КПУ: политический шпагат на расползающихся стульях
08.02.2011 10:57
...кому могут принадлежать такие слова: представителю «Нашей Украины», БЮТ, «Свободы», прогрессивных социалистов? Нет. Это сказал народный депутат, лидер входящей в парламентскую коалицию и имеющую своих «квотных» представителей в исполнительной власти Коммунистической партии Украины Петр Симоненко. Свое присутствие в этой самой власти глава КПУ объяснил заботой о благе народа: мол, где есть возможность – используем ее и помогаем многострадальному народу. Но при этом на самом деле Компартия – самая крутая в стране оппозиция...

Это хорошо звучало бы в других, отличных от современных украинских условиях. В стране, где либо народ идеалистичен до полной тупизны и стопроцентно доверяет своим политикам, либо политической альтернативы монолитной однопартийной системе власти законом не предусмотрено. Поскольку в Украине нет ни того, ни другого, а есть изрядно насмотревшийся на политические кульбиты своих избранников народ, заявление Симоненко выглядит несколько странно. На что рассчитывает лидер КПУ? Как он себе представляет свой электорат, если надеется с помощью таких вот слов быть для него убедительным? И что вообще за игру ведут украинские коммунисты, пытаясь усидеть на двух стульях одновременно – быть и во власти, и в оппозиции? Есть ли политические перспективы у партии с таким позиционированием?

From-UA решила ответить на эти вопросы, а для этого обратиться за квалифицированной помощью. Благо, недостатка в желающих прокомментировать чью-либо глупость, чтобы на ее фоне самому показаться очень умным, украинский политикум не испытывает давно.

Нардеп-регионал Михаил Чечетов, к примеру, глупости в словах коллеги по большинству не видит вовсе.

«Они ведут свою игру», – лаконично объяснил он заявленную «оппозиционность» КПУ.

По словам представителя ПР, в отношениях его политсилы и коммунистов есть основополагающие принципы и вторичные вопросы. К первым относятся внешнеполитические приоритеты, оценки проблем истории, языка и религии – и в этом аспекте разногласий нет. В то же время есть экономические реформы, где позиции ПР либеральны, а КПУ – консервативны.

«Я всегда говорю, что муж может любить футбол, а жена балет, муж хочет сходить на рыбалку, а жена на концерт, но тем не менее семья может прожить в любви всю жизнь, и дети будут расти в любви, и дети, и правнуки, потому что это не причина, чтобы семья распалась. И у нас в большинстве есть фундаментальные мировоззренческие ценности, на которых зиждется наше большинство. А вот по отдельным экономическим вопросам у нас есть расхождения. И поэтому они могут заявить, что по отдельным экономическим вопросам они выступают как оппозиция. Значит, будем находить других депутатов, которые бы поддержали реформаторские идеи Президента и правительства», – сделал вывод Чечетов.

Не спешит политически хоронить украинских коммунистов и глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

«Перспектива у партии, хотя и ограниченная, будет сохраняться до тех пор, пока еще будут жить избиратели, испытывающие ностальгию по Советскому Союзу, и которые будут придерживаться социалистических идей», – отмечает он, хотя и уточняет, что таковых осталось не очень много.

Эксперт считает, что уровень поддержки КПУ из года в год падает, и хотя партия пока еще может бороться за места в парламенте, но это становится все сложнее.

«Компартию спасло немного то, что на местных выборах она оказалась во многих регионах фактически в оппозиции к местной власти. И учитывая определенный рост критических и протестных настроений, в том числе в восточных и южных регионах страны, им удалось там аккумулировать часть протестного электората и таким образом сохранить достаточно высокие рейтинговые показатели. Но участие Компартии в парламентском большинстве, конечно же, потенциально создает проблемы. Если к парламентским выборам не улучшится существенно социально-экономическая ситуация и сохранятся достаточно критические протестные настроения, то это может ударить по Компартии», – сказал Фесенко.

О выборах заговорил и директор Украинского центра социальной аналитики Евгений Филиндаш.

«Это заявление Симоненко не случайно, так как он ощущает, что поддержка ПР и власти понемногу уменьшается, что они приняли много непопулярных и трудно объяснимых решений, и Симоненко таким образом своим заявлением сигнализирует о том, что он отмежевывается в определенной степени от ПР, от их политики. И это уже задел на будущие парламентские выборы», – считает он.

Политолог указывает на несоответствие программных положений КПУ и практической деятельности руководства партии.

«Относиться к этому заявлению нужно достаточно скептически, потому что если брать программные цели Компартии, то она действительно оппозиционная ко всему нынешнему курсу, который проводится в Украине к внедрению капитализма. Но это чисто программные заявления, а если мы посмотрим практическую деятельность, то Компартия на данный момент есть составной частью власти, и говорить о том, что часть власти является одновременно и оппозицией – это немного лукаво со стороны Симоненко», – заметил Филиндаш.

В том, что проснувшаяся оппозиционность Симоненко объясняется выборами, не сомневается и директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

«Заявление свидетельствует о том, что начался период подготовки к парламентским выборам и начался дрейф коммунистов в оппозиционную нишу. И я думаю, что они теперь будут и голосовать не за все предложения правительства. И в этом смысле будут оправдывать свой статус как бы оппозиции», – прогнозирует он.

Одновременно эксперт назвал такую позицию КПУ абсурдной.

«На самом деле это, конечно, просто смешно. Быть в парламентском большинстве и одновременно в оппозиции – это полный нонсенс», – считает Погребинский.

Не скупился на обидные для автора заявления эпитеты бывший представитель Компартии, нардеп Леонид Грач.

«Я думаю, что предела фарисейства и цинизма у Симоненко просто нет, потому что обслуживать олигархический донецкий капитал, входя во власть своими представителями, голосуя практически за все то, что кардинально меняет развитие общества, и говорить, что это оппозиция, так себе это представить может только пациент палаты № 6», – отметил он.

По мнению политика, все голосования фракции КПУ в последнее время никак не идут вразрез с позицией власти.

«Естественно, никакой оппозиционности по отношению к режиму и его курсу у Симоненко и речи быть не может», – отрезал Грач.

Посмеялся над заявлением Симоненко нардеп-нунсовец Геннадий Москаль.

«Как можно с буржуями сидеть в одной коалиции и тут же проклинать антинародную политику, ими же проводимую, делегировав людей во власть, приняв участие в дерибане портфелей?» – иронично спросил он.

Депутат уверен, что заявления лидера Компартии являются простым пиаром.

«Это просто лицемерие, я считаю, что нельзя так нагло врать. Какая она оппозиция? Сегодня Компартия – это власть. Если они хотят в оппозицию, то очень просто: написали заявления, Симоненко отдал Литвину, а Литвин на очередной сессии объявил, что Компартия выходит из коалиции и переходит в оппозицию. Пока не будет таких заявлений – это все голый популизм. Когда «закроет» первого коммуниста Генпрокуратура, тогда я поверю, что это действительно оппозиция», – отметил Москаль.

Внятно объяснить, ради чего и для кого сделал такое заявление Симоненко, похоже, не удалось никому. Все понимают, что с репликой главы Компартии и наблюдаемой действительностью что-то не так, но какими словами это наиболее удачно можно выразить – проблема. Зато не так сложно понять, что сейчас это более всего касается не экспертного сообщества, а самой КПУ и ее политического будущего. Это партии, и Симоненко в том числе, объясняться с избирателями за все голосования в Раде и кадры, отданные в «стабильно-реформаторскую» команду Президента. Пожалуй, на этом и остановимся: все и так давно все поняли, а коммунистам и без того нелегко. Посмотрим, как они будут выбираться из той акробатической позиции сидения на двух расползающихся в разные стороны стульях, в которую сами же себя и поставили.