Идеальный «судья»
30.11.2010 09:40
Любой «юридический» вопрос можно «правильно» решить. Если есть четкое понимание того, что такое современный украинский суд. И кто там - в самом принципиальном суде - играет первую скрипку. Первая скрипка, если кто не понял, и есть тот самый «судья-решальщик», который организовывает процесс формальной легализации заведомо воровского и/или криминального решения. В свою очередь, такое решение запросто позволяет либо отмазывать преступников, либо задарма забирать чужое. Первая скрипка в судейской мантии, грубо говоря, этот тот, кто получает криминальный заказ, творчески его осмысливает, пишет бизнес-план, собирает деньги, назначает рядовых исполнителей. А потому нет ничего удивительного в том, что нашенский суд – уже давно отличное бизнес-предприятие, закон для которого и есть первоклассным товаром на продажу. Кто-то, правда, по наивности полагает, что суд – все равно остается стражем законности. Так вот, если реального понимания того, чем на самом деле является наш суд и как в этом суде «дела делаются» нет, тогда финал любого спора для «непонимающего» в любом случае будет фатальным. Он проиграет, даже если стопроцентно прав. Он проиграет, а его имущество и прочие материальные ценности отберут в пользу заказчика. Традиционно богатый одесский рынок «специальных судебных решений» уже много лет практически единолично контролирует Валентин Александрович Продаевич. Одесса, как известно, славная и неформальная столица украинского контрабандного движения. Продаевич же - скромный такой глава Хозяйственного суда Одесской области. От его наглой «скромности», между прочим, оторопь брала даже ушлого и прожженного Эдуарда Гурвица, прошлого мэра Одессы.

Продаевич – герой весьма впечатляющий. Масштабный. Рельефный. Знаковый. В Киеве, правда, он на популярные ток-шоу не ходит. Потому что явно не стремится к широкой известности и не нуждается в публичном продвижении собственных услуг. Его имя записано в деловых блокнотах всех тех, кто, во-первых, готов платить большие деньги за «специальные судебные решения», а во-вторых, имеет интересы в вечном деле отъема чужого. Впрочем, скрытность - это один из признаков настоящей зрелости. Ведь это известного человека насквозь просвечивают рентгеновскими лучами и задают плохие вопросы. Что-то типа того, «а как это у госслужащего, зарабатывающего не более 5-7 тысяч гривен в месяц, в личном пользовании может находиться автомобиль ценой в 150 тысяч евро в базовой комплектации или небольшой дачный домик на берегу Черного моря размером в 600 кв. метров и стоимостью не меньше 1,5 млн. долларов?» Вот что такое популярность. Продаевич хорошо все это понимает и потому сидит тихо и незаметно. Но при этом, Валентин Александрович числится первоклассным продавцом своих весьма специфических услуг. И услуги эти действительно не требуют сколько-нибудь широкой рекламы или политической славы. Более того, они требуют наличия трех обязательных навыков. Первое: жесткого личного контроля над всей местной судейской вертикалью, которая работает на «хозяйственных спорах». Второе: правильного знания, кому и сколько мзды передать вниз по «вертикали решений» и вверх - по «вертикали прикрытия». Третьего: абсолютной моральной свободы. Той самой свободы, которая отлично описывается следующим судейским афоризмом: «быть украинским судьей и не ездить на BMW Х6 или не жить в роскошном особняке минимальным размером 500 кв. метров – значит быть классическим лохом».

Безотносительно к Продаевичу, следует пояснить, что такое по-настоящему коррумпированный судья. Это ведь не судья первичной инстанции, который за пять тысяч долларов вынесет заведомо несправедливое и незаконное решение, зная, что апелляция и кассация его (т.е. подложное решение) обязательно отменять. И, следовательно, еще много раз можно будет зарабатывать по «пятерке», вынося и отменяя пустые решения. Это мелочь. Низшая лига. Продаевич же – это люксовый класс, играющий только в топ-турнирах по коррупции. Валентин Александрович сегодня ни за что не будет играть во все эти мелкие разводки. Зачем? У него выстроен нормальный системный бизнес. Во-первых, он четко знает, кто и как приватизировал те или иные «объекты собственности» вчера и сегодня. А это знание позволяет оперативно отрабатывать решения по «отъему». Во-вторых, он отлично знает, кто и кого «крышует». А это знание позволяет откушивать чужое только там, где нет опасности столкнуться с более сильным теневым игроком. В-третьих, он прекрасно знает, сколько и по какому адресу нужно платить «в Киев», чтобы Одесский регион не подвергался «надзорному контролю». В-четвертых, он почти официально (разумеется, этот документ не регистрируется в Минюсте) выписывает подробный прайс-лист на свои «услуги». Понятно, что к такому судье нужно идти на полусогнутых ногах (выражая смирение и почтение) и исключительно за комплексными решениями «под ключ». А цена подобных «комплексных решений» стартует от 100 тысяч хрустящих долларов. И это без учета сложности дела (т.е. фамилий людей, которые стоят на той стороне), объемов отнимаемого чужого имущества и регионального коэффициента. Одесса, между прочим, имеет самый высокий «коэффициент судейской коррупционной надбавки». Рядом ключевая таможня. Рядом пароходство. Рядом дорогущая земля. Рядом разнообразные портовые перевалки. Короче, как нам рекомендовали знающие люди - «начинайте торги с Продаевичем с 250 тысяч за самое плевое дело и ошибки не будет».

Правда, следует сразу сделать небольшую оговорочку. Чтобы потом не получить упреки в том, что отлично рекламируемый нами «товар-исполнитель Продаевич В.А.» оказался с червоточинкой. Так вот, имеется у Валентина Александровича одна странная и не очень хорошая привычка. Он, конечно, умеет провернуть так дельце, чтобы с одной стороны, выполнить заказ и получить полный расчет, а с другой - как бы и не выполнить тот же заказ, но и не вернуть понесенные заказчиков затраты. Как такое может быть? А запросто. Подряжается под дело. Выставляет посредника. Получает задаток (не менее 70% от общей суммы заказа). Выносит предварительное решение. Добирает остаток. И… тишина. Никаких движений дальше. Если заказчик начинает возмущаться, следует стандартная разъяснительная работа. В простонародье подобное поведение именуется изящно - «кидок на доверии». Впрочем, Продаевич далеко не всегда отказывается от доведения до конца «разорительных заказов». Это уж как заказчику повезет. Продаевич же, в любом случае, большая умница.

Уже слышим ключевой вопрос: а кто вообще такой этот Продаевич? Вернее, правильный вопрос звучит иначе: какие именно решения можно сторговать у Валентина Александровича? С этим всем просто. У Продаевича действительно впечатляющий «послужной список», лучше прочих слов характеризующий его прошлые и нынешние возможности. Среди орденоносных заслуг Валентина Александровича, которые позволили ему с изящной легкостью войти в неформальный одесский список «Форбс», а кое-кому из его заказчиков задарма получить гигантские объемы собственности, числится целый ряд резонансных дел. В частности, «дело о банкротстве Черноморского морского пароходства», «дело о банкротстве завода «Центролит», «дело о банкротстве завода «Орион», «дело о попытке рейдерского захвата Торгового центра «Новый город».

Сразу скажем, что у Продаевича свой особенный юридический почерк – он поразительно открыто (если не сказать, нагло и вызывающе) принимает «по делу» самые примитивные и самые очевидные решения. Они даже внешне, на обывательский взгляд выглядят как очевидно коррупционные, выкупленные конкретным заказчиком. И потому, наверное, ему и удается проводить эти специфические решения в жизнь. Просто никто не верит, что можно действовать столь прямолинейно. Это в Киеве судьи и обслуживающие их юристы придумывают многочисленные изящные схемы, чтобы максимально запутать следы имущественного отъема. Продаевич идет исключительно прямой дорогой. Возьмем, к примеру, историю банкротства завода «Центролит». На улице – сумбурный 2002 год. Восемь лет назад. Продаевич - всего лишь рядовой судья Одесского Хозсуда. Но в том-то и дело, что в его практике ничего не изменилось. Только наглости стало намного и уверенности в личной безнаказанности. Валентин Александрович вынес решение, которое оправдало незаконный отъем мнимыми кредиторами имущество одесского ОАО «Центролит». Использовалась стандартная схема: фиктивный кредитор на основе вымышленных документов инициирует дело о банкротстве предприятия. Судья Продаевич принимает молниеносное решение в пользу «кредиторов». И таким образом, «инициаторы банкротства» работающего предприятия при помощи честного судьи «приобрели» завод стоимостью порядка 50 млн. грн. бесплатно, высказав лишь обязательства погасить долги в размере около 8 млн. грн. в течение пяти лет». Разумеется, погашение долгов – это чистая формальность. Слышу ремарку: «так это ж стандартная схема фиктивных банкротств, применявшая в Украине лет десять назад!». Согласен. Но Продаевич и не хочет ничего нового применять. Он действует исключительно стандартно.

Если непредвзято проанализировать бурную деятельность судьи Продаевича, то в глаза сразу бросаются его, деликатно говоря, около/коррупционные предпочтения. Валентин Александрович неизменно берется за дела о банкротстве государственных предприятий. И почти всегда производит и легализует «отчуждение государственного имущества в интересах истцов, которые раньше к нему не имели ни малейшего отношения». А любой профессионал, даже если он продает специфические услуги, рано или поздно становится самым влиятельным и самым ушлым спецом в своем деле. Вот и секрет выживаемости, влиятельности и личной доходности Продаевича – он всегда готов выполнить и подчистить грязную работу. А таковые люди всегда нужны.

Продаевич - плоть от плоти часть уникальной украинской судебной вертикали. Увы, вертикали, где доминирует не юридическая целесообразность, но только денежные знаки. Но, опять же, даже в столь специфической среде Продаевич стоит циничным особняком. Он ведь провинциальный судья, который совершенно никем… не контролируется. Местный «правовой» царь и бог. Человек, который говорит «последнее слово». Когда речь касается имущества. Он в течение последних 10 лет, пока в стране царила политическая смута, подмял под себя весь Одесский регион и выстроил там идеальную коррупционную вертикаль. Вертикаль, которая оперативно решает его дела и которая замкнута только на него. В этой «вертикали Продаевича» государство (и его уполномоченные лица) больше не играют никакой роли и не принимают никаких надзорных решений. А вот сам Продаевич как раз принимает очень даже дорогостоящие решения. Правда, если Продаевич зарабатывает на этих решениях, то государство не только несет убытки (теряя свою собственность), но и вынуждено репутационно отвечать за все проделки Валентина Александровича. Сделаем шаг в сторону и расставим все ценовые акценты: сколько же можно заработать на отъемах, практикуемых Продаевичем Одесским? Как минимум от 10 до 25 процентов от общей цены активов, задействованных в «судебных решениях». Плюс специальные премии за срочность, глубину проникновения и изгнание прочих судей-оппонентов. Чтобы было понятно: скажем, предприятие Х. рынком оценивается в 10 млн. долларов. Это начальная и объективная цена, по которой формально можно купить предприятие. Но если вы просто пойдете на свободный рынок, то на самом деле выложите за «предприятие с обременениями» никак не меньше 12-13 млн. Просто добавятся всякие коэффициенты, посреднические комиссионные, личные маржи продавцов и прочее. Второй вариант (предложенный в судейском прайсе): вы сразу идете к Продаевичу. Платите ему условные 1-3 млн. долларов (с потрохами и обязательно авансом) и получаете данное предприятие совершенно бесплатно. Через процедуру «фиктивного банкротства», которую мастерски обеспечит своими решениями Валентин Александрович. Риторический вопрос позволю себе задать: так, какой путь изберет классический украинский региональный олигарх? Честный или по-продаевичу? Действительно, зачем тратить 13 млн., если можно «купить» актив всего за 3 млн.? И не только купить, но и хорошенько «нагнуть» старых владельцев, чтобы им неповадно было оспаривать заведомо коррупционные решения. Обращаетесь к Продаевичу – получаете услугу «два в одном». Более того, Валентин Александрович обязательно обеспечит и послепокупную защиту актива. За дополнительную плату. Хороший бизнес. Ну и что с того, что подобные действия регионального судьи - сильнейшие удары по репутации страны и ее инвестиционным перспективам, а также не менее серьезные удары по репутации Высшего совета юстиции и прочих наших судей. Разве это кого-то (тем более, самого Продаевича) волнует? Разве эти нематериальные «активы» – репутации – имеют конкретную цену?

Все еще хотите знать, что такое современная украинская коррупция? Так вот, это вполне конкретный судья и гражданин Продаевич В.А., который единолично (но мастерски прикрываясь «именем государства») может принимать заведомо коррупционные решения по хозяйственным спорам в вверенном ему регионе. А государство ни черта не может (и не хочет) делать с этим судейским самородком…