Украина – посол Евросоюза в Минске?
11.01.2011 11:13
...и Беларуси с тем, чтобы в скором будущем благодаря участию Киева решать конкретные вопросы с Минском. Мол, напрямую контактировать с одиозным режимом Александра Лукашенко государствам ЕС не с руки, а от связей никуда не деться – географическое положение диктует...

При таком раскладе Украина якобы получает роль «посла ЕС» в Минске и «адвоката Лукашенко» на Западе. Политическое посредничество в случае его успешного ведения должно поднять престиж страны на континенте и приблизить Киев к членству в Евросоюзе. Но так ли заманчивы эти перспективы на самом деле? Как еще может повлиять вмешательство Украины в дела Беларуси и ЕС на ее отношения с западными партнерами? Насколько вообще реален озвученный политологами вариант? Об этом From-UA поинтересовался у представителей отечественного политбомонда.

С энтузиазмом воспринял идею директор Украинского центра социальной аналитики Евгений Филиндаш.

«Европа, безусловно, может быть заинтересована в таком варианте, так как действительно отношения с Белоруссией у нее не складываются, и через Россию, в свете последних сложностей отношений между руководством России и Белоруссии, тоже наладить их достаточно проблематично. Поэтому у Украины есть шанс выступить своеобразным посредником-мостиком в этих взаимоотношениях, тем более это в наших же национальных интересах, так как Беларусь входит в пятерку наших крупнейших экономических партнеров, не говоря уже о культурных или исторических связях с ней», – заявил он.

Эксперт отметил, что для Украины было бы очень неплохо воспользоваться подходящим моментом и использовать подвернувшийся шанс в собственных интересах.

«Думаю, что после долгих лет, когда Украина практически не выступала на международной арене как самостоятельный игрок, сейчас, возможно, ситуация налаживания партнерства с Белоруссией как раз один из шансов выступить в роли самостоятельной силы на международной арене и сыграть роль, которую никто другой по упомянутым причинам сыграть не сможет. Это стало бы шажком к тому, чтобы Украина стала превращаться из объекта в субъекта международной политики», – сказал Филиндаш.

Хорошие перспективы видит и регионал Владислав Лукьянов.

«Я не исключаю возможности такого посредничества, но, с другой стороны, я не вижу особых причин для него, потому что в Белоруссии нет ситуации, когда есть раскол общества, когда общественно-политическая ситуация накалена до того предела, что стороны не могут договориться», – отметил нардеп.

«Но возможность участия позитивна, потому что посредником приглашают всегда страну, которая пользуется политическим доверием, влиянием, авторитетом. Единственно, нужно, участвуя в такой работе, достаточно внимательно подходить к вопросу и учитывать, что могут быть чувствительные вопросы для одной, для другой стороны, и избегать острых моментов», – предостерег Лукьянов.

По-особенному оценивает перспективы участия Киева в решении вопросов белорусско-российско-европейских отношений лидер ПСПУ Наталья Витренко.

«Это подорвет глобальные планы России по интеграции. Это очень важные планы. И конечно, для Запада очень важно использовать прозападную ориентацию Януковича», – считает она.

Украинский политик боится, что коварные планы западных держав могут воплотиться в жизнь.

«У Белоруссии очень сложная сейчас ситуация в том плане, что судороги, которые проявляет Медведев, лихорадят всю Беларусь и отрицательно сказываются на руководстве Белоруссии. Кроме того, Польша заняла такую позицию, чтобы США помогли финансировать белорусскую оппозицию. Следовательно, Белоруссия, конечно, будет ощущать тиски, которые будут сжиматься вокруг, очень болезненно. И не исключено, что Бацька может ухватиться за подлую руку Януковича, протянутую якобы в качестве помощи, только для того, чтобы оторвать от России и втянуть в западное логово», – рассказала Витренко.

Скептически относится к озвученной идее народный избранник из «Нашей Украины - Народной самообороны» Олесь Доний.

«Украина не может выполнять роль посредника, потому что режимы Белоруссии и Украины сейчас достаточно схожи», – считает он.

Парламентарий допускает, что в дальнейшем самой Украине придется задуматься о посреднике для общения с ЕС.

«Есть перспективы, что скоро Украина станет таким же изгоем, как и Белоруссия для европейских стран. Тогда встанет вопрос, кто же будет посредником для отношений не только Белоруссии с Европой, а и Украины с Европой», – заметил Доний.

Не видит перспективности в гипотетических международных инициативах Украины и нардеп от БЮТ Александр Гудыма.

«В связи с тем, что Европа занята собой и прекрасно понимает, что Белоруссия является зоной влияния России, во всех вопросах, где Европа видит сильного противника в лице России, она не проявляет достаточной активности», – считает депутат.

Он уверен, что и белорусскому лидеру сейчас не до поддержки дипломатических инициатив Киева.

«На мой взгляд, после выборов в Белоруссии, когда Лукашенко сегодня ищет взаимопонимания исключительно только с Россией, я не вижу таких точек соприкосновения, где бы Европа проявляла бы активность с Белоруссией через Украину», – предполагает Гудыма.

Мягче свой скепсис излагает ведущий эксперт Института внешней политики Дипломатической академии при МИД Украины Александр Палий.

«Я думаю, что у России и ЕС есть возможность общаться напрямую», – заметил он по данному поводу.

На украинское же участие в вопросе, по мнению эксперта, вряд ли стоит всерьез рассчитывать.

«Я думаю, что посредник в этих отношениях вряд ли будет уместен. Сейчас мир глобализируется, и уже даже те страны, которые со всех сторон окружены другими странами, говорят напрямую со своими партнерами», – заявил Палий.

В компанию пессимистов затесался и представитель КПУ Александр Голуб.

«Не думаю, что в данной ситуации Украина может стать каким-то реальным мостом между ЕС и Белоруссией. Более того, скорее всего, это просто пожелание украинских чиновников, которые пытаются взять на себя какую-то роль, которая отдает определенной значимостью, нежели реальное положение дел», – прокомментировал он.

При этом, считает депутат, Украина может создавать какую-то иллюзию работы на данном направлении, проводить какие-то круглые столы, обсуждения и дипломатические мероприятия, однако реальный КПД от них будет неоправданно к затратам мизерным.

«Во-первых, нужно ли это Белоруссии? И во-вторых, на Беларусь будут смотреть через призму отношений с Россией. Я сомневаюсь, что Украина в своем нынешнем положении может претендовать на какую-то ведущую либо значимую роль налаживания отношений между Белоруссией и ЕС», – подытожил Голуб.

В условном соревновании «скептиков» и «оптимистов» количественно победили первые. Да и аргументы суммарно у них подобрались достаточно убедительные. Главный из которых, пожалуй, состоит в следующем: ни Минск, ни Брюссель, ни тем более Москва (а куда ж без нее при рассмотрении вопросов, связанных с республиками бывшего СССР?) не просили Киев о какой-либо помощи. Тем более не возлагали на Украину роль посредника. Официально этого не делала и сама украинская власть.

То есть де-факто предмета разговора вообще нет – есть только домыслы, к коим легко причисляются аргументы тех условных «оптимистов», которые считают посредничество Украины при решении, скажем так, «белорусского вопроса» реальным. Аргументы эти иногда даже красивые, но все больше из категории «как хотелось бы в это поверить», а не «так и есть в действительности».

Поэтому можно с определенной долей уверенности резюмировать: посредническая миссия Украины завершилась, не успев и начаться ввиду ненужности участникам международного процесса и неспособности самого Киева предложить сторонам что-либо внятное и стоящее их внимания. Посему Минск, Брюссель и Москва могут даже не радоваться – они вообще ничего не заметили…