Хлебный кризис власти назвали «надуманной проблемой». Нет хлеба – извольте жрать пирожные!
11.03.2011 10:30
...в Луганской области неожиданно остановились хлебозаводы. По причине внезапного отсутствия муки. Шахтерские города вдруг остались без главного продукта – без хлеба.

«По свидетельству жителей Свердловска, заводской хлеб в продажу не поступает, население в панике. Такая же ситуация в Ровеньках и других городах Луганщины. Власти пытаются компенсировать недостаток хлебобулочной продукции поставками из областного центра, но этого не хватает, так как завоз осуществляется малыми партиями. Фактически стотысячные шахтерские города остались без хлеба!» – первыми «хлебную тревогу» забили общественники – Союз объединений граждан «Трудовое Движение «Солидарность».

На хлебном дефиците попытались заработать некоторые частные пекарни, взвинтив цены до пяти, а то и до семи гривен за обыкновенный батон.

В телевизионных сюжетах на тему луганского «бесхлебья» вся страна увидела усталых людей, побывавших в нескольких магазинах, где хлебные полки пустовали. Жители пострадавших городов признавались, что они уже два дня сидят на сухарях и готовы терпеть еще – вот только не знают, сколько времени надо терпеть.

Но, несмотря на упрямые факты, засвидетельствованные украинским телевидением, местные власти не менее упрямо эти факты не признали.

Ровеньки обеспечены хлебом на сто процентов, а ситуация с дефицитом была создана искусственно, убежден мэр города Ровеньки Александр Есенков: «Да, были перерывы, но нехватки хлеба не было. Просто некоторые люди привыкли к хлебу «Коровая» (ОАО «Коровай» – основной производитель хлебной продукции в Луганской области. – Авт.). Они мне звонили и говорили: «Вот «Коровая» нет, пришлось покупать другой хлеб». Сейчас хлеб есть везде, и в выходные дни он был». По данным городского головы, запасы муки у производителей хлеба в Ровеньках – от трехдневного до месячного.

Шахтерский Свердловск тоже полностью обеспечен хлебом, считает городской голова Александр Шмальц.

«Хлеб выпускается, запустили хлебокомбинат, никто без хлеба не сидел. У нас такая ситуация с продуктами, как и по всей Украине. Это была надуманная проблема», – сообщил мэр агентству «Правда».

«Резонанс, который получила ситуация с обеспечением хлебом в городах Ровеньки и Свердловск, носит искусственный характер», – в тон городским властям заявил и губернатор Луганщины Владимир Пристюк. Правда, не уточнил при этом, в чем именно «искусственность» резонанса, если населению шахтерских городов на самом деле пришлось отказаться от хлеба или покупать вместо относительно недорогих «социальных» сортов дорогой хлеб у частников.

Дешевого хлеба не стало. Резонанс возник. Странно, что губернатор нашел в этом странность.

А вот начальник управления агропромышленного развития Луганской областной государственной администрации Сергей Хворостяненко подтвердил, что ситуация по хлебу действительно была непростой. И сложилась она в связи с тем, что из-за экономических трудностей ОАО «Коровай» на 50 процентов сократил производство.

Вопрос в том, почему «экономические трудности» возникли внезапно и неожиданно, не были спрогнозированы заранее и обернулись лишениями для жителей целого региона? Что вообще стоит за словосочетанием «экономические трудности» – демарш производителей хлеба, коррупционный сговор чиновников или попытка властей прозондировать ситуацию в части возможного повышения цен на хлеб? Источник, близкий к ОАО «Коровай», сообщил агентству «Правда», что нехватку хлеба спровоцировали два фактора: повышение закупочных цен на муку и отсутствие дотационных денег со стороны государства. В итоге, по мнению источника, производители хлеба были вынуждены его произвести вполовину меньше.

Хлебный кризис получил подтверждение и в пресс-службе Луганской областной государственной администрации. Как сообщается, «основной поставщик хлебобулочных изделий в регионе (ОАО «Каравай») 6 марта в связи с временными финансовыми трудностями действительно был вынужден наполовину сократить производство хлеба социальной категории потребления. Наиболее ощутили это жители Свердловска и Ровеньков». В администрации отметили, что 6-7 марта потребность в хлебе в этих городах перекрывалась за счет ресурсов мини-пекарен и поставок с других территорий. В связи с техническими перебоями в графиках поставок, в эти дни в отдельных микрорайонах наблюдался временный дефицит хлеба социальных сортов. То есть правы были общественники из «Солидарности», говорившие о недостаточном количестве привозного хлеба, которым власти в спешном порядке пытались компенсировать его тотальную нехватку.

Выходит, хлеба в Свердловске и Ровеньках все-таки не было, вопреки заверениям мэров городов? Или хлеб все-таки был, вопреки «экономическим проблемам» и «временным финансовым трудностям», а отдельные областные чиновники просто зачем-то стремятся испортить радужную картину хлебного благоденствия в Ровеньках и Свердловске мрачными штрихами? Почему господин губернатор, администрация которого подтверждает наличие отсутствия хлеба в шахтерских городах, убежден в том, что острый дефицит такого необходимого продукта питания не должен был вызвать резонанса? Для чего одни представители власти скрывают факты, а другие только приоткрывают завесу хлебной тайны, умалчивая об истинных причинах случившегося?

Сегодня, имея широкий спектр мнений и оценок, легко понять, что:

1. Действительно, основной производитель хлеба в Луганской области – ОАО «Коровай» – имело «экономические проблемы» и «временные финансовые трудности» по состоянию на 6 марта 2011 года.

2. Действительно, 6 марта 2011 года ОАО «Коровай» снизило выпуск хлеба ровно наполовину. Не надо быть профессором математики, чтобы просчитать последствия: снижение выпуска хлебной продукции на 50% автоматически должно означать, что в каждом магазине области хлеба, выпускаемого ОАО «Коровай», стало вполовину меньше. Или по-другому: в половине городов и районов Луганщины этого хлеба не стало вообще.

3. Снижение выпуска хлеба наполовину означает, что ОАО «Коровай» находилось по каким-то причинам в самом отчаянном положении: либо у предприятия совсем не было денег, чтобы произвести расчеты за муку, либо – что значительно хуже – уже не было и самой муки. В пользу последнего предположения свидетельствуют слова председателя правления ОАО «Луганскмлын» Зинаиды Наден, которая заявила агентству «Правда», что на сегодняшний день в области с хлебом проблем нет, поскольку ОАО «Коровай» получило возможность брать муку в долг.

4. Ресурс мини-пекарен только частично способен перекрыть дефицит хлеба в Луганской области. Если основной хлебный производитель и дальше будет вынужден работать, не имея стратегического запаса муки (поскольку отсутствуют средства для ее закупки), то мартовское «бесхлебье» может повториться в любой момент.

5. Недолгий хлебный кризис привел к мгновенному росту цен до порога в 5-7 гривен. По этому поводу почему-то и Антимонопольный комитет, и прокуратура молчат, как рыба об лед. Ведь и здесь возможны варианты. Первый: на своих же согражданах решили нажиться частные пекарни. Второй: имел место сговор между производителями хлеба и поставщиками муки с целью повышения цены на хлеб для населения – ну точно так, как это обычно бывает с нефтепродуктами.

Вместо того, чтобы принять все возможные меры к расследованию скандальной ситуации вокруг основного продукта питания – хлеба, местные власти решили упорно не замечать фактов или, в лучшем случае, сообщать людям только часть правды. А в худшем – просто врать напропалую. Ведь ни за ложь, ни за то, что десятки тысяч семей в одночасье остались без хлеба, никому ничего не будет – ни городского голову не посадят лет на пять, ни губернатора на все десять с конфискацией, ни с владельцами хлебной отрасли никто не станет разбираться по существу.

Поскольку государство у нас – свободное и демократическое. Была бы (о, ужас!) диктатура – тогда бы да, и виновных бы нашли в три счета, и рука возмездия была бы тяжелой. Но диктатуры, к счастью, нет, а есть вседозволенность и безнаказанность. Есть демократия, а значит, у людей всегда есть свободный выбор и свобода слова! И коль нет хлеба, всегда можно свободно об этом сказать вслух и свободно купить пирожные вместо исчезнувшего батона.

«Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» – эти слова приписывают Марии-Антуанетте, королеве Франции. Той самой, которая была обезглавлена на Площади Согласия. Властям Луганщины, бодро утверждающим, что проблем с дешевым хлебом у людей нет, не помешало бы помнить о судьбе правительницы, которая в ответ на сообщение о голоде среди французских крестьян посоветовала им заменить хлеб сладкой сдобой.

Константин Ильченко, руководитель Союза объединений граждан «Трудовое Движение «Солидарность»:

«Исчезновение хлеба с полок магазинов в шахтерских городах не вызывает сомнений в том, что грядет повышение цен на хлеб уже в ближайшем будущем. Судя по реакции местных чиновников и их комментариям, хлебный кризис организован на высшем уровне, и это обстоятельство, с одной стороны, заставляет задуматься, а с другой – настораживает. Такими методами бездарные и бессовестные чиновники пытаются нам привить мысль о том, что повышение цены неизбежно, что с этим нужно смириться, поскольку хлеба, может статься, и вовсе не будет.

Хлебный кризис в шахтерских городах – это эксперимент, который государство проводит над своим народом, наблюдая за его поведением и одновременно приучая к новым ценам. Это происходит на фоне повсеместного роста цен буквально на все. Но если тот же шахтер еще может закрыть глаза на подорожавший бензин, то отсутствие хлеба в магазинах его подвигает к единственно правильной мысли: пора лопату и поддыру использовать не в забое, а в разговоре с охамевшей братией, величающей себя властью. А это вам не «майдан предпринимателей», это – разъяренные трудовые коллективы, которых не остановить и спецназу.

Удивляет тот факт, что коррумпированные чиновники, начиная от сотрудника местного исполкома и заканчивая губернатором, не осознают, что очень скоро униженные, голодные и несчастные люди постучат им в ночи в окно. Власть сама провоцирует социальный взрыв. Власть сама довела ситуацию в Луганской области до края, и если бы не общественность, заставившая чиновников хоть что-то сделать для людей, все закончилось бы хлебным бунтом со всеми вытекающими последствиями.

Чем больше власть будет усердствовать в своих действиях против рабочего класса, против трудяг – тем скорее получит достойный отпор. И поверьте, голодные и злые люди не станут петь песни и размахивать флагами».

После бесхлебных на Луганщине праздничных и выходных дней точки над «i» были поставлены: генеральный директор «Укрхлебпрома» Александр Васильченко заявил о том, что Госрезерв не сможет удовлетворить потребность в муке для хлеба социальных сортов. А это означает только одно: стоимость хлеба возрастет. Как утверждают эксперты, на 15-20 %.