Египетские беспорядки сегодня – это украинские будни завтра?
02.02.2011 14:28
...географическим термином объясняется целый каскад событий, нарушающий привычное течение политической и общественной жизни государства и вводящий страну в революционное состояние. Как несколько недель раньше в Тунисе, египетские выступления призваны свергнуть казалось бы много лет крепко сидящую власть, которая достала граждан своей «стабильностью» до готовности метать камни в полицейских и нарушать режим комендантского часа. И этот сигнал не может нравится тем властям, которые стараются сделать «стабильность» фишкой своего имиджа в глазах граждан, а последние, в свою очередь, мечтают об улучшении собственного материального положения и роста благосостояния, а не стагнации экономики всей страны.

Аналогии напрашиваются сами собой. В Украине внимательно следят за развитием «египетского сценария» не только потому, что там бывали, находятся сейчас или планируют отдохнуть многие граждане. Интерес вызывает один вопрос: чем все закончится? Потому что конечный итог затянувшихся заварушек может повлиять не только на расклад сил в самом Египте. Если вторая после Туниса арабская страна сметет уличными протестами свою политическую верхушку – это придаст энтузиазма политическим оппозициям во многих проблемных с точки зрения западных стандартов демократии странах мира. И обратно: если президент Мубарак удержится и силой задавит оппонентов, как это удалось не так давно белорусскому лидеру Александру Лукашенко, воспрянут духом после тунисского звоночка власти и уныло опустят головы окрыленные было чужими успехами протестанты.

В общем, украинцам есть над чем подумать. И о причинах и конечных итогах египетских событий, и о степени возможности повторения чего-то похожего на улицах наших городов. Этим думаньем и предложила заняться известным в стране экспертам From-UA.

«Все попытки демократизировать исламские страны заканчивались одним и тем же результатом – ростом исламистских настроений и приходом к власти радикальных исламистов. Если Египет такой участи избежит, то это будет если не чудо, то что-то очень близкое к этому», – считает директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин.

Он убежден, что за подобного рода событиями неизменно стоят интересы Соединенных Штатов, которые совершенно не извлекают опыта из собственных провалов в Ираке, Афганистане и других странах.

Что касается возможности повторения «египетских» протестов в Украине эксперт однозначен: да, может быть. И по тем же самым причинам, что и в Египте – экономическая политика МВФ, диктуемая местному правительству, которая понабирало долгов, плюс экономическое недовольство населения.

«ЕС и США ожидают от украинской власти полного послушания. Этого полного послушания нет. Янукович считает, что он полный хозяин в стране, и соответствующим образом «рулит». Та дипломатическая атака, которая произошла в начале года против Украины, это явный сигнал для властей, что, дескать, «ребята, вы слишком хорошо о себе думаете, вы никто и звать вас никак». При совпадении двух этих аспектов вполне возможно повторение событий, как в Египте, повторная типа оранжевой типа революции, демократизация на 5 минут с последующим приходом к власти кого-нибудь по типу исламских фундаменталистов», – допускает Стоякин.

Похожие прогнозы поведала и лидер украинских прогрессивных социалистов Наталья Витренко.

«Ситуация в Египте довольно интересна тем, что миллионы людей организованы не какой-то партией или профсоюзом. Фактическим организатором этого мощнейшего социального движения стал Интернет. Это очень важно понимать для Украины, потому что власть Украины пытается себя убаюкать тем, что людей на улицу никто не выведет», – предупреждает она.

По словам политика, протесты и беспорядки начались без явно выраженного лидерства – руководители нашлись уже в ходе процесса, поэтому считать, что раз массы некому возглавить, то они ни на что не способны – тоже опасно для власти.

«Есть общие закономерности общественного развития, которые говорят, что когда грубейшим образом нарушаются все права человека – на жизнь, на работу, на нормальное питание, на достойное существование, на защиту от коррупции и т.д., – то появляется ядро разумных людей, неравнодушных, думающих. И это ядро может быть сформировано через Интернет. Следовательно, люди выйдут на улицы, а против народной массы никаких мер, механизмов, средств ни в одной стране мира никогда в истории человечества не существовало. То есть достаточно в Украине 3 миллионам человек выйти на улицы, заблокировать государственные учреждения и трассы – власть погибнет», – утверждает Витренко.

Допускает возможность социального взрыва в Украине и директор Украинского центра социальной аналитики Евгений Филиндаш.

«Дальнейшее развитие ситуации в Египте возможно по двум вариантам. Если эти массовые выступления сможет кто-то возглавить и ввести эти выступления в организованное русло (потому что сейчас во многом они стихийные), то тогда режим Мубарака может не удержаться, и в Египте может произойти смена власти. Если же таких организаторов не найдется, то тогда, произведя ряд косметических реформ или кадровых перестановок, Мубарак сможет удержаться при власти, особенно учитывая, что в таком случае он может получить негласную поддержку Запада», – отметил он.

«Что же касается повторения подобного в Украине, то я не исключаю, что подобное может произойти. Предпосылки для этого потенциальные тоже могут быть, потому что большинство населения Украины живет отнюдь не богато и улучшения жизни в ближайшие годы не предвидится. По мере того, как срок службы старых станков на заводах будет подходить к концу, а нового ничего не построено, то экономика Украины будет приближаться к состоянию египетской. Поэтому предпосылки для подобных выступлений в Украине есть и будут нарастать», – убежден Филиндаш.

Еще более конкретно выражается эксперт в международных отношениях Александр Палий.

«Ситуация в Египте довольно интересна в силу того, что власти, очевидно, не удастся решить ее по белорусскому варианту, потому что у нее нет достаточной поддержки, чтобы тотально взять ситуацию под контроль, ни в обществе, которое устало от нынешнего президента Мубарака, ни в силовых структурах, что очень важно. Мы видим, что и бизнес совершенно неоднороден в своей поддержке. Я думаю, что, скорее всего, будет какого-то рода компромисс, то есть будет принято решение либо о досрочных выборах, либо о проведении сначала парламентских, потом президентских выборов с тем, чтобы общество подготовилось к передаче власти. Но нельзя исключать и радикальный вариант развития событий, когда президент Мубарак повторит финт президента Туниса», – отметил он.

По словам эксперта, предпосылки для повторения египетской ситуации в Украине очень даже в наличии. Среди прочего он выделяет неэффективность власти – ее неспособность осуществлять нужные реформы, заставлять экономику работать, давать шанс гражданам проявить себя в бизнесе, преодолевать коррупцию. Это чревато «давлением улицы» на нее, потому что когда режим утомляет и показывает свою политическую и организационную импотенцию – граждане требуют перемен и связывают надежды на них с новыми лицами.

«У нас экономическая деятельность загнана в тупик и постепенно стагнирует. Кроме того, нынешняя власть довольно некомпетентна и не очень разумна, поскольку она совершенно не пресекает случаи брутального, показательно-презрительного отношения к обществу со стороны своих представителей. Например, случаи, когда убийц и мажоров, совершивших преступления, отпускают, все это вызывает протесты по всей стране. Такие демонстративные плевки власти в лицо обществу происходят по всей стране. Можно еще вспомнить вопрос с национальной идентичностью, когда в стране 67,5 % людей считает украинский язык родным, а власти позволяют себе и над этой идентичностью измываться, и над национальным самодостоинством. Все это создает очень взрывоопасную смесь. И, честно говоря, у нас все может получиться намного более нерадостно для власти, чем даже в египетской или тунисской ситуации», – считает Палий.

Единственным «неверующим» в реальность «Египта в Украине» оказался среди опрошенных специалистов Александр Булавин. Директор Европейского института политической культуры считает, что египтянам очень помог выйти на улицу «дурной» пример соседних государств.

«Второй момент, очень важный, сегодняшний режим Мубарака – это снимок периода застоя, который был в СССР при Брежневе. За 30 лет его пребывания у власти, конечно, в последние годы не предпринималось никаких реформ. Я могу сказать по своему опыту, я недавно был в Египте, что уровень жизни там крайне низкий. Но основной причиной является то, что существует внешнее подстрекательство к тому, что происходит», – уверен он.

Поскольку события там носят неорганизованный характер, говорить о цветной революции вроде бы и нельзя, но «тот же Барадей, который по меньшей мере полтора десятка лет не был в Египте, а занимал международные посты, как здрасьте среди ночи, вдруг заявил, что готов возглавить оппозиционное правительство». Отсюда эксперт делает вывод: Украине не грозит ничего подобного, поскольку «цветными революциями» мы уже переболели и у общества должен был выработаться своего рода иммунитет.

«Подобный переворот уже был, и люди увидели, что он способен только отбросить страну на несколько лет, если не десятилетий, назад. Второй очень важный момент в том, что, невзирая на трудности, на осложнение экономической ситуации, все-таки значительная часть населения поддерживает нынешний курс и нынешний режим. И третий момент: совсем недавние события, которые происходили на Майдане, когда был протест против Налогового кодекса, затем обещания оппозиции, что они устроят массовые беспорядки в связи с Днем соборности, показали, что сегодня нет тех оппозиционных сил, которые бы готовы были поднять серьезную волну недовольства в Украине, а тем более такие массовые беспорядки», – аргументировал свою точку зрения Булавин.

При всех очевидных на первый взгляд аналогиях эксперты не сказали главного: внешне похожие причины в политике не приводят к абсолютно идентичным результатам. Десятки стран живут еще хуже Египта, но люди там не строят баррикад на улицах против своего авторитарного режима. И дело совсем не в том, что там власть мощнее или лучше контролирует армию и полицию. Дело в народе, его ментальности.

Подмечено еще Леонидом Кучмой: «Украина – не Россия». С еще большей уверенностью можно сказать, что Украина – это и не Египет. И именно отсюда надо начинать рассуждения о том, может или не может повториться у нас тамошний сценарий. Конечно, исключать ничего нельзя, но, наверное, даже если какие-то протесты и возможны, они будут своими, украинскими – и по форме, и по сути требований. Впрочем, поживем – увидим. Хотя бы то, чем именно все закончится в этом самом Египте...