Магазинные штучки, или 101 способ отъема денег у покупателей
04.03.2011 10:16
...удачливым коммерсантом считается тот, кто способен «впарить» покупателю самый негожий товар по завышенной цене, да еще при этом обвесить и обсчитать его.

В старину на базаре порою можно было увидеть такую картину: шумящая толпа людей, гневно вздымающиеся кулаки и колья, свистки городовых, рассыпанные в грязь пирожки, а в самом эпицентре события испуганно сжимался в клубок избитый в кровь мужичонка. Но это был вовсе не вор, а жуликоватый лотошник, пытавшийся продать людям пирожки с тухлятиной. Ой, зря он это делал! Народ тогда был сердитый, на расправу скорый, а единственным средством защиты потребителя были его кулаки да выдранная из забора жердь, которые он тут же пускал в дело.

И, тем не менее, жулики были неистребимы. Что уж говорить о нашем времени, когда от самосуда покупателей их защищает закон, а от самого закона – взятка. Теперь комбинаторам от коммерции не грозят ни физическое возмездие, ни сырая темница, а только небольшие финансовые расходы, которые они легко возместят за счет своих новых жертв. И хотя распространенное мнение утверждает, что все торгаши-мошенники остались на базаре, куда цивилизованному человеку стоит ходить разве что за свежим укропом, с разнообразными способами «развода лохов на бабки» вы можете встретиться и во вполне респектабельных магазинах. В том числе в популярных ныне минимаркетах, супермаркетах и гипермаркетах.

Подходим (или подъезжаем) к большому торговому комплексу. Преодолевая сугробы, которые никто так и не удосужился расчистить – зачем же эти лишние траты на удобство покупателей? Магазин не пошевелит пальцем, если ему это не выгодно. Подходим к автоматически раскрывающимся дверям и обращаем внимание на то, что они делают это с некоторым замедлением – не так, например, как в больших офисах, в гостиницах, больницах и других зданиях, не имеющих отношения к торговле. Если вы сейчас несколько удивлены, то это значит, что цивилизация до вашего города еще не дошла. Да, так вот: двери, открывающиеся с запозданием, рассчитаны для того, чтобы через них не спеша входили и выходили покупатели, но не смог выбежать вор. Торговые сети бдительно следят, чтобы у них никто не украл даже булочку, и не поскупятся установить видеокамеру и над хлебным лотком.

А вот и первый «развод»: вам в руки настойчиво суют рекламный буклет, в котором перечисляются разнообразные скидки и распродажи. Тут же стоит щит с объявлением акции: собери десять крышечек от бутылок – и купи кружку за полцены!

Смысл всего этого надувательства в том, что реально никаких «скидок» нет, если только это не просроченный товар, который нужно срочно распродать. Всё очень просто: в документации магазина, к примеру, пара джинсов в розницу стоит 300 гривен. И продавать они их будут именно по 300. Но вы об этом, конечно, не знаете. Зато вы видите ценник, на котором перечеркнута цифра 700 и жирно выписана цифра 350, а сверху яркими буквами сообщается о беспрецедентной скидке в 50 %.

Преисполненные счастьем, вы хватаете эти штаны и бежите к кассе, где вам сообщают еще одну радостную новость: только сегодня вы получаете еще одну скидку на целых 50 гривен! В экстазе вы прижимаете к груди свою покупку и думаете о том, не купить ли еще одну пару (пока действуют скидки) и не сообщить ли эту радостную новость своим родственникам и знакомым.

А вот еще одна акция: полсотни старушек выстроились в очередь в ожидании неких удешевленных яиц или йогуртов. И здесь нужно помнить, что магазин не уступит вам просто так ни копейки. Поэтому вам продадут три лотка яиц, перевязанных лентой «акция», по четко обозначенной цене мелкого опта, и магазин, опять же, ничего не теряет. Либо, что еще хуже, с огромной скидкой вам вывезут в тележке просроченные продукты, которые положено списать и вывезти на свалку. Но вместо этого вам их продадут!

Однако хороший магазин никогда не допускает, чтобы срок годности его продуктов истек. Поэтому он регулярно обновляет этот срок, наклеивая на упаковки новые этикетки, переупаковывая товар и даже «перебивая» заводские штампы там, где это возможно. Где нет – тут уж ничего не поделаешь, приходится отправлять товар на акционную распродажу. Либо, если в маркете есть отдел кулинарии, превращать его в салаты, котлеты, паштеты и т.д.

Особенно важно не дать пропасть такому продукту, как мясо. Вы, например, заметили, как тщательно, порою, его заворачивают в пленку? Правильно – чтобы вы не смогли его понюхать. А эта неизменная подсветка мясных полок люминесцентными лампами, в свете которых трудно определить истинный цвет мяса!

Постойте, а где же он, этот мясной отдел? А где же хлебный?! Почему они зачастую находятся в самой глубине магазина? А это тоже хитрый маркетинговый ход: самый ходовой товар ставят в конце лабиринта из полок с товаром менее необходимым или совсем почти никому не нужным. Но пока люди будут добираться до своих булок и колбасы, они с вероятностью в 50 % прихватят по пути что-то еще, чего и не собирались вовсе покупать. Этот психологический трюк придумали в Америке еще полвека назад.

От легальных трюков снова к жульническим махинациям. Если вы думаете, что обвесить вас могут только на рынке, то вы глубоко ошибаетесь. Равно как не стоит верить в невозможность «подправить» электронные весы. Но помимо этого всегда смотрите на этикетку: возможно, вместо недорогой «любительской» колбасы вам пробили стоящую в два раза дороже, а ваши дешевенькие мандаринки посчитали как «элитные». Подобные «чудеса» на взвешивании товара часто фиксируются в столичных супермаркетах.

Разные цифры на ценниках и в чеке – самая распространенная «ошибка» торговых сетей. Например, вы видите на ценнике спагетти «15 гривен» и берете сразу несколько пачек, радуясь, что удачно попали в самый дешевый магазин. А на кассе вам пробивают их по 20 гривен, отвечая на ваши возмущенные вопросы, что товар с утра уже подорожал, и они просто не успели исправить ценники. Расчет тут делается на то, что до 75 % покупателей не станут со скандалом требовать администратора и звонить в службу защиты потребителей, а лишь уныло пожмут плечами и заплатят по чеку.

Кстати, не забывайте брать с собой чек – это единственный и важнейший документ покупателя. Во-первых, внимательно просмотрите его, и только тогда отходите от кассы! Возможно, в нем не только изменилась цена товара, но и волшебным образом появилось то, чего вы не покупали. Конечно, лишь глупость или безысходность заставит кассира втиснуть кому-то в счет бутылку коньяку или банку красной икры. Но вот добавлять туда малозаметную стоимость пары сырков, пакета молока, пачки крупы они вполне могут.

Зачем же они это делают? Да потому что в каждом магазине всегда есть недостача. В советских гастрономах за неё сажали, в нынешних капиталистических маркетах хозяин жестко «спрашивает» за убытки. Возникает эта недостача двумя путями. Естественным – когда товар разбивается, рассыпается, портится, усыхает. Криминальным – когда его просто воруют, в том числе сами работники – начиная от вынесенного за пазухой мартини и заканчивая невинно съеденным весовщицей бананом.

Конечно, мрачно бродящие по залу «охранники», которые на самом деле являются всего лишь контролерами, обязаны приглядывать за всеми, в том числе и за персоналом. Но в наших коллективах, как правило, люди довольно быстро знакомятся и не конфликтуют друг с другом. Поэтому все свои проблемы супермаркеты перекладывают, в основном, на карманы покупателей.

Кстати, об «охране». Как и милиции, этим ребятам платят деньги не просто так – с них требуют план по раскрываемости. Поэтому время от времени они просто вынуждены кого-то ловить, дабы доказать, что не зря получают свое жалование. Но проблема в том, что поймать на горячем профессионального вора крайне сложно, практически невозможно, поэтому попадаются «охране» лишь незадачливые алкоголики да глупые подростки. Однако если их число недостаточно, «охрана» вынуждена выполнять план за счет порядочных покупателей.

Самый простой способ – подметить человека, который забыл взять на кассе свой чек, без которого он не сможет доказать, что он купил товар, а не украл его. Обычно жертвами такого «развода» становятся тихие слабые личности, которые сделали небольшую покупку (трудно представить вора с полной тележкой товара), и после соответствующей психологической обработки готовые согласиться на всё. А предлагают им лишь сфотографироваться для отчета перед начальством – и отпускают на все четыре стороны.

А вот в больших городах, где в «охрану» набирали чуть ли не гопников, она пыталась (и такое случается до сих пор) заниматься вымогательством. То есть своих жертв они ловили уже не для плана, а чтобы вынудить их заплатить некий «штраф».

Опять же, «развести на бабки» подобным образом удавалось только определенную категорию людей, поскольку уверенный в себе, твердый духом и телом, юридически подкованный человек знает свои права и убедительно поясняет «охране», что эти контролеры не имеют права даже дотрагиваться до покупателя или вынуждать его куда-то «проходить» и обыскивать – всё, что позволяет ему закон, это перекрыть выход и вызвать милицию. Причем требование немедленного прибытия последней, как правило, очень охлаждает пыл «охранников» – как бы они ни пугали «ментами» и тюрьмой незадачливых «лохов», они понимают, что в присутствии людей начнется уже другой разговор. И кто знает, кого именно после него поведут в милицейскую будку…