Аваков vs. Кернес: выборы «немного по-дыбильному»
29.10.2010 10:46
...претендент на освободившуюся должность. Главный среди оппонентов – экс-губернатор от условных «оранжевых». Казалось бы, в одном из форпостов Партии регионов все очевидно и просто, но... На самом деле ничего не ясно даже сегодня, за три дня до открытия участков для голосования.

Об уголовном прошлом секретаря городского совета и временно исполняющего обязанности мэра Геннадия Кернеса в Харькове не наслышан разве что глухой. Однако как показывают реалии украинской политики, экстравагантная биография – отнюдь не убийственный компромат для кандидата любого уровня: одни избиратели, наоборот, считают ее свидетельством подлинной «мужественности» и «школой жизни», другие воспринимают новеллы из криминальной хроники 80-х и 90-х по принципу «это было давно и неправда».

Путь в местную политику для Кернеса был долгим и тернистым. Поговаривают, что еще в славную бытность смешанной системы выборов в 2002 году Геннадий Адольфович вознамерился стать депутатом Верховной Рады, облюбовав для этого один из мажоритарных округов Харькова. Однако там же планировал оформить свою неприкосновенность еще один видный горожанин, поэтому спорную ситуацию вынужден был разруливать тогдашний «главный харьковчанин» Евгений Кушнарев. Кернес якобы согласился дать задний ход в обмен на должность секретаря городского совета, что исходя из реального влияния покойного Кушнарева обеспечить было несложно – мэром города стал его протеже Владимир Шумилкин. Осталось неясным, кому именно из них двоих так немил оказался Геннадий Адольфович, но слово, данное ему, сдержали весьма своеобразно: депутаты горсовета выбрали Кернеса в оговоренную должность, но буквально на один месяц – на следующем заседании они переголосовали кадровый вопрос и назначили другого главу муниципального парламента.

Понятно, что у Кернеса были все основания для недовольства, и в 2004 году он уже был по другую сторону баррикад с Кушнаревым, а именно – с оранжевым шарфиком на харьковском майдане. Доподлинно неизвестно, какие именно кадровые мечты связывал с оппозиционным кандидатом в президенты Геннадий Адольфович, но с итоговой победой Виктора Ющенко они явно развеялись: губернатором стал «тихий» банкир Арсен Аваков, а занявший было выжидательную позицию мэр Шумилкин в итоге перешел на сторону новой власти, окончательно «выдавив» из ее местной кадровой обоймы самого Кернеса, который спустя считанные недели после «оранжевой революции» оказался уже в Партии регионов и принялся готовиться к выборам 2006 года.

На них он шел уже тандемом с Михаилом Добкиным и давней целью стать секретарем городского совета. Нардеп Добкин приобрел широкую известность в качестве одного из главных защитников результатов второго тура президентских выборов в Верховном Суде. И хотя вердикт Фемиды победы Виктора Януковича не зафиксировал, славу и популярность в «бело-синем» большинстве избирателей Харькова он себе заработал. Поговаривают, сам Михаил Маркович не горел желанием менять приятные парламентские будни на хозяйственную деятельность по управлению полуторамиллионным мегаполисом, но «партия» в лице Кушнарева сказала «надо», а что на это принято было в СССР отвечать молодым, Добкин хорошо знал.

Есть мнение, что на предыдущих выборах мэра Харькова стороны раскатали «договорняк». Якобы Шумилкин «слил» избирательную кампанию Добкину в обмен на гарантии неприкосновенности своей собственности после победы последнего. Действительно, тогдашний мэр достаточно вяло и обреченно вел себя перед выборами – и дело совсем не в том, что шансов у него не было, они были, причем очень даже неплохие, даже несмотря на полученный Шумилкиным партбилет «Нашей Украины». Только «договорняком» можно объяснить совершенно политически безумный ход тогдашнего мэра, повысившего коммунальные тарифы в городе буквально перед самым стартом избирательной гонки. Понятно, что Добкин сделал обещание их отмены коньком своей предвыборной программы. И, ясное дело, добрав к «социальным» и свои «политические» «бело-синие» голоса, уверенно победил. А мечта Кернеса наконец-то воплотилась в жизнь.

Задумывался ли секретарь горсовета о кресле самого мэра? До поры до времени об этом даже шутить никто не пробовал – слишком высокий был его личный антирейтинг среди харьковчан для претензий на выборную должность и слишком крепкой выглядела «спайка» Добкина и Кернеса, пережившая две мощные атаки на свои полномочия. Сперва перевыборов мэра добивался «Городской дозор» во главе с владельцами местной сети супермаркетов братьями Протасами, затем была еще более серьезная попытка отстранения харьковской власти другим знатным «торговцем» – владельцем одного из крупнейших рынков Украины и нардепом от БЮТ Александром Фельдманом. Проект постановления о досрочных выборах уже лежал в Верховной Раде, и тогдашняя «оранжевая» коалиция собиралась его проголосовать следом за сменой киевского градоначальника, но... с Леонидом Черновецким у нее не сложилось, поэтому рисковать вторым подряд поражением уже в Харькове Юлия Тимошенко, по-видимому, просто не захотела.

Самого Фельдмана, как, впрочем, и кого-то из Протасов, ожидали увидеть среди кандидатов на местные выборы-2010. Однако Протасы незаметно сошли с политической арены города, озаботившись вопросами сохранения собственности, а Фельдман «тушечным» образом ушел из фракции БЮТ в коалицию, поэтому конкуренцию Партии регионов в Харькове составлять уже не мог – прошлое прошлым, а нынче они по одну сторону условных баррикад. Справедливости ради стоит отметить, что нардеп-бизнесмен не столько сам выбрал себе такое продолжение политической карьеры, сколько его банально «ушли» из БЮТ. И тут нужно рассказывать уже о втором главном кандидате на кресло мэра Харькова Арсене Авакове.

Аваков был очень близок к семье экс-президента Ющенко, что и обеспечило ему кресло главы Харьковской облгосадминистрации. Осевший в первой столице старший брат бывшего главы государства, нардеп Петр Ющенко, и один из заместителей главы ХОГА его сын Ярослав – ключи к безмятежному пятилетнему губернаторству Авакова, поколебать которое не смогли решения местного облсовета о недоверии и разнообразные каверзы от оппонентов-регионалов. Харьковчанам Арсен Борисович запомнился усилением своего бизнес-присутствия в городе и позированием на разнообразных телешоу (одну из программ из сугубой любви к журналистскому искусству он вел сам). Образ душки-губернатора, который за милую душу трещит из ящика на любую животрепещущую тему, довершил финальный трюк Авакова: поддержка во втором туре президентских выборов 2010 года Юлии Тимошенко, последовавшее за этим увольнение от Ющенко и эффектный переход из «Нашей Украины» в «Батькивщину» с параллельным отстранением от руководства харьковским ее филиалом Фельдмана, на которого и было «списано» поражение ЮВТ, – «недобор» ею голосов по слобожанскому региону.

В итоге, кандидатами от главных политических сил страны на должность харьковского мэра стали два «перебежчика» с достаточно высоким процентом недоверия к своим фигурам. И если в случае с Аваковым это объясняется достаточно весомыми антипатиями многочисленного «регионального» электората ко всему «оранжевому», то с Кернесом ситуация сложнее. Фактически, Партия регионов выдвинула самого сложного для себя из всех возможных кандидата – единственного, как говорят политологи, способного проиграть Харьков представителю оппозиции. Так и осталось загадкой, зачем? «Сплавлять» через поражение из политической жизни города Кернеса было бы слишком сложным трюком. Возможно, амбиции энергичного Геннадия Адольфовича «продавили» желанное для себя выдвижение даже против воли многих других местных регионалов. Возможно, Партия регионов решила продемонстрировать абсолютную самоуверенность и доказать, что кто бы не избирался от ПР в Харькове, тот и станет мэром. Но факт остается фактом: на должность мэра регионалы, в отличие от оппозиции, могли бы найти и менее одиозную фигуру с большими шансами на победу.

Поистине гениальное умение Кернеса настраивать людей против себя «икнулось» ему не раз в ходе нынешней избирательной кампании. Самый громкий «ик», пожалуй, случился, когда о своем нежелании голосовать за Кернеса заявил главный и единственный городской олигарх Александр Ярославский. И тут необходимо сделать еще одно лирическое отступление.

Один из богатейших людей Украины перед выборами также назывался среди вероятных претендентов на должность мэра города. Публичной фигурой Ярославский стал после покупки им у Фельдмана местного футбольного клуба «Металлист», спортивные успехи которого, равно как и финансовые вложения в подготовку города к Евро-2012, сделали бизнесмену славу человека слова, победителя, прекрасного организатора. Однако вопреки прогнозам Ярославского пост градоначальника не заинтересовал. Тем не менее, слово «харьковского Ахметова» в городе значит очень много, и это слово было сказано в пользу Партии регионов, но не в пользу Кернеса лично.

Нельзя утверждать, что Ярославский поддерживает Авакова – олигарх и на президентских выборах старался держаться подчеркнуто равноудаленным от всех кандидатов. Но, во-первых, связь с экс-губернатором у президента «Металлиста» весьма хорошая через общего друга, футбольного функционера Сергея Стороженко, а во-вторых, в поддержку Авакова открыто выступила слывущая чуть ли не официальной группа поддержки футбольного клуба под названием «Юнайтед Харьков». Чем, правда, оказала Авакову медвежью услугу: оппоненты мигом откопали в биографии одного из лидеров фан-движения «Металлиста», красующегося в обнимку с представителем «Батькивщины» на билбордах, множество интересных фактов: начиная от организации грандиозного мордобоя после мелкого ДТП в одном из районов города и заканчивая пропагандой неонацистских взглядов среди болельщиков плюс организацией «махачей» хулиганствующих фанатских группировок.

Вообще, о предвыборном пиаре в Харькове нужно сказать отдельно. Традиционными для города стали фальшивые листовки и интервью от имени известных в Украине лиц в поддержку кого-то из кандидатов. Не менее традиционной является агитация только за одного из них вроде бы в «частных» общественных местах – супермаркетах, маршрутках и т.п. Это не говоря уже о государственных и муниципальных структурах, где и так все понятно...

Ноу-хау заключается в использовании кандидатами «киевского» опыта. Правда, гречкой экс-харьковчанина Черновецкого тут решили не баловаться, творчески подойдя к развитию его главной предвыборной идеи. Резонно подсчитав, какая возрастная группа прилежнее всего ходит голосовать, агитаторы Кернеса провели настоящий блиц-опрос бабушек-активисток, «контролирующих» жизнь своих подъездов и дворов, и устроили настоящий ударный «месячник» по выполнению их пожеланий: установке скамеек, починке лифтов, ремонту крыш...

А что оппозиция? Дважды за предвыборную кампанию агитаторше «Батькивщины» наносили побои средней тяжести, дважды доверенное лицо Авакова выявляло в типографиях города печать неучтенных бюллетеней... Но главная проблема оппонентов Кернеса заключается, похоже, в неумении сплотить оппозиционный кандидату от ПР электорат. Ведь если ориентироваться на молодежь и средний возраст, нужно говорить не о грядущих фальсификациях, а убеждать в возможности своей победы. А какие посылы касательно местных выборов нынче тиражирует «Батькивщина» во главе со своим лидером? Соответственно, электорат делает выводы: а) раз выборы будут нечестными, то победу все равно обеспечат кандидату власти; б) раз голос избирателя ничего не значит, зачем вообще идти голосовать...

Тут бы впору сказать о социологических исследованиях, рейтингах и шансах кандидатов на главное городское кресло Харькова. Но мы этого делать не будем. Тот, кому интересно, поищет и сам найдет нужную информацию в Интернете. И в зависимости от собственных симпатий беспрекословно определит: правдива ли она или же проплачена нечистоплотными конкурентами. Скажем так: шансы есть у любого из кандидатов. И составляют они в пропорции 50 на 50: либо станет мэром, либо нет. В любом случае, для победителя спокойной жизни в этом городе не предвидится. Сильная оппозиция ему будет обеспечена собственной личностной характеристикой и историей работы в первой столице советской Украины.