этом Shoho помимо решения указанной задачи должен был служить также своеобразной приманкой, призванной отвлекать на себя от авианосцев соединения возможные ответные удары авиации противника. Всего на борту трех японских авианосцев находилось в общей сложности 146 боевых самолетов.

Однако на этот раз японское командование просчиталось, и достаточно серьезно. Благодаря успехам своей военно-морской разведки, сумевшей вскрыть японские коды, американское командование узнало о готовящемся ударе заблаговременно.

В Коралловое море было срочно направлено 17-е ударное соединение (TF17) – авианосцы Yorktown и Lexington со 143 самолетами на борту в сопровождении 7 тяжелых и одного легкого крейсеров и 13 эсминцев под командованием американского контр-адмирала Ф. Флетчера. Ему также подчинялась находившаяся в Коралловом море австралийская эскадра крейсеров адмирала Д. Крейса. Дальнейшие события развивались следующим образом.

3 мая часть японского десанта без боя высадилась на остров Тулаги, а другая его часть направилась непосредственно к Порт-Морсби. Японские корабли вошли в Коралловое море только 6 мая. Из-за неудовлетворительной организации разведка с использованием гидросамолетов с тяжелых крейсеров оказалась неудачной. Японский командующий был вынужден послать для этой цели обычные палубные самолеты.

Не располагавшие еще достаточным опытом самостоятельных действий в открытом море экипажи не сумели решить поставленной задачи – их миссия завершилась полным провалом. Так, обнаруженные утром 7 мая в море американский танкер Neosho и сопровождавший его эсминец Sims были ошибочно классифицированы как авианосец и крейсер.

Основываясь на этих разведданных, командующий 5-й Коку Сентай поднял для атаки обнаруженной «важной» цели в общей сложности 78 самолетов, которые в течение короткого времени потопили эсминец и повредили танкер (последний дрейфовал еще трое суток, после чего его затопили сами американцы, предварительно сняв экипаж).

В свою очередь американцы, обнаружив в 10:50 у мыса Энгано легкий авианосец Shoho из состава японской группы прикрытия, также приняли его за более крупный корабль этого класса и обрушили на него удар 93-х бомбардировщиков и торпедоносцев. В момент атаки Shoho следовал по ветру и не имел возможности поднять свои самолеты. В воздухе же находилось всего четыре японских истребителя, которые были не в силах отразить массированную воздушную атаку американцев.

В общей сложности в японский авианосец попало 13 авиабомб, семь торпед и… один американский бомбардировщик, который был сбит огнем зенитной артиллерии и врезался в палубу Shoho, который опрокинулся и затонул уже через 40 минут боя. Из 800 человек его экипажа кораблям сопровождения удалось спасти не более 100. В то же время гибель корабля позволила японцам решить тактическую задачу и отвлечь внимание американцев – главные силы японцев они все еще не обнаружили.

Всю вторую половину дня 7 мая обе стороны вели активную воздушную разведку, пытаясь обнаружить друг друга. Однако без особых результатов. Несмотря на отсутствие разведданных о местонахождении противника, контр-адмирал Хара в 16:20 поднял с авианосцев 12 пикировщиков и 15 торпедоносцев в надежде найти и атаковать авианосцы своего противника. Однако поиск оказался безуспешным и закончился плачевно. 10 из них были сбиты, а большинство остальных, потеряв ориентировку, не сумело даже отыскать собственные корабли.

Возвращение самолетов обоих противников на свои авианосцы происходило около 19 часов в условиях почти полной темноты и начавшегося тропического шторма. Здесь имел место единственный в своем роде случай…

Окончание следует…