Свадебные обычаи – дикие и шокирующие
24.12.2010 12:30
...но и считаются дикими. С нашей цивилизованной точки зрения – вполне оправданно.

А ведь были времена, когда на свадьбы приходили не только выпить и закусить, но и повеселиться. Бывало, что и дрались иногда, но как-то без злобы, не хватаясь за ножи. Потузят друг друга, потом обнимутся и снова за стол. Народ был какой-то другой – крепче, душевнее. Да и свадьбы гуляли-то в селе. В городе разве можно сыграть настоящую свадьбу? Нет, в городе можно только бракосочетаться в каком-нибудь кафе (бывшей столовой), где еще утром проводили поминки, по стандартной, какой-то скучной и совковой программе.

Вообще, брачно-свадебные традиции и обряды – это такой пласт, который по своей толщине уступает религиозным обрядам. А может, и превосходит их. Увы, забываются они по всему миру, сжираемые глобализацией и стандартизацией, или запрещаемые как «варварские».

К примеру, самая незавидная участь ждала жениха в Нигерии, где его перед свадьбой от души лупили палками родственники невесты. В Йемене обходились без палок, но зато поддавали под зад ногой, и вообще день свадьбы превращали для жениха в кромешный ад. Проверяли, так сказать, на прочность – как он будет в дальнейшем нести все тяготы и лишения семейной жизни. Женщины-то в Африке суровые, только дашь им спуску – и они будут лупить мужа всю жизнь. Вот и приходится проверять, за мужчину ли они отдают свою любимою дочку? Всякое ведь бывает…

Вот, скажем, у индейцев, мужчина, не доказавший свою состоятельность, проявивший слабохарактерность, переводился в разряд существ «третьего рода» – в общем, типа наших «петухов». Только индейцы их не обижали и не заставляли спать у дерева, под которым племя справляло нужду, – «оно» спокойно работало вместе с женщинами, ловило рыбу и даже могло выйти замуж, если приглянулся кому-то из воинов. Так что своими традициями американские аборигены, скажем так, весьма соответствовали современным западным понятиям о цивилизации.

Отсюда правило: внимательнее смотрите, кого берете себе в мужья! Впрочем, в далекой и жаркой Африке вопрос мужской принадлежности решался задолго до свадьбы. Разнообразные и порою просто жестокие обряды «посвящения» словно ставили своей целью сократить численность мужской части племени с помощью несчастных случаев. Ведь это только в телевизоре они ловко прыгают со скалы или дерева, идут с копьем на льва или плывут через кишащую акулами лагуну. В реальности многих несостоявшихся мужчин приходилось хоронить – и это в лучшем случае. Ведь еще оставались никому не нужные калеки!

Ну, это еще куда ни шло – как говорится, выживает самый ловкий и сильный, и такой естественный отбор, может быть, нужен племени. Однако кого же тогда «селекционируют» старейшины южноафриканского племени Кхоса – людей, не боящихся инфекций? Ведь тамошняя процедура посвящения, пожалуй, самая бессмысленная и дикая на всем белом свете: к подростку приходит жрец с кустарным ножом, делает ему обрезание, обмазывает рану грязью, а потом еще заставляет выпить целую чашу болотной жижи. Неудивительно, что половина из них так и не доживает до свадьбы по причине холеры или гангрены того самого обрезанного органа.

На фоне этих ужасов отечественным женихам просто повезло. Максимум, что им грозит, – получить по морде от своих соперников. Куда труднее нашим невестам, которым в течение нескольких лет приходится морить себя недоеданием и изматывать разными фитнесами, если, конечно, они хотят удачно выйти замуж.

Страдают на диете и девушки народа туарегов. Только вот перед ними поставлена задача совершенно обратная – набрать максимальный вес. Очень сложная задача, учитывая, что кушают туареги немного, а весь лишний жир у них вытекает с потом под жарким солнцем Сахары, так что народ они стройный и подтянутый. Полнота у них – знак достатка, потому что много едят и прохлаждаются, ничего не делая, в оазисе только самые богатые. Вот и приходится отцам специально откармливать перед свадьбой своих дочерей, пичкая их огромным количеством жирной и молочной пищи. При этом беднякам приходится залезать в долги, занимая ее по родственникам и соседям.

А как же насчет красоты? Вряд ли туареги читали повесть «Уничтожим всех уродов», но, возможно, они догадываются, что на фоне сотен супермоделей поневоле девушка-пышка окажется самой заметной, а для многих – и самой привлекательной. Эх, им бы в США за невестами отправиться!

Еще более странными бывают сексуальные обычаи народов. Самый смешной существовал на островах Самоа: жених прокрадывался в дом невесты, в котором кроме нее спали ее родители, дяди, братья и прочая родня (а также козы и свиньи), чтобы заняться с ней «этим». Но только тихо – иначе проснувшиеся родичи с удовольствием бы сделали с ним именно то, о чем пел Высоцкий. Если все проходило благополучно, утром молодые расталкивали батька и просили у него благословения.

У древних народов Ближнего Востока считалось, что девушка должна изо всех сил сопротивляться своему жениху в первую ночь. И чем яростнее – пиная, царапая и лупя его всем, что попадется под руку – тем более благочестивее она выглядела. А доказательством этому служили синяки и раны молодого мужа. Проблема была в том, что делать это были обязаны даже те, кто «сочетался» по любви.

А вот колоссальные жертвы времен Великой Смуты и Руины породили на Руси оригинальный обычай жениться только на уже беременных невестах. Причем необязательно от жениха – главное, чтобы было видно, что она способна стать матерью. Ведь тогда самым ценным для крестьянина были дети – то есть будущие рабочие руки. А женившись на бесплодной, он рисковал на старости остаться беспомощным нищим.

Но затем народонаселение увеличилось, и об этом обычае забыли – причем настолько, что в XIX веке «обесчещенным» Катеринам приходилось топиться в пруду.

Ну, и напоследок самое необычное и смешное. О народах, которые любезно предлагали гостям воспользоваться собственными женами, вы наверняка уже читали, и не раз. Может быть, даже кто-то хотел после этого съездить на Крайний Север или на один из тихоокеанских островов. Такая «дикость» совершенно понятна: изолированные племена веками страдали от недостатка свежих генов. Похожим образом когда-то решали свою проблему и жители Тибета. Вот только они пошли еще дальше, обязав девушек перед замужеством переспать с несколькими чужаками.

Но странность была не в этом, а в том, как приходилось ловить этих чужаков. Ведь в старину на Тибете людей было раз-два и обчелся. Небольшие поселения разделяли не только километры, но и горы. А в горах, по местным преданиям, шастали живые мертвецы и демоны. Так что без крайней необходимости тибетцы не очень-то и путешествовали, поэтому чужаков можно было ожидать месяцами, если не годами.

Ну и как тут быть несчастной девушке? Приходилось ее отцу ехать с дочкой к самой большой, караванной дороге, ставить там шатер, а возле шатра – соответствующий знак (нет, не красный фонарь). Кланяется старик всем прохожим, просит: заходите, помогите нам поскорее приблизить день свадьбы, уже третью неделю тут торчим!

Вот только большинство путников оказывались буддийскими монахами, которые в ответ лишь вертели лысой головой и разводили руками: извините, мол, и рады бы – да устав не позволяет!