Разоблачаем таможенную мафию
09.02.2011 13:28
...Украину, рассказал о том, что в последнее время в недрах Государственной таможенной службы Украины (ГТСУ) стали реализовываться, скажем так, весьма странные технологии. Их цель - вынудить связанный с таможенным оформлением бизнес: а) больше платить в бюджет; б) больше платить взяток; в) перейти на «обслуживание» посредническим структурам, лояльным к нечистому на руку клану высшего чиновничества в ГТСУ. Иными словами, речь идет о таможенной мафии в Украине.

По мнению нашего собеседника, все началось с приходом на пост председателя ГТСУ Игоря Калетника – народного депутата Украины от Коммунистической партии. К слову сказать, он буквально до последних дней (около семи месяцев!) совмещал работу в таможне с депутатской деятельностью, что, как известно, является нарушением законодательства.

Применяемый таможней метод давления на бизнес основан на использовании так называемой таможенной стоимости товаров. Рассмотрим работу этой коррупционной схемы на примере. Предприятие-импортер закупило за границей партию товара для сети украинских магазинов. Товар обошелся, скажем, в 10 грн за килограмм. Предприятие может подтвердить это соответствующими документами и (при ввозе в Украину) готово подать таможенную декларацию из расчета 10 грн/кг. Далее идет уплата 30% налога, и на выходе (а точнее – на входе в Украину) товар будет стоить уже 13 грн. Добавим расходы по перевозке по Украине, складированию, наценку розничной сети и пр. В итоге, покупатель увидит этот товар на прилавке по цене, скажем, 15грн/кг. Точнее, увидел бы, если бы не таможенная мафия.

Дело в том, что работники таможни при определении цены товара руководствуются не сопроводительными документами предприятия-импортера, а своей придуманной таможенной базой цен. И не возникало бы никаких недоразумений, если бы цены в этой базе были реальными. Но с некоторого времени (назовем это «временем Калетника») цены в базе стали разительно отличаться от реальных. В большую сторону, естественно!

И так, наш импортер намерен показать в декларации реальную цену в 10 грн/кг. Но таможенный работник, заглянув в компьютер, вдруг заявляет: стоимость товара на самом деле 30 грн.! А вы, дескать, господин импортер, хотите ее искусственно занизить, дабы меньше уплатить налога и тем обокрасть государство Украина. И сколько бы наш импортер не размахивал бумагами, сколько бы, не взывал к здравому смыслу, не ссылался бы на аналогичные контракты по данному товару для других стран и компаний – таможенник его не слушают. И те же 30% налога будет для него уже не 3 гривны с килограмма товара, а 9 гривен. Т. е., разница в 6 гривен. Это значит, что покупатель увидит на прилавке товар уже не по 15 гривен, а 15 + 6 = 21 грн/кг. Но, как говорится, таможня за это уже не отвечает. За все «ответит» потребитель. Который вчера еще покупал товар по 15, а сегодня вынужден «радовать» свой взор ценником 21 грн/кг. Представляете реакцию? Конечно, представляете! Как не представить, если вы сами чуть ли не ежедневно «любуетесь» растущими как на дрожжах ценами.

Радости мало, кроме одной: мы теперь больше знаем о причинах роста цен. В частности, и о роли таможенной мафии в этом процессе.

По мнению нашего собеседника, впервые схема с искусственным завышением цен в базе таможни была применена прошлым летом, когда таким образом были взвинчены цены на живые растения и цветы. Это случилось как раз в конце августа – перед 1 сентября, когда спрос на цветы пиковый, и импортеры в это время традиционно завозят их большими партиями.

Первоначально оформление на таможне одного контейнера импортных цветов официально обходилось импортеру примерно в $ 5 тыс. После «коррекции» таможенной базы цифра выросла до $ 25-27 тыс. (в зависимости от вида и сорта) за контейнер. Потом после того как несколько импортеров «согласились» на $ 7 тыс. за контейнер, эта цифра уже «легализовалась» и стала официальной, что теперь очень трудно оспорить. Таким образом, с осени прошлого года до настоящего времени стоимость импортных цветов в рознице выросла почти в три раза.

Что означает «импортеры согласились», и почему на 15 тысяч, и как это «цена легализовалась»?

Продолжим рассмотрение коррупционного механизма. И так, уже знакомый нам импортер только что услышал от таможенника, что свою реальную цену в 10 грн/кг. он может засунуть в… В общем, может о ней забить. И он пребывает в шоке, представляя лицо своего покупателя, всматривающегося в «обновленный» ценник. Импортер понимает, что товар так просто ему уже не продать. Скачек цен оттолкнет покупателя. И тут ему на помощь неожиданно приходит… сердобольный таможенный чиновник, который минуту назад ошарашил импортера своей базой цен. Чиновник намекает, что можно «договориться о компромиссе». То есть, таможня может «учесть обстоятельства», и занизить цену товара, скажем, с заявленных в базе 30 до 15. Но сделают это за взятку в $ 500 с каждого оформляемого контейнера товара. 15 грн/кг – цифра, конечна, далека от реальных 10 грн/кг, но – уже и не такая заоблачная как 30 грн/кг. Импортер вынужден согласиться, уменьшив, таким образом, свои потери, которых уже никак не избежать.

Но ситуация бьет по бизнесу и вторым концом. Потому что если, скажем, из ста импортеров десяток поддались давлению, «сломались» и согласились провести свой товар по предложенной мафиозной схеме, то тем самым они как бы легализировали эту цену. Таможня, как государственный орган (и она же мафия) теперь скажет: дескать, бизнес сам соглашается на цену в 15 грн/кг., значит – она реальная! Значит, мы таким образом «пресекли преступную схему нечистоплотного бизнеса с занижением реальной стоимости ввозимых товаров с целью незаконного уменьшения налогов»!

Если, как мы уже говорили, первыми ощутили на себе новую преступную схему импортеры цветов и живых растений, то следующими стали импортеры спиртного. Так оформление одного контейнера с виски теперь возросло в цене (обычными взятками и искусственно завышенными налогами) на 2,5 тысяч долларов.

Вот некоторые примеры. Шпроты - плюс $ 250 на тонну ввозимой продукции. Или – дополнительные $ 5 тыс. за то, чтобы 20-тонный грузовик покинул территорию порта. Столовое импортное вино раньше декларировали по реальной цене $ 4 за литр. Теперь же в таможенной базе «нарисовалась» цена в $ 14 за литр. Но можно «договориться» за $ 5, плюс $ 10 тыс. за каждый оформляемый контейнер. Мебель китайского производства реально стоит $3-5 за килограмм. Стоимость в базе подняли до $ 25 за кг. Но таможенники «соглашаются» оформлять ее по $ 7 за килограмм, плюс $ 7 тыс. взятки за каждый контейнер. Список можно продолжать.

Читатель вправе спросить: почему бизнес соглашается платить взятки, почему не ищет правды в суде и прочих инстанциях? Дело в том, что для обращения в суд, нужен как минимум официальный отказ таможни провести соответствующее оформление груза. Но такого отказа таможня не дает. Ведь на взятки всего лишь намекают. (Хотя – о-очень прозрачно, а в последние недели и совсем не прикрыто, почти прямым текстом – в служебных кабинетах, не боясь ни скрытых диктофонных записей, ни вообще ничего!) Официально же оформление грузов тормозят под различными легальными предлогами – взвешиваниями-перевешиваниями, бесконечными погрузками-выгрузками товаров из контейнеров с целью тщательного досмотра (каждая выгрузка – оплата предпринимателем работы грузчиков, потери на воровстве, порча товаров и пр.), бесконечное нахождение ошибок (вплоть до неправильной запятой) в документации и пр. Могут отправить документацию по товару на экспертизу в специальное Бюро анализа рисков – созданный таможенным ведомством дополнительный рычаг давления на несговорчивых бизнесменов. По заверению импортеров, заключения этого бюро можно ждать по несколько недель.

Все вышесказанное относится к внутренним таможням – в Киеве, Донецке, Житомире и других городах. Если же говорить о таможенных пунктах при въезде на территорию Украины – в тех же черноморских морских портах – то там импортера ждут дополнительные поборы по $ 200, 300, 500 и более за любое действие со стороны таможни.

В портах за сверхнормативное хранение контейнеров уплачиваются дополнительные деньги по штрафному тарифу, что еще больше удорожает товар на выходе и день ото дня снижает его шансы быть проданным в этой стране. Совершенно очевидно, что не каждая компания-импортер способна в этой ситуации сохранять хладнокровие. По-человечески понятно, когда предприниматели соглашаются на взятки. Но, согласиться может (если захочет) тот, кому это по карману. А если предприятие не накопило достаточного «жирка», ведет бизнес с колес и просто физически не способно заплатить взятку? (Разве что директор продаст на черном рынке свою почку в качестве донорского органа.) Таким приходится уходить из бизнеса. Или…

Впрочем, никакого «или» нет: остается только стать на «обслуживание» к специально назначаемым таможенной мафией сборщикам мзды. Но работа по теневым схемам отсекает возможность вести белый бизнес, повышает риски и в целом делает работу хлопотной, опасной и малоприбыльной. Как говорится, овчинка не стоит выделки.

Как результат, черноморские порты под завязку забиты контейнерами. Импорт парализован. Многие компании, которые в бизнесе уже не первый год и не хотели бы терять позиции, переориентируются на порты соседних государств (в частности, российские), или вообще переводят свой бизнес в другие страны. О наших портах пошла дурная слава. Перевозчики отказываются доставлять грузы в Одессу и Ильичевск. Катастрофически тает транзитная привлекательность Украины.

А все потому, что господин Калетник и Ко приватизировали таможню. Сделали ее коммерческим предприятием. Наверх идут потоки теневых денег, «грея» коррумпированную вертикаль. Из таможенный службы за последние полгода уволены практически все грамотные специалисты. Они заменены на бездумных, недалеких, но исполнительных чиновничков - эдаких колесиков и винтиков огромной порочной таможенной машины, которая натужно пыхтя, подает на верх в высокие карманы все новые и новые парии собранных взятками миллионов.

И все это – под призывы (и якобы во исполнение оных!) президента страны действительно бороться с коррупцией.

P.S. Не стоит забывать и о том, что г-н Калетник – не только представляет в исполнительной власти Коммунистическую партию, по квоте которой стал руководителем ГТСУ, но также является основным донором коммунистической партии. Уж не на взятки ли таможенникам существуют украинские коммунисты? И не мы ли (посредством покупки товаров по искусственно завышенным ценам) содержим эту политическую силу – оплачиваем ее пребывание во власти? В таком случае, компартия у нас является действительно «народной».