Труженики гильотины
26.10.2010 14:52
...ремесло, которое в наше время (когда на каждом шагу кричат о правах человека) бесповоротно теряет свое значение.

Заплечных дел мастера (как называли палачей на Руси) никогда не были в почете. Ни в «веселое» Средневековье, когда добропорядочные граждане шарахались в сторону при виде исполнителя высшего приговора, ни тем более в прогрессивный XXI век. Более того, в наше время официальные палачи тщательно скрывают даже от родных свое неординарное занятие, дополнительно осваивая иную профессию. Посему, палача можно встретить где угодно. Например, он вполне может оказаться вашим учителем физкультуры. Шутка.

В Украине смертная казнь отменена. В других европейских странах безработных палачей стало также заметно больше. Стало быть, смертная казнь уже никому и не нужна? Однако, например, в близлежащей России за восстановление высшей меры наказания выступает большинство населения. Многие настаивали на публичности этого действа. Чтобы на Красной площади, да с помпезностью! Вот вам и гуманность…

Как и в любой другой профессии, в заплечном деле тоже были свои «звезды». В средние века, а точнее с 1688 по 1847 год, во Франции орудовала на эшафоте династия палачей Сансонов. Ремесло передавалось по наследству: хочешь не хочешь, но ежели ты родился мужчиной в семье Сансонов, быть тебе главным кровавым актером на эшафоте. Если отец-палач умирал раньше, чем вырастал его сын, – тоже не беда. Малыш – будь ему хоть пять лет – все равно должен был наблюдать за ходом казни, потому как без официального палача казнь считалась незаконной.

Самым печально известным из рода Сансонов стал Шарль Анри, палач города Парижа, прозванный «мсье де Пари». Его «благословили» на тяжелый труд, когда ему стукнуло 17 лет, хотя отец его был еще жив, в силу своей болезненности он уже не мог исполнять обязанности карателя. Таким образом Шарлю Анри посчастливилось «потрудиться» во времена Великой Французской революции, когда за человеческую голову не давали и гроша, а казни на эшафоте заменяли феерические театральные представления. В смысле, телевизоров в то время еще не было, а народ-то зрелищ требовал!

Вот в это нелегкое для палача Сансона время, некий добрый человек и придумал в помощь экзекутору полезный аппарат, названный, однако, именем другого исторического персонажа – доктора Гийотена, который сей «прибор» лишь усовершенствовал. Называлось это чудо техники, как вы уже догадались, гильотина.

В «объятиях» палача Шарля Анри пришлось побывать не только банальным преступникам, но и известным аристократам, которые в пору революции внезапно превратились в злостных врагов народа. А затем и зачинщики революции, осужденные «благодарной» толпой зрителей на свидание с гильотиной, отправились прямиком на эшафот. Мария Антуанетта, Робеспьер, Людовик XVI – никто не смог избежать «ласк» Шарля Анри.

В России при Петре I и далее по истории, вплоть до двадцатого века, дело с экзекуторами обстояло несколько иначе, чем в Европе. Если, к примеру, во Франции или Англии могли запросто дать в газете объявление о свободной вакансии палача, будто речь шла о гувернантке, то в России работа заплечных мастеров считалась постыдной, позорящей не только самого «исполнителя», но и весь его род. Посему палачей, в основном, набирали из каторжников. Все же казнить лучше, чем быть казненным. Неприятно, конечно, но для здоровья не так опасно…

Не многим палачам посчастливилось дожить до старости – как, например, одному из последних палачей Британии Сиду Дернли, скончавшемуся своей смертью, от инфаркта, в 1994 году. В детстве, пока иные сверстники будущего экзекутора мечтали бороздить просторы космоса, лечить людей и блистать на экранах телевизоров, Сид грезил стать палачом-романтиком, таким, как герои исторических романов. Повзрослев, он, однако, выяснил, что в работе заплечного мастера куда больше крови и мерзости, чем пресловутой романтики. Тем не менее, на его счету осталось более 20 повешенных, доведенный до рекордных семи секунд процесс казни и увлекательнейшая книга мемуаров.

А прочее большинство «товарищей» гильотины, в силу моральных потрясений, оказались либо в психиатрической клинике, либо испытали свое искусство на себе (с летальным исходом, естественно). Видимо, молока за вредность заплечным мастерам не давали…