«Вместе весело шагать…», или Перспективы объединения оппозиции
22.12.2010 13:08
...«национал-демократической» оппозиции в лице фракций «БЮТ-Батькивщины» и «Нашей Украины - Народной самообороны» начали процесс не то слияния, не то координации действий, не то…

Собственно, уже противоречивость сообщений участников объединительного процесса о том, в чем же, собственно, они принимают участие, говорит достаточно о многом. Но From-UA решила не торопиться с выводами, а обратиться за компетентной оценкой этих интеграционных инициатив к самим депутатам, а также политологам. «Сверка часов» с экспертами первичных впечатлений журналистов не изменила: на правом фланге в плане объединения по-прежнему глухо. Хотя согласны с этим далеко не все.

По мнению нардепа от НУ-НС Владимира Арьева, сценарий объединения парламентской оппозиции не является утопическим, хотя и говорить о его воплощении пока рано.

«Я считаю, что оппозиция не должна, а обязана объединиться», – отметил он.

По словам политика, этот шаг диктует логика политической жизни в нынешней Украине.

«В данной ситуации одна главная задача – противостоять откровенно бандитским действиям нынешней власти и сделать все, чтобы очистить свои ряды от случайных людей. И, сделав работу над ошибками прошлых лет, прийти к согласию через определенное время. Я считаю, что это абсолютно реально. Основное условие – это объединение оппозиции, что я считаю тоже вполне реальным», – отметил Арьев.

Еще более оптимистичен бютовец Остап Семерак. По его мнению, главное уже произошло.

«События в ВР говорят о том, что такая оппозиция уже создана, потому что обе фракции скоординировали свои действия и провели их вместе», – радостно отрапортовал он.

«Такая ситуация давно назрела. И я думаю, что для победы над тем режимом, который создается, это необходимое условие. Правда, это недостаточное условие, но необходимое», – подчеркнул Семерак.

Совсем иное мнение о перспективах этого проекта у лидера УНП Юрия Костенко. Он считает, что оппозиционные силы никогда не смогут найти подлинно общий язык, потому что они представлены различными политическими направлениями.

«А эффективная государственная или оппозиционная политика возможна при политическом единстве», – отметил он.

Депутат проанализировал опыт политической жизни в стране с 1989 года и пришел к выводу, что объединительными мотивами могут быть лишь борьба за независимость и выдвижение общего кандидата на президентских выборах. На парламентских же, как и в повседневной политической жизни, каждый выступает сам за себя.

«Поэтому сегодня речь может идти об: а) координации оппозиционных сил в ВР – мы можем вместе отстаивать принципы демократии в Украине; б) УНП сейчас работает над объединением близких по идеологии политических сил. Сейчас мы ведем переговоры с наиболее правыми политическими силами «За Украину», «Наша Украина», Народным рухом с целью создания не объединенной оппозиции, а создания единой политической партии, которая намного эффективнее может работать в украинской политике. Поэтому я и говорю о том, что единая оппозиция – это такой же миф, как единая власть в Украине, которая сегодня представлена красными коммунистами, центристом Литвином и крупным капиталом ПР», – отметил Костенко.

Скептичен в оценках процессов в парламентской оппозиции и коммунист Александр Голуб.

«На мой взгляд, подобное объединение будет профанацией, поскольку каждый из них себя видит главным. Оппозиция для них – это форма выживания, а не оппозиционирование ПР, поскольку программные цели этой оппозиции и основные действия абсолютно тождественны тому, что делает ПР. Поэтому это может быть оппозиция к креслам, оппозиция к возможности доступа к бюджету, к возможности дерибанить государственную собственность. Другие формы оппозиции невозможны», – назвал свои резоны представитель Компартии.

Он уверен, что оппозиционные правые политики никогда между собой не договорятся, поскольку имеют слишком разные интересы.

«Каждый из них все равно будет стараться договариваться с ПР, поскольку многие из них завязаны на бизнес, имеют свой интерес, и они будут стараться не ругаться с властью. Скорее всего, подобные заявления, с одной стороны, на западных покровителей, чтобы под объединенную так называемую оппозицию выбивать поддержку политическую и, возможно, финансовую. И с другой стороны, это будет ориентация на собственного избирателя с тем, чтобы он совсем не разбежался по каким-то мелким политическим силам, партиям, объединениям. Другого смысла в подобных провозглашениях нет», – считает Голуб.

События последних лет навевают пессимизм и на директора Украинского центра социальной аналитики Евгения Филиндаша.

«Как показал опыт последних 5 лет, объединиться БЮТ и «Нашей Украине» всерьез и надолго не удалось. Теперь объединиться остаткам БЮТ и остаткам «Нашей Украины» в парламенте, в принципе, наверно, возможно, но думаю, что это будет такое же объединение, как и в правительстве, то есть ненадежное, недолговечное, чреватое постоянными скандалами, так как во фракции НУ-НС есть ряд политиков, претендующих на самостоятельную роль, на самостоятельное политическое будущее. И естественно, что их планы не будут совпадать с планами Тимошенко», – отметил эксперт.

Политолог считает, что даже в случае объединения оппозиция не получит от этого никаких дивидендов.

«Это будет ситуативное, нестойкое объединение, которое вряд ли сможет оказать какое-то воздействие на парламентскую жизнь. Ни правовыми механизмами, т.к. у них очень мало голосов, ни в плане блокирования парламента или каких-то заметных воздействий на его работу, потому что мы видим, что недавние события с попыткой блокировать парламент со стороны БЮТ закончились очень плачевно для них. Я думаю, что никакими методами не удастся оппозиции серьезно повлиять на парламентскую жизнь», – с нотками фатализма резюмировал Филиндаш.

Не видит причин для оптимизма и директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

«Я пока скептически отношусь к этому», – не скрывает он.

По словам политолога, достаточно просто посмотреть на состояние фракции НУ-НС, чтобы понять – ни на какое объединение она не способна.

«Понятие объединенной оппозиции в парламенте – это миф, который далек от реальности, потому что не является единым субъектом фракция НУ-НС. Она не была единым субъектом, сейчас не является и почти наверняка не будет им в перспективе. Есть очень ограниченное число вопросов, по которым депутаты от НУ-НС могут временно объединяться. Думаю, что и сейчас в очередной раз разыгрывают карту объединения, но реального объединения не будет, либо оно будет очень временным и по отдельным тактическим вопросам, не более того», – считает Фесенко.

Особо спорить с экспертной оценкой смысла нет – кроме ярких энтузиастов объединительного процесса, перспектив затеи не видит никто. И причин для этого названо более чем достаточно, в том числе и самими формальными участниками объединения.

Быть может, все дело в том, что человеку свойственно верить в хорошее. Ведь депутаты тоже люди, а потому хотят встречать Новый год с хорошим настроением – чтобы последним событием уходящего года для оппозиции была не драка в ВР 16 декабря, от которой позитивных эмоций очень мало и которую под елочкой с оранжевыми и бело-красными шариками вспоминать будет не к месту, а что-то более обнадеживающее, согревающее, светлое. Ведь верить в объединение оппозиции можно, как в чудесную новогоднюю сказку, которая, конечно, с реальностью имеет весьма мало точек соприкосновения…