В. Небоженко: «После Нового года будут новые Майданы»
10.12.2010 14:10
...на Европейской площади. Они требовали отставки Кабинета министров и роспуска Верховной Рады. Но вместо прогнозируемых 100 тысяч человек собралось несколько сотен... Да и то под флагами оппозиционных партий. В итоге митингующие решили выйти на всеукраинскую акцию протеста 22 января – в День соборности Украины.

Что привело к поражению Майдана предпринимателей, какая стратегическая задача власти, возможно ли повторение Майдана-2 – об этом и многом другом в интервью From-UA рассказал директор Социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко.

From-UA: – Виктор Сергеевич, скажите, правильно ли поступила власть, разогнав палаточный городок предпринимателей на Майдане?

В. Небоженко: – Когда власть ликвидировала так называемый Майдан-2 в пять утра, она поспешила. Она наоборот придала политики и героизма тем людям, которые держались несколько недель на морозе. Этого не надо было делать. Майдан бы сам к Новому году умер. Но дело не только в предпринимателях. По Украине очень много разных недовольных групп, слоев. И завтра они тоже могут прийти на Майдан и добиваться своих интересов. Вот в чем проблема.

Дальнейшие Майданы будут происходить по многим обстоятельствам. То молодежь, то пенсионеры будут выходить. Сейчас будет Пенсионный кодекс. Там тоже дурацкая ситуация. У нас же сейчас кризис, и если продлевают занятость людям пенсионного возраста, то это означает и отсутствие работы для молодежи.

From-UA: – То есть в ближайшее время можно ожидать новых митингов?

В. Небоженко: – Сейчас нет. Точка кипения еще не наступила. А после праздников, после Нового года, все будет.

From-UA: – Но власть же отложила на некоторое время Трудовой, Жилищный кодекс, чтобы предотвратить это…

В. Небоженко: – Дело не в этом. Выйдут еще те, кто и сейчас недоволен Налоговым кодексом. Дело не в принятии Налогового кодекса, а в том, что налоговая служба получает документ для вседозволенности. Там нет демократии, уважения к предпринимателям. Там есть только право налоговой выбирать любую норму против человека. Значит, обязательно еще выйдут предприниматели. Может быть, не эти. Но когда людей прижмут, выйдут и другие, которые не имеют никакого отношения к тем, что уже выстояли на главной площади страны. Власть у нас одна, а круг недовольных постоянно будет увеличиваться. Мы привыкли, что у нас одни и те же политики, министры по 10-15 лет. А в массовом протесте такого не бывает! Сегодня попытка свергнуть власть провалилась. А завтра выйдут новые люди, которые скажут: «А у нас получится!». Люди не остановятся уже. Выйдут, может, студенты, к ним еще кто-то присоединится. У нас произошли изменения. У нас проснулась улица, как в 90-х годах.

Обычно все недовольства вываливались во время выборов. Борьба различных политиков, программ, большое количество телевизионного протеста как-то успокаивало людей. А сейчас выборы перестали выполнять свою функцию клапана общественной безопасности. Поэтому все валят на улицу. Сформировали вертикаль, отделили население от экономической, социальной и международной политики. А оно же никуда не ушло. Так что дальше все будет нарастать и нарастать.

From-UA: – Предприниматели решили разъехаться по регионам и начать сбор подписей за отставку нынешней верхушки власти: Президента, парламента, Кабинета министров. Насколько это реально?

В. Небоженко: – Это нереально. Это делается путем консенсуса всех политических сил. Поэтому вариант утопический. Это скрытая какая-то политическая сила использует предпринимателей. Они должны защищать свои интересы и искать солидарность у других групп. Если они начинают заниматься политическим изменением страны, для этого у них должна быть своя политическая сила, свои идеологи. Поэтому 3 миллиона подписей людям нереально будет собрать. Они будут завалены первой же прокуратурой и областной милицией. Это будет уничтожено. Людей запугают. На этом все закончится. Они должны выдвигать проблемы, которые всем понятны. И должны решать эти проблемы. Но другое дело, что когда эти люди выйдут на Крещатик в следующий раз и окажется, что их 100-200 тысяч, тогда они могут говорить от имени всего народа. А сейчас это неправильно, когда они берутся решать большие проблемы, не решив маленькие.

From-UA: – Почему предприниматели не смогли стать революционной силой?

В. Небоженко: – Это только начало. Регулярно на Майдане будет принудительная встреча власти и различный групп недовольных.

From-UA: – Выходит, у нас в стране только таким способом можно отстоять свои права?

В. Небоженко: – К сожалению, да. Самое главное достижение Майдана не в том, что кто-то чего-то добился или нет, а в том, что появилось место, где выходит определенная группа, призывает других присоединиться и предъявляет претензии власти. Не могут же постоянно на Майдане стоять елки, не могут там бассейн построить прямо на площади, где люди будут все равно собираться. Потому что сегодня у населения нет другого выхода, как только выходить и протестовать.

И в этой ситуации все ясно. Если не одни выйдут, так другие. Потому что уничтожение мелкого бизнеса – это стратегическая задача власти. Но это неправильная задача. Потому что мелкий бизнес – это пол-Украины.

From-UA: – Почему тогда власть терпела митинги под своими окнами больше двух недель, а потом просто пошла силой, уничтожив палаточный городок? Почему власть позволяет себе это делать?

В. Небоженко: – Власть просто ошалела. Дело в том, что целый год люди терпели все: и изменения Конституции, и установление вертикали, и передачу России ликвидных, привлекательных предприятий. И все терпение закончилось на местных выборах. Всем стало ясно, что людям не дали возможности выбирать. А власть по-прежнему закручивала гайки. И она хотела делать это до бесконечности. А предприниматели, которые выходили на Майдан в первое время, они только хотели выразить свой протест. Это потом им сказали, что давайте референдум проведем, давайте уберем Верховный Совет. И люди на это повелись.

From-UA: – А насколько люди сегодня готовы выходить на митинги под политическими флагами? Это их не отпугнет?

В. Небоженко: – Все, кто выходят на Майдан, всегда радикализируются и политизируются. Майдан спокойным не бывает. Там невозможно без политики.

From-UA: – А сами политические силы, тот же БЮТ, получат плюсы от этого?

В. Небоженко: – Некоторые политические силы пытаются овладеть протестными настроениями людей, но дело в том, что наша политическая оппозиция не умеет ими овладевать. Она умеет хорошо работать через телевизионный формат, через мощные кампании СМИ, через выборы. Но не умеет работать с улицей. Они разучились это делать. Выйти на трибуну, выступить они в силах. Но вот подумать о том, что делать с массой, куда ее вести, они не знают. Это касается не только БЮТ, «Нашей Украины», но и таких молодых, как «Свобода», «Фронт перемен».

From-UA: – Почему предприниматели не смогли создать единый центр принятия решений? Почему они разбежались в разные стороны?

В. Небоженко: – У предпринимателей только хватило сил на то, чтобы прорезался голос. У них хватило мужества выйти и противопоставить себя власти. Дальше у них мужества не хватило. Началось выяснение отношений. Одних стали привлекать, других подкупать.

From-UA: – Сами предприниматели говорят, что это технология власти, чтобы разбить это движение на мелкие части…

В. Небоженко: – Надо отдать должное власти. Она поступила очень профессионально. Она расколола протестующих, дезорганизовала их.

Один из самых главных факторов, который привел к поражению Майдана предпринимателей, – это отсутствие солидарной поддержки киевлян.
Беседовала Елена Шевченко