Сколько зарабатывают украинцы?
31.01.2011 11:33
...вырос на 10,2 %. Уровень среднемесячной заработной платы штатных работников в январе-декабре 2010 года составил 2239 грн., что на 20 % больше по сравнению с январем-декабрем 2009 года.

Кому жилось на Украине хорошо, а кому ещё хуже

В промышленности в 2010 году средняя зарплата составила 2579 грн. Лидеры – работники «паливно-енергетичних корисних копалин» и шахтеры: 3763 и 3742 грн. соответственно.

Химики заметно отстают – 2586 грн. Замыкают перечень зарплат по видам промышленной деятельности мебельщики – 1511 грн., славные скорняки («виробництво шкір») и текстильщики – 1403 и 1309 грн. соответственно. Рыбаки привычно довольствуются блокадной пайкой – 1191 грн.

Традиционно в дупе служители образования и здравоохранения: 1889 и 1631 грн. соответственно. Как всегда, на высоте работники авиационного транспорта – «белая кость» Украины – 6773 грн. Однако далеко не все витают в облаках 6-тысячной «лахфы». Не менее 80 % работников авиации имеют зарплату менее 5 тысяч.

В январе-феврале 2010 года электорат в среднем имел «грязными» 1933 грн., но животворящие реформы команды профессионалов дали копоти, и в январе-декабре в карманах на 306 грн. появилось больше возможностей для самореализации. А в последнем месяце года средняя зарплата в державе сиганула до 2629 грн. Рост по сравнению с январем колоссальный – 713 грн.

Можно было бы порадоваться за родное правительство и народ, если бы не некоторые здравые соображения, которые ставят крест на мажорной информации, неустанно втюхиваемой нам официальными лицами с подачи статорганов, с халдейским рвением добывающих нужную цифирь.

Я не о липе про инфляцию. Не надо искать топор, чтобы в срубленном дереве не опознать липу. Мы не глухо-слепые и видим, что за сермяжная жизнь томится на прилавках магазинов. Потому пусть Госкомстат засунет себе в... математические изыски, а пан премьер рассказывает про инфляцию тому, кто не знает Фому.

Нет, конечно, арифметика у Госкомстата местами сходится с точностью до потрепанной сотни. Например, статистики довели до нашего сведения: размер фонда оплаты труда в 2010 году составил 297,142 млрд. грн., в частности в декабре – 28,633 млрд. грн. Количество наемных работников в декабре 2010 года сократилось на 0,9 % по сравнению с ноябрем – до 10,578 млн. человек. Средняя зарплата по стране считается просто: фонд оплаты труда делится на количество работающих и получаем 2336 грн., что выше на 97 грн., указанных 2239 грн. в таблице «Середньомісячна заробітна плата за видами економічної діяльності за період з початку року у 2010 р.».

В декабре традиционно следует резкий подъем зарплаты. Если считать исходя из фонда оплаты труда и количества наемных работников, то по декабрю выходит 2707 грн. Это на 78 грн. больше, чем то, что Госкомстат рисует в таблице (2629 грн.). Нестыковки, однако. Где-то кто-то накручивает. Трудно одинаково брехать. Но не будем злопыхать, слоняясь по темным углам отчетности. Мы, собственно, о другом – о мифическом продукте жизнедеятельности властей – «средней зарплате».

«Средняя зарплата» – чиновный миф

Разумно оперировать этим показателем, выставлять напоказ, гордиться или ужасаться им, если разница в зарплатах работников в стране не столь оглушительна. В идеале, как, например, в Советском Союзе: станочник или «слюсарь» 4-5 разряда получал в 3-4 раза меньше директора крупного предприятия (топ-менеджер, по современной классификации) с числом работающих свыше 5 тысяч человек. Не сильно погрешит против объективной картины бытия разница между 10 % самых зажиточных наемных работников и 10 % самых низкооплачиваемых, что сложилась, например, в странах ЕС – децильный коэффициент в пределах 6-8.

Однако украинская действительность лишает творческого смысла понятие «средняя зарплата». По сведениям (на мой взгляд, несколько оптимистичным) директора Института мировой экономики НАНУ академика Юрия Пахомова, «соотношение в доходах богатых и бедных в Украине 40:1, что является рекордным по мировым меркам».

Какова реальная «средняя заплата» в Украине? Вопрос не философский. На него можно, хорошо подумав, дать ответ куда более вменяемый, чем та информация, которую нам безбожно скармливают керманычи с подачи сервильного Госкомстата.

Не будем учитывать доходы 130 самых богатых украинцев, распоряжающихся состоянием, равным размеру ВВП державы, т.е. $ 120 млрд. долл., которое они скопили благодаря упорному, жертвенному труду во благо Украины и её народа.

Затруднительно оценить количественный показатель так называемого менеджерского состава верхнего и среднего уровня, чья зарплата колеблется от 25 тыс. грн. и выше до небес. Госкомстат в этом случае молчит, аки рыба об лед. К тому же практически все бизнес-структуры, включая государственные, засекречивают доходы своего командного состава. А напоказ общественности выставляют только их малую надводную часть.

Потому трудно сказать, сколько куркулей обретаются в степях Украины, которым хорошо живется на свете. Легче определить количество голытьбы в державе. Здесь и Госкомстат в помощь. Согласно его данным, всего 7,1 % населения имеют среднедушевые общие доходы более 1920 грн. Т.е. 92,9 % населения можно отнести к гопоте, из которых 9,5 млн. душ обладают «середньодушовими загальними доходами у місяць, нижчими прожиткового мінімуму». Это уже голь перекатная. На оскорбительной отметке «понад 1920 грн.» шкала «зажиточности» обрывается. Думай, что хочешь, и считай, как хочешь.

Я разумею, что доход и зарплата понятия хоть и близкие, но не полностью тождественные. Однако доходы всегда заметно превышают начисленную зарплату, да и других цифирей скрытные статистики не оглашают. Посему вполне корректно допустить, что если из числа 10,5 млн. наемных работников, формирующих фонд оплаты труда, вычесть «заможных казаков», имеющих денежное довольствие более 25 тыс. грн. (т.е. заработки, превышающие в 10 раз директивную величину), то средняя зарплата более 99 % работников резко вильнет вниз. И будет на уровне 1500 грн. (около 180 долл.).

«Среднюю зарплату» по палате «Украина» до относительно приличного уровня надувает ограниченный контингент зажиточных буратин. Их заработкам не страшны даже кризисы. Получки сих мужей жестко привязаны к евро и долларам. Курс гривны завалился – вот тебе и рост доходов в гривневом исчислении. По данным «Ernst & Young Украина», в кризисном 2009 году у менеджерского состава компаний произошел впечатляющий скачок зарплат – от 20 до 40 %. Притом, что зарплаты рядового состав упали на те же 20-40 %.

И ещё. Вы обратили внимание, что в декабре наблюдался взрывообразный подъем «средней зарплаты»? Это прожорливое племя маленьких и больших менеджеров по итогам года выгребают комиссионные, бонусы и прочие премиальные. Манагеры, подложив материю, пилят гири прибыли. Если бонусов не хватает, то за счет минимизации потерь от зарплат холопов их подтягивают за мошонку до европейского уровня.

Нам твердят, что жалованье «топ-менеджеров» должно соответствовать уровню западных компаний, инако они не станут в поте лица своего выколачивать хозяевам прибавочную стоимость. По этой логике и у тех, кто крутит гайки, зарплата обязана быть тоже, как и у их европейских коллег. Но тогда дело – труба. Итак, в Украине 47 % хозяйствующих субъектов показывают убытки от своей многотрудной деятельности под управлением эффективных хозяйственников.

Подводим черту. Украинская «средняя зарплата», пропагандируемая властями, – это фантом, миф, рожденный, дабы скрыть неумение и нежелание выборных атаманов напрягаться на благо общества. «Средняя зарплата» должна быть изъята из отчетности или, для отображения реалий дня, сильно дифференцирована.

Но кто пойдет на это? Менять методику расчета средней зарплаты никто не будет, хотя бы по причине того, что идет яростная возня за снижение огромного дефицита Пенсионного фонда методом обрезания пенсий. Потому «среднюю» (она главный элемент в формуле расчета пенсий) продолжат накручивать всеми неправдами, не смущаясь того факта, что она так же фантастична, как и полет украинского космонавта на Луну.